практическая работа
материал

Субботина Олеся Анатольевна

практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbu_ko_poo_t.p.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ КО ПОО "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Практическая работа

Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. «Дошкольная педагогика с основами

методик воспитания и обучения»

Работу выполнила:

Субботина О.А.

гр.33-дош. о/з

Г.Черняховск 2020.

Основы методик воспитания

и обучения детей дошкольного

возраста

 

248 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

упражнений в использовании орудий труда. В этот период встречались

спортивные игры, игры-соревнования, но ролевые игры отсутствовали.

Ролевая игра возникла на определенном этапе развития общества, в связи с изменением места ребенка в нем. Это было обусловлено

усложнением производственных отношений и форм труда. На этом

этапе происходят изменения в процессе формирования ребенка как

члена общества: выделяются общие способности, необходимые для

овладения любыми формами труда (четкая координация, ловкость

и пр.). К этому же периоду относят создание символических игрушек

(мяча, куклы). Считается, что такие игрушки возникли из культово-ритуальной практики человека. Долгое время они выполняли и игровую,

и ритуальную функцию.

Д. Б. Эльконин указывал, что символизм игры, деятельность игрового замещения не является изобретением самих детей. Он связывал

генезис игры с «магической репетицией» предстоящей охоты с распределением ролей или с эмоционально-насыщенным рассказом-драматизацией взрослых об успешной охоте в ходе ритуальной игры. Игра

детей берет начало в этой ритуально-эстетической практике взрослых.

Этот опыт был перенесен в архаическую «праигру» с уменьшенными орудиями труда. Будучи «вытолкнутыми» (Д. Б. Эльконин) из

материального производства, дети становятся предоставленными сами

себе. Появляется период, когда дети не участвуют непосредственно

в жизни взрослого сообщества. Они начинают объединяться в игровые

сообщества. При помощи символической игрушки дети воссоздают те

сферы жизни и труда людей, в которые они не включены теперь в силу

возраста, но к которым стремятся.

В процессе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой деятельности, воспроизводят социальные отношения взрослых. Через игру

дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя потребность в участии

в ней. Постепенно детство становится периодом жизни, специально отведенным для общей ориентации в сложно организованной человеческой

деятельности и социальных отношениях. Таким образом, ролевая игра

является социальной по своему происхождению и содержанию.

Достраивание сюжета игры, интерпретация игровой роли — это средства

данного экспериментирования.

В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем

мире, а систему общечеловеческих способностей — это общие способы

действий с вещами, универсальные способы мышления и нравственного

отношения к миру. Таким образом, через игру возникают условия для

творческого самоопределения детей в культуру.

Какие задачи воспитания и развития ребенка могут быть решены

в игровой деятельности?

Особенности творческой ролевой игры детей, ее социокультурное

значение в развитии ребенка раскрыты в работах Е. И. Тихеевой,

Ф. И. Фрадкиной, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой,

Р. М. Римбург, Р. И. Жуковской, П. Г. Саморуковой, Т. И. Бабаевой,

Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Е. Е. Кравцовой, О. В. Солнцевой и др. Определены особенности, место и значение дидактических

и подвижных игр, игр с правилами (Е. И. Радина, А. И. Сорокина,

Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова и др.) в развитии умственной и физической компетенции дошкольников, воспитании культуры поведения и общения. Раскрыто значение игры в художественном развитии

и воспитании детей (Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. В. Артемова,

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Акулова и др.). Изучено влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

(З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец, Е. А. Носова и др.),

выявлены позитивные возможности синтеза игры и труда (М. В. Крулехт, Э. В. Онищенко).

В какие игры играют дети дошкольного возраста?

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам. Это существенно затрудняет классификацию детских игр, однако интенсивное обращение к игре в образовательном процессе детского сада делает их классификацию необходимой.

В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, чаще всего называют творческими, или играми с открытыми правилами. Кроме того, существуют игры с готовыми, или закрытыми, правилами. Обычно их называют играми с правилами. В качестве ведущего

признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.

Творческие игры можно разделить на две подгруппы.

250 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

I подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов. Сюда относят подражательные игры, основанные на повторении понравившегося

действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма. Это сюжетноотобразительная игра (по определению Л. С. Выготского — «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра-драматизация, в которой основой игрового

действия является литературный сюжет. Сюжетно-отобразительная

игра — принадлежность раннего и младшего дошкольного возраста, а

вот игру-драматизацию дети любят на протяжении всего дошкольного

детства. Театрализованные игры ориентированы на зрителя, в них дети

занимают позицию актеров, которые показывают зрителям спектакль.

Дети принимают участие в создании его сценария, оформлении декораций

и костюмов, афиши, пригласительных билетов. В играх на основе готовых сюжетов творческое начало проявляется в создании игровых образов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.

II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными

детьми.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или

иную роль. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от

3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать

место другим видам игр.

Режиссерские игры — в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре

ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. Вначале

режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние ее проявления приходятся на третий год жизни.

К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра возможна и при

совместной деятельности детей. При этом у дошкольников сохраняются

и индивидуальные режиссерские игры.

Игра-фантазирование построена на воображении, тесно связанном

с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития

сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев,

комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с

внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование

появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.

Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых

252 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

В чем заключается роль игры в воспитании и развитии ребенка

дошкольного возраста?

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям,

которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии

ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усвой,

Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его

«самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции,

когда является самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре

впервые начинает проявлять себя воображение — основа творческой

деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать

разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые

и режиссерские игры.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных

отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития

у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку

предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить

признание сверстников.

Игра — деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры — важнейшее условие становления

детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена

определенного коллектива, впервые появляется чувство единения,

формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская

группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться

к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым

стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую

ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой

игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать

ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более

сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует

отношения персонажей, мотивирует их поступки. При этом ребенок

оказывается «над ситуацией», становится ее хозяином. Это качество

значимо для дальнейшего обучения в школе.

В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция

сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных пред-

254 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как

оболочка — некое обрамление образовательной деятельности (например,

игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются

различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация

движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают

внимание детей, способствуют повышению познавательной активности,

стимулируют проявления творчества.

Глава 1. Основы методики физического развития

и воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Задачи и содержание физического развития и воспитания

детей дошкольного возраста

Чем обусловлены задачи и содержание физического развития

и воспитания детей дошкольного возраста?

Содержание физического развития и воспитания детей дошкольного

возраста составляет та часть социально-исторического опыта, которая

включает знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека, а также двигательную культуру.

Задачи физического воспитания обусловлены специфическими

особенностями детей: интенсивным ростом и развитием, высокой ранимостью организма, величайшей пластичностью, реактивностью всех

тканей, интенсивностью обменных процессов.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

тельными возможностями, высокой восприимчивостью к усвоению

нового, гетерохронностью развития.

Приоритетными направлениями в физическом воспитании дошкольников являются охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение

сопротивляемости организма влияниям внешней среды, повышение

общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям,

правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной

осанки и стопы, развитие мелкой моторики, гармоничное физическое

развитие.

Основными средствами физического воспитания являются:

— гигиенические факторы (режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, одежда, формирование культурно-гигиенических

навыков);

— естественные силы природы (для закаливания и укрепления

организма);

— физические упражнения.

В дошкольном детстве дети осваивают несколько групп физических

упражнений:

— основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии);

— общеразвивающие упражнения, построения и перестроения;

— спортивные упражнения (летние: плавание, катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках; зимние: ходьба на лыжах, катание на

коньках, на санках, скольжение по ледяным дорожкам);

— подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами

спорта);

— элементарный туризм (пешеходный, лыжный, велосипедный

в форме длительных прогулок за пределы участка в летнее и зимнее

время года).

Ежедневно дети неоднократно выполняют разнообразные физические упражнения.

Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

физкультурное занятие. Определенная структура занятия обусловлена

необходимостью обеспечения оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, то есть таких, которые сочетают

тренирующий эффект с безопасностью для здоровья. Каждое занятие

обязательно включает три части:

— вводную, или вводно-подготовительную, часть — разминку, чтобы

подготовить организм к нагрузкам, настроить на занятие;

— основную, в ходе которой решается комплекс основных задач;

— заключительную, назначение которой — восстановить пульс

и дыхание.

Утренняя гимнастика является одной из основных форм обеспечения двигательного режима дошкольников в детском саду. Традиционно она имеет трехчастную структуру. Вводная часть включает простые построения и перестроения, преимущественно ходьбу, бег, подскоки в сочетании с заданиями на внимание. Основная часть содержит комплекс общеразвивающих упражнений для рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног (повороты, наклоны, приседания, взмахи ногами, отведение ног в стороны, вперед и т. д.), выполняемых из разных положений.

В конце комплекса следует бег или подскоки на месте. Заключительная часть — ходьба (танцевальные движения, элементы хореографии или подвижная игра малой подвижности).

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений, упражнений с различными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельностью обязательно предусматривает организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений, нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий); закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности утром, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, по вечерам; владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей, учет индивидуальной степени двигательной активности каждого ребенка.

Физкультминутки и физкультурные паузы являются формами активного отдыха детей, снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

Прогулка направлена на обогащение двигательного опыта детей, удовлетворение потребности в движениях. Двигательная деятельность должна составлять не менее 70 % длительности прогулки.

Огромное значение имели открытия ученых в области физиологии и медицины: хирурга и педагога Н. И. Пирогова (1810–1881), И. М. Сеченова (1829–1905), академика И. П. Павлова, врача и собирателя детских игр Е. А. Покровского (1838–1895), врача-гигиениста Е. М. Дементьева (1850–1918), доктора медицины и хирургии П. Ф. Лесгафта (1837–1909). Одной из главных идей системы физического образования П. Ф. Лесгафта является познавательный характер физического воспитания, развитие посредством физических упражнений не только телесных, но и интеллектуальных сил человека. Наиболее ценными упражнениями для детей он считал естественные движения, подвижные игры-упражнения, с помощью которых ребенок готовится к жизни.

В советский период основателями теории физического воспитания дошкольников стали врачи-педиатры и гигиенисты В. В. Гориневский (1857–1937), Л. И. Чулицкая-Тихеева (1868–1938), Е. А. Аркин (1873– 1948). Они рекомендовали вводить физическое воспитание в дошкольные учреждения как можно раньше, в качестве средств физического воспитания предлагали подвижные игры и упражнения — безопасные, не наносящие ущерба здоровью ребенка.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на

формирование двигательных навыков, физических качеств, достижение

физического совершенства.

 Физическое совершенство — оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующие различным формам жизнедеятельности; отражает степень индивидуальной физической одаренности, биологической надежности организма.

Методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, обеспечивающего физическое развитие ребенка, и особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях.

Метод в данном случае — это система приемов, имеющая целью оптимизацию процесса обучения движениям, развитие физических качеств в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. Специфическую основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное чередование с отдыхом.

Метод строго регламентированного упражнения предполагает соблюдение ряда условий: наличие четкой программы движений; точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, нормирование интервалов отдыха и чередование их с нагрузками; создание внешних условий, облегчающих управление движениями, освоение двигательных умений и навыков, успешное развитие физических качеств (использование специальных способов организации детей, физкультурных пособий, снарядов, тренажеров).

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по кругу, выполняя 6–8 упражнений, позволяющих всесторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма с целью достижения оздоровительного эффекта, повышения работоспособности. Дети начинают с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки происходит за счет увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, укорочения отдыха между кругами).

Игровой метод дает возможность обучения младших дошкольников движениям, а также закрепления и совершенствования двигательных навыков, приобретенных в разные годы дошкольного детства, развития инициативности, самостоятельности, творчества, познавательной активности, морально-волевых и физических качеств. Основу этого метода составляет двигательная активность, обусловленная игровым замыслом или сюжетом игры, при этом достижение определенной цели допускается многими дозволенными способами, в условиях постоянно изменяющейся ситуации. Один из недостатков этого метода — невозможность точно определить посильную нагрузку.

Соревновательный метод применяется в работе с дошкольниками в элементарных формах во всех возрастных группах для развития всех двигательных качеств и навыков. В старшем дошкольном возрасте этот метод стимулирует мобилизацию проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий.

Равномерный метод применяется в основном для развития выносливости в упражнениях циклического характера (бег, ходьба на лыжах, плавание, подскоки) преимущественно в естественных условиях и местах, богатых кислородом (лес, парк, у реки).

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Он помогает развить у ребенка скоростные способности и выносливость, улучшить координацию движений, а также расширить диапазон двигательных навыков, развить волевые качества. Преимущество этого метода в том, что он устраняет монотонность. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность не только развивать двигательные качества, но и совершенствовать технику движений.

Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения.

Со средней группы для успешного обучения детей технике физических упражнений в работу внедряются специальные «подводящие»

упражнения — упражнения, создающие «мышечное» ощущение правильного выполнения отдельных элементов техники.

Наиболее известными инновационными технологиями использования общеразвивающих упражнений являются:

— фитбол-аэробика (упражнения на крупных гимнастических мячах,

обеспечивающие щадящее воздействие на позвоночный столб и, как

следствие, на весь опорно-двигательный аппарат и работу вегетативных

систем организма);

— ритмопластика (включение в работу музыкально-пластических

композиций, каждая из которых имеет ярко выраженный игровой образ,

понятный детям);

— ритмическая гимнастика;

— игровой стретчинг (статичные растяжки мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющие предотвратить нарушение осанки и исправить ее, оказывающие глубокое

оздоровительное воздействие на весь организм).

Особого внимания заслуживают технологии, связанные с обеспечением физической готовности детей к школе. Примерами таких

технологий могут быть:

— технология развития кисти руки и крупной моторики с целью

подготовки детей к освоению графики письма (С. О. Филиппова);

— технология преодоления медлительности детей за счет подвижных

игр и игровых упражнений (М. М. Кольцова, М. М. Безруких).

Развивающие двигательные программы для занятий с детьми дошкольного возраста содействуют, наряду с развитием двигательных качеств

и навыков, развитию нервной системы и организма ребенка в целом,

нацелены на активизацию сенсомоторного развития, формирования

оптимальной осанки, оптимального двигательного стереотипа основных

локомоций, высокосоциализированных движений. Большинство комплексов включают технику реализации основных факторов развития

нервной системы, тренировку зрительно-моторной координации.

Перспективным направлением методики физического развития

является также разработка и внедрение технологий, направленных

на повышение функциональных возможностей организма ребенка,

стрессоустойчивости старших дошкольников за счет рационально организованной двигательной деятельности. Такая деятельность должна

быть направлена на повышение уровня физической подготовленности

и укрепление нервной системы ребенка, развитие волевой сферы. Основным содержанием такой деятельности могут быть общеукрепляющие

подвижные игры с элементами соревнования, позволяющие развивать

высшие психические функции, взаимодействовать детям друг с другом

и взрослыми. Именно к такой игровой двигательной деятельности предрасположены структурные особенности детского организма, аэробный

характер энергообеспечения, готовность к продолжительной, но не

слишком интенсивной нагрузке. Перспективным направлением использования физических упражнений с целью повышения функциональных

Перспективна также разработка экспресс-диагностики физического развития и физической подготовленности детей, технологий, обеспечивающих интеграцию разных образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"

Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...

3. 06 апреля 2020 г. Товары бытовой химии. Практическая работа №28. Практическая работа №29

Тема урока: Товары бытовой химии.Используя учебник товароведения, запишите в рабочую тетрадь классификацию, виды, отличительные особенности следующих товаров:1. Клеящие материалы;2. Синтетические моющ...