«Память о них в сердце своем храним». (Изучение жизни и деятельности выдающихся белгородцев как способ формирования патриотического сознания студентов среднего профессионального образования).
статья по теме

Горлова Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Горлова Елена Владимировна.

Преподаватель социально-экономических дисциплин, стаж работы:20 лет, высшая квалификационная категория.

Белгородский индустриальный колледж.

                    «Память о них в сердце своем храним».

(Изучение жизни и деятельности выдающихся белгородцев как способ  формирования патриотического сознания студентов среднего профессионального образования).

      Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни, обобщение и обработка которого является  первейшей задачей истории.

      И действительно, люди всегда, особенно в переломные моменты жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

      Родина, о которой мы мечтаем — это непременно Россия, сохранившая

свои корни, свои традиции, свои национальные особенности,  богатая,

крепкая  в своей силе и уверенности. Тогда, естественно, возникает потреб-

ность в приоритете патриотического и гражданского воспитания человека,

способного гордиться своим Отечеством, малой родиной, верить и защищать их.

      Нельзя воспитать достойного представителя цивилизованного общества,  не прививая молодому человеку чувства любви к Родине, своей стране, уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа, к народам других стран. Первейшая задача преподавателей социально-экономических дисциплин Белгородского индустриального колледжа - помочь формированию в сознании подрастающего поколения правильной и четкой позиции по отношению к обществу и Родине. Главным богатством  страны являются ее люди,  их богатейший жизненный опыт и личный вклад в процветание своего края, своей страны. Белгородчина щедро одарена такими людьми, поэтому в своей работе мы активно используем примеры их жизни, подвигов  и служения Родине.    

        Организация воспитательной работы в Белгородском индустриальном колледже представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия обучающихся, преподавателей, социальных педагогов, родителей  по формированию  патриотических и нравственных основ личности студента. И в этой связи  следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность.

    Преподаватели социально-экономических дисциплин Белгородского индустриального колледжа понимают, что знание истории родного края позволяет человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится, и стремятся воспитывать ее как в учебной, так и во внеурочной работе.  Традиционными формами краеведческой работы для нас являются организация и проведение студентами цикла лекций « Им поставлены памятники на Белгородчине», « Их именами названы улицы Белгорода». Живой отклик в сердцах ребят оставляют мероприятия, посвященные подвигу наших выпускников, погибших при выполнении интернационального долга в Афганистане, участников чеченских событий. Ежегодно студенты и преподаватели колледжа принимают участие в городском траурном митинге у памятника жертвам радиоактивных катастроф в память о трагедии  Чернобыля, а мероприятия «Колокола памяти» возвращают нас к хронике тех дней.

       Преподаватели и студенты колледжа поддерживают добрые отношения и тесно сотрудничают с музеями и галереями города Белгорода. Ребята частые гости в галерее фотоискусства им. В.А.Собровина, где знакомятся с творчеством белгородских фотохудожников. Не оставили равнодушными наших студентов юбилейная выставка Е.Ф.Дубравного, персональная фотовыставка Игоря Плиша, фотовыставка Владимира Бочкарева «Вокругбайкальские зарисовки», выставка к 70-летию заслуженного художника РФ  «Память неба и земли» в  музее-мастерской С.С. Косенкова.

        Решение Президента Р.Ф. объявить 2012год  годом истории  России было воспринято преподавателями социально-экономических дисциплин и студентами Белгородского индустриального колледжа  как один из важных поводов обратить особое внимание на проблему изучения истории малой родины на основе изучения исторического наследия прославивших нашу землю людей. В этой связи была выбрана такая форма работы, как проведение декад, посвященных  важным событиям истории России и истории Белгородской области. К таким событиям мы отнесли 100-летие со дня канонизации Святителя Белгородского Иоасафа,110-летие со дня рождения генерала Н.Ф.Ватутина. Главными целями проведения декад стали следующие: воспитывать у студентов любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, развивать патриотические чувства студентов: сопричастность к истории страны, содействовать формированию у обучающихся чувства долга, гражданской ответственности, воспитание нравственных качеств: доброты, взаимопомощи, ответственности, доброжелательности, гражданской позиции.

Проведение декад предполагает использование различных форм работы: студенческие научно-практические конференции, литературно-музыкальные композиции, видеолекторий, викторины, посещение тематических выставок и мероприятий в музеях города Белгорода.

       Подготовка и проведение  студенческих научно-практических конференций «Духовный покровитель земли Белгородской» к 100-летию канонизации Святителя Иоасафа, «Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина: Сталинградская битва, Острогожско-Россошанская операция, освобождение Украины» потребовали от ребят умения работать с историческим материалом, анализировать документы, совершенствовать навыки публичных выступлений.  

      Одной из любимых форм работы являются литературно-музыкальные композиции, при проведении которых ребята подбирают материал, проявляют музыкальные и поэтические способности,  постигают основы творческого мастерства и артистического искусства. Эмоциональный отклик в душах студентов вызвали литературно-музыкальный вечер, посвященный Святителю Иоасафу. Неизгладимый след в сердцах ребят оставило участие в Божественной литургии по случаю 100-летия канонизации Святителя Белгородского Иоасафа, которую отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на Соборной площади города Белгорода.

       Огромный интерес у наших студентов вызвал цикл мероприятий, который мы обозначили как видеолекторий. Просмотр документальных фильмов о генерале Н.Ф,Ватутине « Победоносцы» сопровождался проведением викторины с последующим обсуждением увиденного. Ребята имели возможность, оценив документальный материал, высказать свою точку зрения на проблему, а викторины помогли закрепить  полученные знания.

           Работая с молодыми людьми в нашем учебном заведении, мы с     удовлетворением отмечаем, что они с энтузиазмом  принимали участие в мероприятиях, демонстрируя ответственность, заинтересованность и проявляя творческие способности. В ходе проведенной работы мы видим, как наши студенты становятся грамотнее, ответственнее, нравственнее, размышляют о сложных реалиях современной жизни, учатся быть достойными гражданами своей страны.  Очень важным в нашей работе является содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности. Необходимо научить ребят мыслить, выявить и развить индивидуальные творческие задатки и способности; выработать жизненные ценности, понимание добра и зла, смысла жизни, навыки культуры общения, научить любить людей, свою Родину и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям.

Список литературы

1.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: (Основные  положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях).- Ростов на Дону, 1995.

2.Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 1995.

3. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в  поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал 1996.- N 1,- С. 21-26.

4.Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», професси...

Информационно-коммуникационные технологии в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования.

Аннотация: В статье обосновывается использование ИКТ на всех этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное направление дополняется также рассмотрением учебных проектов, как ком...