Лингвострановедческий компонент, как средство развития интеллектуальной и коммуникативной культуры обучающихся
статья

Болтенкова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросылингвострановедческого компонента образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвострановедческий компонент, как средство развития интеллектуальной и коммуникативной культуры обучающихся

На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к интеллектуальной состоятельности молодых специалистов независимо от того, в какой сфере производства они заняты. Использование современных научно-технических средств и методов доступно только специалистам с достаточно развитой интеллектуальной культурой. Кроме этого, не менее важно, чтобы специалист имел возможность эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал. Современная цивилизация сформировала новый социум, насыщенный сложной техникой, интенсивными потоками информации, высоким уровнем межличностного взаимодействия. Всё это привело к тому, что доля интеллектуальной деятельности, интеллектуальной культуры в жизни человека всё возрастает и становится преобладающей.

Одним из важнейших компонентов интеллектуальной культуры личности является ее коммуникативно-речевой компонент, который выражается в системе коммуникативно-речевых компетенций (знаний, умений и навыков, необходимых для понимания текстов и конструирования собственных высказываний, адекватных целям, сферам, ситуации общения). Высокий уровень культуры человека немыслим без высокого уровня культуры его речи. Человек, обладающий интеллектуальной культурой, осознает язык как общечеловеческую ценность, владеет монологической контекстной речью и способен осознанно использовать ее для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией, т. е. способностью общения на иностранном языке. Всё это невозможно без привлечения культуроведческого компонента.

Как же на уроке иностранного языка учитель может познакомить своих учеников с достижениями культуры стран изучаемого языка? Практически на каждом уроке необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это содействует воспитанию учеников в контексте диалога культур, знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке. Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире.

Считается, что в общем плане обучение иностранному языку должно подразумевать приобщение к языковому сознанию народа – носителя языка. Обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения иностранному языку обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей, но также вполне конкретных практических целей. Одна из важнейших задач учителя – необходимость разработки технологии обучения социокультурному компоненту в содержании обучения иностранному языку. При этом не следует забывать о родной культуре учащихся, привлекая её элементы для сравнения, поскольку только в этом случае обучаемый осознаёт особенности восприятия мира представителями другой культуры.

Содержание обучения неродным языкам и, прежде всего его предметный аспект (т. е. культурные феномены, о которых учащиеся читают, пишут, о которых они узнают от учителя, из учебника и др.) не есть реклама чужого образа жизни, а основа для развития у учащегося способности «смотреть на мир глазами носителя изучаемого языка».

        Требования межкультурного общения ставят перед необходимостью научить обучающихся (на разном уровне владения языком) умениям:

      а) употреблять иностранный язык (во всех его проявлениях) в аутентичных ситуациях межкультурного общения (процесс формирования навыков и умений);

      б) объяснить и усвоить (на определённом уровне) чужой образ жизни / поведения (процессы познания);

      в) расширить индивидуальную картину мира за счёт приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка (процессы развития).

Как известно, навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирования личности. Уже сегодня, очевидно, что межкультурная составляющая учебного процесса диктует необходимость поиска новых психолого-педагогических и методических решений. Эти решения связаны с моделированием системы обучения иностранному языку как процесса приобретения учащимся индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой.

Этот процесс требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. Ведь, с одной стороны, язык является той системой, которая позволяет собирать, сохранять и передавать из поколения в поколение информацию, накопленную коллективным сознанием. Но с другой стороны, аналогичную функцию хранения и передачи коллективных знаний определённого рода выполняет культура. Так что уже в силу общности функций язык и культура постоянно взаимодействуют.

На бытовом уровне у обучающихся уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуре иного народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения.

Таким образом, овладение иностранным языком неразрывно связано с сознанием приобщения ученика к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических  знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.

В процессе приобщения учащихся к иноязычной культуре учитель сталкивается с рядом трудностей. Эти трудности - как объективного характера, связанные с неподготовленностью учащихся к встрече с иноязычной культурой, так и трудности субъективного характера – обусловленные необходимостью перестройки себя и построения всего процесса обучения не только с позиции учителя владеющего иностранным языком, но и знающего иноязычную культуру.  

В новых условиях учитель должен строить учебный материал с учётом познавательного аспекта, организовывать работу над грамматическим, лексическим и фонетическим материалом таким образом, чтобы она побуждала обучающихся к сопоставлению изучаемого языка с родным, к осознанию особенностей мышления, менталитета народа, язык которого они изучают. Поэтому учителю необходимо дополнять учебный материал такими текстами, которые смогли бы раскрывать факты иноязычной культуры и побуждать к активному сопоставлению картин мира (собственной и иной), сообщать о достижениях национальных культур, не вызывая неприятия или искусственного восхищения иностранной, не создавая барьера между представителями различных культурных сообществ.

Подводя итог можно сказать, что восприятие, интерпретация и оценивание феноменов и ситуаций иной культуры происходит на основе опыта, приобретённого в культурной среде родного языка.

Иными словами, углублённое ознакомление с иной культурой должно опираться на фундамент своей культуры, так как мерилом норм, ценностей и эталонов иной страны и культуры выступают нормы, ценности и эталоны родной страны и культуры, даже не смотря на то, что взаимосоотнесение их масштабов реально может быть не совсем корректным. Учителю необходимо научить осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007.
2. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: НО, 2000.
3. Купирова  Е. А. Лингвосмысловой анализ текста как метод организации познавательной деятельности / / Русский язык в школе. 2010. №12.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
5. Харламов  И. Ф. Педагогика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1997.

6. Трапезникова  Е. В. «Проблема формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры учащихся».  CyberLeninka.ru

7. Егорова Г. И. «Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста». lit.lib.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

«Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»

Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»...

Статья: Экологические квесты как средство развития у учащихся экологической культуры

В последнее время в качестве инструмента экологического воспитания детей и их социализации активно внедряются новые формы, методы и технологии, одной из которых является квест-технология....

Экологические квесты как средство развития у учащихся экологической культуры

.  В последнее время в качестве инструмента экологического воспитания детей и их социализации активно внедряются новые формы, методы и технологии, одной из которых является квест-технология....