Память, виды памяти
методическая разработка

Акимочкина Ольга Сергеевна

Методическаа разработка на тему: Память, виды памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_vidy_pamyati.docx125.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Память. Виды памяти.  Механизмы запоминания».

Разработчик: Преподаватель психологи Акимочкина О.С.

Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок,

и потому надобно скорее укладывать все куда следует. 

А.В.Суворов

Цели урока:

Обучающая: формирование представлений о памяти, ее видах, процессах и механизмах, и ее значении в жизни человека, формирование умений логически и полно выстраивать ответ; Развивающая: содействовать развитию процесса памяти, изучение индивидуальных особенностей памяти обучающихся, развивать умений анализировать и творчески мыслить, сравнивать и выделять главное; формирование интереса к специальности, стремления к глубокому освоению знаний в связи с другими специальными дисциплинами, осознание ценности получаемых знаний на уроке для профессионального становления;

Воспитательная: воспитывать интерес к теме занятия, основам психологии с помощью активизации познавательной сферы обучающихся. Развитие мыслительных операций, умений пользоваться профессиональной терминологией; развитие способности выделять существенные признаки объектов.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

1. Создать условия для развития интереса к работе в парах.

2. Способствовать развитию у студентов доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формировать умение слушать и слышать собеседника, работать в группах вместе, вежливо высказывать своё несогласие.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками.

5. Способствовать формированию норм коммуникативного взаимодействия.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умений логически и полно выстраивать ответ; формирование знаний о познавательных психических процессах: понятие и определение памяти, её видах, типах, механизмах запоминания.

Коммуникативные: развитие мыслительных операций, умений пользоваться профессиональной терминологией; развитие способности выделять существенные признаки объектов.

Регулятивные: формирование интереса к специальности, стремления к глубокому освоению знаний в связи с другими специальными дисциплинами, осознание ценности получаемых знаний на уроке для профессионального становления.

Предметные:

Актуализировать знания обучающихся  по теме урока;

Создать условия для включения студентов в деятельность по усвоению правил работы в парах;

Способствовать использованию правил работы в парах и группах при выполнении практического задания.

Продолжить формирование умения работать в парах.

Формируемые компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками, преподавателем;

ПК 1.2. Взаимодействовать со одногруппниками  в рамках осваиваемой профессии при разработке методов, средств и технологий применения знаний в профессиональной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок комбинированный, урок-практикум с  элементами теоретического изложения нового материала.

Методы: упражнения, рассказ с элементами беседы, метод мозгового штурма, дискуссия, метод ассоциативного рядаработа в группах, работа в парах, фронтальный опрос.

МТО урока: ноутбук, презентация, план - конспект урока, тетради, бумага, схемы, раздаточный материал.

Базовые понятия и термины: память, процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, ассоциации, виды памяти.

Структура урока

1 Организационный этап...............................................................................................

2. Актуализация опорных знаний.....................................................................................

3. Изучение нового материала ......................................................................................

4. Закрепление изученного материала.........................................................................

5 Подведение итогов.......................................................................................................

6. Домашняя работа..........................................................................................................

Ход занятия.

1. Организационный этап. Приветствие. Мотивация.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка подготовки к уроку. Фронтальный опрос.

(Познавательные психические процессы- внимание, восприятие, мышление, речь..)

-Перечислить ранее изученные познавательные психические процессы;

-Ощущение и восприятие это-..;

-Дать определение и назвать виды и свойства внимания.

3. Изучение нового материала. Объявление темы и целей урока

(я говорю определение - студенты формируют тему урока) затем цели.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, дающая возможность его повторное использование в деятельности или сознании.

Метод ассоциативного ряда. «Память» - это.... Ответы записываются на доске.

Методика «Пиктограмма»- (от лат. нарисованный и греч. знак – отображение узнаваемых черт предмета в схематичном виде). Отложить на 30 минут.

Я - Рассказ с элементами беседы. Составление опорного конспекта в тетрадях.

Интересно, обращали ли вы внимание на то, что мир, окружающий вас постоянен и знаком вам. Вы знаете людей, которые окружают вас, помните героев прочитанных книг и просмотренных фильмов, не забываете пережитые чувства.

Объем памяти. Измерить объем памяти пока никому не удалось. Ученые полагают, что он соизмерим с объемом информации, которая хранится в самой большой библиотеке. По мнению американского исследователя С. Коэна: “мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг работает лишь на ничтожную часть своей мощности».

Сообщения студентов на темы:

- Память, её значение в жизни человека;

Выдающиеся способности Памяти; пословицы и поговорки о памяти..(Софья, Вика, Кристина)

Я - Память - сложный познавательный психический процесс, заключающийся в отражении человеком своего прошлого опыта. В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации), и воспроизведение (выдача информации). Воспроизведение -это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем. Эти процессы взаимосвязаны.

Дискуссия: для чего нужна людям память?

Особенности мозга (сообщения студентов)

- чтобы использовать образы памяти при решении жизненных проблем и задач;

- чтобы не тратить время на усвоение того, что было уже усвоено;

- чтобы не повторять своих ошибок.

Великий физиолог И.П. Павлов, первый русский лауреат Нобелевской премии, считал, что физиологической основой памяти являются нервные связи, образующиеся в коре головного мозга под действием раздражителей из внешнего мира или внутренней среды. Такие связи принято называть ассоциациями.

Основные виды памяти (раздаточный материал)

  • Работа в парах: виды памяти по характеру психической активности.

Записываем в тетрадь определения по презентации, но без терминов, Т.О. дополняем схему.

(Скрыть определение) Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Метод мозгового штурма: назовите еще примеры двигательной памяти

(Скрыть определение) Эмоциональная память- это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Упражнение «незабываемые моменты». Задание: опишите «незабываемые моменты» в вашей жизни для каждого случая, предложенного далее.

Незабываемый праздник,

Незабываемая поездка,

Незабываемый успех.

Дискуссия: почему именно этот момент запомнился вам?

Вывод: Эмоционально окрашенная информация запоминается гораздо лучше, чем безразличная для человека (забывается в первую очередь все то, что оставило человека равнодушным, а еще чаще забывается то, чего человек не хочет делать. Например, не хотелось идти к «нулевому» уроку – забыл завести будильник на час раньше обычного.)

(Скрыть определение) Образная память- это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

  •    Упражнение «Образная память» Цель: развитие образной памяти

Задание: необходимо представить слова и словосочетания, создать их зрительный образ. Представьте себе: Маленьких щенков, играющих друг с другом, таинственность, шум моря, звонящий телефон, любимую музыку, дождь, медленно идущее время, дельфины, плывущие вдоль берега.

(Скрыть определение) Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора.

Диагностическая часть: изучение объема кратковременной памяти

Экспресс методика Определения уровня развития кратковременной слуховой вербальной памяти:

Диктуется список из 12 не связанных между собой слов. Например: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, правда, поле, ваза. Далее в полной тишине учащиеся записывают на листочках то, что запомнили. Результаты обсуждаются, средний уровень, согласно закону запоминания, вычисляется как 7+2.

Слова (диктую): Или Зрительная память (на слайде)

а)   ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.

б)  СЕНО. ТЕРПЕНИЕ. ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ. ЛОЖА. ПТИЦА. ОГОНЬ.

в)   43,      57,      12,      33,      96,      7,      15,      81,     74,      46.

 г)   84,      72,      15,      44,      83,       6,     37,      18,     56,      47.

Объем слуховой памяти найдите по формуле:

 Пс   =    а+б+в+г (если 2 ряда, то делим 2)

          4   

а, б, в, г - количество правильных ответов по каждому пункту

9– 10- отличная память,

7– 8– очень хорошая память,

5 – 6– хорошая,

3 – 4 удовлетворительная.

Мини-лекция. В зависимости от наших желаний (установок), мозг может запоминать что-либо ненадолго (кратковременную память), или надолго (долговременную). Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

Забывание – естественный процесс. Способность мозга запоминать дополняется способностью забывать. Это защитный механизм человека от перегрузки как информацией, так и эмоциями. Представьте себе, если бы мы помнили все. С другой стороны, забывчивость очень мешает нам в обучении, очень часто необходимо что-то вспомнить, а мы не можем. Не все одинаково забывается:

- из того, что вы слышали, забывается 90%

- из того, что видели – 50%

- из того, что делали – всего 10%

Необходимо рациональное повторение.

Пиктограмма -  интерпретация результатов, оформление вывода

Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.

Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

4. Закрепление изученного материала

Работа в группах: выработать рекомендации «Правила обращения с памятью»

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ (раздаточный материал)

  1.    Заучивайте с желанием знать и запомнить.
  2.    Ставьте цель запомнить надолго.
  3.    Пользуйтесь смысловыми опорами,
  4.    Начинайте повторять до того, как материал начинает забываться.
  5.    Заучивайте и повторяйте небольшими частями - лучше учить
    по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  1.      После математики следует учить историю, после физики - литературу. Память любит разнообразие.
  2.      Во время заучивания желательно делать записи, зарисовывать схемы, диаграммы, чертить графики.
  3.      Короткие стихи следует заучивать целиком, длинные - разбивать на порции.
  4. Если задание получено во вторник, а воспользоваться заученным результатом надо в пятницу, не ждите четверга: выучите сразу, а накануне только повторите.

ЗАКОНЫ ПАМЯТИ (раздаточный материал)

  1.                Закон повторения: первое повторение должно быть как можно раньше, второе и последующее – через увеличивающиеся промежутки времени.
  2.                Закон опоры: новый материал, который надо запомнить, необходимо обосновать исходя из уже известных знаний
  3.                Закон действия: для лучшего запоминания необходимо выполнять какие-либо действия (конспектирование, составление плана прочитанного, зарисовка опорной схемы, подкрепление выученного практическим использованием)
  4.                Закон осмысления: не нужно стараться запомнить то, что непонятно. Не зубрить, при отсутствии явного смысла попытайтесь создать осмысленные ассоциации.
  5.                Закон цели: помните про установку, подумайте, зачем нужно запомнить именно этот материал, старайтесь запомнить надолго.
  6.                Закон объема знаний: не нужно запоминать всего, нужно уметь выделять главное.

? А существуют ли какие-то ухудшения, нарушения, болезни памяти?

Можно ли память потерять?

Давайте посмотрим, что же осталось в вашей памяти?

Какие виды памяти у вас работали?

Что вам помогало при запоминании такого количества информации?

Какими правилами лучшего запоминания вы постоянно пользуетесь или собираетесь пользоваться в дальнейшем для подготовки к урокам.

5Подведение итогов. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме.

Метод «незаконченных предложений»: «Сегодня я узнал, что……

6. Домашняя работа. Выучить конспект. Подготовится к тестированию.

 


 

 

 

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Упражнение «Разминка» (если останется время)

Пять девочек, которых мы назовем Лена, Света, Нина, Оля, Люба, сидят рядом на скамейке. Лена сидит рядом с Ниной, слева от нее, а Люба – сидит рядом справа. Света сидит между Ольгой и Любой. Кто сидит на скамье справа? (Оля)

Четыре друга: Аркадий, Борис, Николай и Владимир развлекались, перетягивая канат. Хотя и с трудом, но Борис мог перетянуть Аркадия и Николая, вместе взятых. Если с одной стороны становились Борис и Аркадий, а с другой Владимир и Николай, то ни та, ни другая пара не могла перетянуть канат на свою сторону. Но если Николай и Аркадий менялись местами, Владимир и Аркадий легко побеждали. Кто из них был самый сильный, кто занимал второе место, кто третье, кто самый слабый? (самый сильный – Борис, следующий по силе – Владимир, замет Аркадий, самый слабый – Николай).

 

Упражнение «Запомни слова»

Цель: развитие словесно-логической памяти

Задание: зачитываются слова. Надо запомнить их попарно. Затем зачитывается только первое слово каждой пары, а учащиеся записывают второе.

КУКЛА - ИГРАТЬ МЫШКА – НОРКА КУРИЦА - ЯЙЦО СНЕГ - ЗИМА

НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ ПЕТУХ – КРИЧАТЬ ЛОШАДЬ – САНИ

ЧЕРНИЛА – ТЕТРАДЬ КНИГА - ЧИТАТЬ КОРОВА - МОЛОКО

БАБОЧКА - МУХА ПАРОВОЗ ЕХАТЬ СОЛНЦЕ - ЛЕТО

ГРУША – КОМПОТ ЩЕТКА - ЗУБЫ ЛАМПА – ВЕЧЕР

 

Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.

А теперь ответьте на вопросы:

1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).

2. каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином)

3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)

4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина)

5. Сколько всего вагонов было? (27)

6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)

Мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи.

 


 

 

 

 

 

 


ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ

  1.                             Заучивайте с желанием знать и запомнить.
  2.                             Ставьте цель запомнить надолго.
  3.                             Пользуйтесь смысловыми опорами,
  4.                             Начинайте повторять до того, как материал начинает забываться.
  5.                             Заучивайте и повторяйте небольшими частями — лучше учить
    по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  6.                             После математики следует учить историю, после физики — литературу. Память любит разнообразие.
  7.                             Во время заучивания желательно делать записи, зарисовывать схемы, диаграммы, чертить графики.
  8.                             Короткие стихи следует заучивать целиком, длинные — разбивать на порции.
  9.                             Если задание получено во вторник, а воспользоваться заученным результатом надо в пятницу, не ждите четверга: выучите сразу, а накануне только повторите.

 

 

 

 

 

 

 

Законы памяти

  1.                             Закон повторения: первое повторение должно быть как можно раньше, второе и последующее – через увеличивающиеся промежутки времени.
  2.                             Закон опоры: новый материал, который надо запомнить, необходимо обосновать исходя из уже известных знаний
  3.                             Закон действия: для лучшего запоминания необходимо выполнять какие-либо действия (конспектирование, составление плана прочитанного, зарисовка опорной схемы, подкрепление выученного практическим использованием)
  4.                         Закон осмысления: не нужно стараться запомнить то, что непонятно. Не зубрить, при отсутствии явного смысла попытайтесь создать осмысленные ассоциации.
  5.                         Закон цели: помните про установку, подумайте, зачем нужно запомнить именно этот материал, старайтесь запомнить надолго.
  6.                         Закон объема знаний: не нужно запоминать всего, нужно уметь выделять главное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Митинг Памяти жертв терроризма «Свеча Памяти»

З сентября страна узнала об ужасной трагедии. Террористами была захвачена школа со всеми учениками, учителями и гостями. Об страшных, незабываемых, трагичных днях Беслана посвящен Митинг памяти....

Методическая разработка "Звучащая память человечества"

Методическая разработка "Звучащая память человечества"...

Память через века:Сталинград.Малоизвестные факты

Разработка посвещена проблеме санитоарно-эпидемиологической обстановке в Сталинградской области в 1941-1943г. и методам борьбы с эпидемиями в Сталинграде.Была представлена проектной деятельностью обуч...

Межегиональный конкурс исследовательских работ "Память храня" в рамках реализации акции "Восстановление духовно-исторической памяти"

Иссследовательская работа студентки 1 курса Лаблюк Валерии, созданная совместно с преподавателем. Используются развичные формы работы: архивная, интервью, анализ данных опроса и т.д. Получила Специаль...

Память. Законы памяти.

Работы студентов по теме  "Память. ЗАконы памяти"...