Статья на тему «Формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры»
статья

Булахова Алена Игоревна

Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема становится в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_praktika.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 4 курса,

Дошкольное образование,

БУЛАХОВА

                                                                                                Алёна Игоревна

Статья на тему «Формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры»

Дзержинск-2021 год

Актуальность.

Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема становится в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л. И. Божович, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что  образование «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.»

К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к школьному обучению в отечественной психологии (Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, М. Н. Костикова, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, Т. А. Нежнова, У. В. Ульенкова, Д. Б. Эльконин и др.), но этот опыт в современном образовании недостаточно применяем.

Одним из наиболее эффективных средств является игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  Игра в наибольшей степени способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребёнка, оказывающим разностороннее влияние на формирование его личности. 

Формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. В педагогической практике сложились следующие противоречия:

- противоречие между пониманием со стороны воспитателей, родителей и учителей важности обучения в школе здоровых детей, обладающих достаточно функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью» и недостаточной информированностью о современных методах оценки уровня функциональной зрелости детей, готовящихся к поступлению в школу;

- противоречие между готовностью и желанием воспитателей, родителей формировать потребность у дошкольников в школьном обучении, и готовность к новой социальной позиции (роли) школьника и отсутствием таких условий, чтобы при всех различиях своих способностей, дети могли достичь более или менее одинакового стартового уровня развития перед школой.

Изучив психолого-педагогическую литературу, периодические издания, опыт работников дошкольных образовательных учреждений, был сделан вывод, что достаточно хорошо разработаны теоретические аспекты подготовки к школе детей дошкольного возраста, широко используются различные виды игр, но недостаточно раскрыты условия применения игр по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: при каких условиях  игры будут эффективны для формирования компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте.

Объектом данного исследования является процесс формирования школьной готовности.

Предметом исследования выступает игра, как средства формирования компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте.

     Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности использования игр, направленных на формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза данной работы заключается в том, что формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры будет наиболее эффективным, если:

-регулярно обеспечивать использование комплекса игр, а именно игр на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, речевых игр, коммуникативных;

-просвещать родителей на тему школьной готовности;

-регулярно включать использование игр по формированию компонентов школьной готовности в режимные моменты

Формирование готовности детей к школе в педагогике и психологии

Формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьных учителей, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети. Однако единого и четкого определения понятия «готовность к школе» пока нет, ровно как до конца не установлены наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

Исследованием подготовки детей к школе занимались ученые под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка . 

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Кравцовой Е.Е., проблема готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

По мнению Керна А., поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях .

Безруких Л.М. считает, что готовность ребенка к обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка .

Венгер Л.А. трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) .

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также готовность к новой форме социальных отношений, в ситуации школьного обучения.

Понимая, готовность к школьному обучению как многокомпонентное образование, к числу ее компонентов можно отнести:

  • физиологическую готовность;
  • интеллектуальную готовность;
  • личностную (мотивационную) готовность;
  • социально-психологическую готовность.

Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения.

Роль игровой деятельности в формировании готовности старшего дошкольника к школе

Игровая  деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, подводит ребенка к порогу учения: в ней выступают на первый план соблюдение правил и установка на получение определенного результата (достижение выигрыша). Теперь разберем это более подробно. В их «чистом» виде игра и учение на первый взгляд прямо противоположны    друг  другу.

Основной вид детской игры — совместная сюжетно-ролевая игра — основана на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках  заданных правил и строгого руководства взрослого. И все же именно в сюжетно-ролевой игре складывается ряд качеств, необходимых школьнику.

Эльконин Д.Б. называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане .

 Замысел игры, по мнению Усовой А. П., – это не плод отвлеченной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего вокруг.  И именно замысел у детей старшего возраста, обеспечивает создание обстановки действия (ребенок идет от мысли к действию). Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры. Поэтому в сюжетно-ролевой игре дети постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще», но подчиняться правилам общественного поведения.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. Театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений или (собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сценической площадке. Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально—насыщенную речь, активизирует словарь.

Большую роль в формировании готовности дошкольника к школе играют дидактические игры. Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей,  развитие воображения, слухового восприятия и т. д.),  на закрепление знаний,  умений, навыков и представлений (например, умения выделять признаки предметов, навыка игры на музыкальном инструменте, представления о составе числа и т. д.).

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т. д.).

 Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы, загадывают загадки).

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия (подбирать картинки, правильно называя изображенные на них предметы; искать предметы, сортируя их по величине; загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате, и т. д.).

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.

Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

Основное отличие дидактической игры от прямого обучения в том, что именно результат привлекает ребенка, делает для него выполнение действий по правилам интересным, увлекательным. Усвоение знаний выступает в этом случае как побочный эффект.

Подвижная  игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно  повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. Подвижные игры создают благоприятные условия для  развертывания активной  двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее,  есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями  физического и психического развития.

В сюжетных подвижных играх, содержание и характер действий  детей отражают их представление и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе и повадках животных и т.д. Одной из особенностей таких игр является возможность воздействия на детей через образы, в которые  они перевоплощаются, а также через правила.

В бессюжетных  играх действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами.

Большую ценность имеют правила подвижных игр. По мнению Лесгафта П.Ф., они выступают как своебразные законы, выполнения которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умение управлять своими чувствами, движениями. Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров помогать друг другу, радоваться успехам товарищей. Одновременно в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребенка: тренируется внимание, уточняются имеющиеся представления, понятия, развивается воображение, память, сообразительность.

Таким образом, влияние игровой деятельности на формирование готовности старшего дошкольника к школе, не вызывает сомнения. Применение игры  во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста, позволит существенно повысить уровень его подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности.

Заключение

Формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также готовность к новой форме социальных отношений, в ситуации школьного обучения.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Игровая  деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, подводит ребенка к порогу учения. В игровой деятельности  формируются такие качества необходимые будущему школьнику, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать  коллективно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - Москва: ТЦ Сфера, 2017.-96с.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Тескт]/ Л.И.Божович.-Москва: Просвещение,2008.-400 с.
  3. Белкина, В. Н.  Психология раннего и дошкольного детства [Тескт]: учеб. пособие  /  В.Н. Белкина.-Ростов на Дону: Феникс, 2015. -272 с.
  4. Буре, Р.С. Воспитание детей в процессе обучения на занятиях в детском саду [Тескт]/ Р.С. Буре. - Москва : Просвещение, 1981 – 169 с.
  5. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе?[Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.-Москва: Просвещение, 2001. - 191 с.
  6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н.И. Гуткина. - Москва: Комплекс-Центр, 2013. - 176 с.
  7. Дмитриевна, В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей [Текст]/ В.Г. Дмитриева. – Москва: Эксмо, 2007. – 352 с. 
  8. Журова, Л.Е. Готовность первоклассников к обучению в школе[Текст] / Л.Е. Журова // Начальное образование. - 2003. - № 2. - С. 22 - 29.
  9. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре[Текст]/ Д.В.Менджерицкая. - Москва: Просвещение, 1979.-175с.
  10. Баринова Н.М. Игры, которые готовят к школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://connect1.webinar.ru/play/vdm.ru/47036-igri_k_s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

"Формирование музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Формирование  музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентир...

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отечественная дошкольная педагогика базируются на теоретических положениях известных психологов и педагогов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эл...

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети ус...

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений.

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством  дидактических игр и упражнений....