ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка

Малинка Вячеслав Юрьевич

Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства. Планируется, что эффективной реализации компетентностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Малинка Вячеслав Юрьевич

Семикаракорский агротехнологический техникум «САТТ»

Аннотация. Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства. Планируется, что эффективной реализации компетентностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе.

Происходящие в России инновационные социально-экономические процессы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство, требуют нового подхода к обучению, внедрения новейших образовательных технологий, в том числе и в профессиональное образование.

Модернизация системы профессионального образования объективно, в свою очередь, требует приведения ее в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств невозможно без практико-ориентированных специалистов, обладающих помимо узкой профессиональной квалификации, многофункциональными профессиональными умениями, личностными качествами и общими компетенциями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Современное среднее профессиональное образование, как и вся система образования в России, характеризуется переходом от «знаниевой» к компетентностной парадигме, что влечет изменения всех составляющих учебного процесса. Все это отражено в государственных образовательных стандартах подготовки кадров среднего профессионального образования, в них же определены необходимые общие и профессиональные компетенции выпускников.

Одно из возможных, перспективных и эффективных направлений изменения организации образовательного процесса при переходе к компетентностному подходу – переход к интерактивному обучению.

     В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений.

Интерактивное обучение - совместная  деятельность студентов, в процессе которой все участники

  • обмениваются информацией друг с другом;
  • совместно  ищут варианты разрешения  проблем;  
  • моделируют  различные ситуации;  
  • оценивают  действия  других  и свое собственное поведение;
  • погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.  

Три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

1. Пассивный метод – это форма, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей.

Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

2. Активный метод - это форма, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом, а студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники.

 Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

3. Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой. Общее одно – интерактивное обучение есть специальная  организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие) субъектов. Ведущая роль при этом отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Занятия на основе интерактивного обучения строятся таким образом, что каждый обучающийся вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать.

               Задачи интерактивного обучения:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Интерактивные формы:

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

  • Подготовка занятия: Ведущий (куратор, преподаватель) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
  •  Вступление:  Сообщение темы и цели занятия.
  • Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия
  • Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает преподаватель.

Основные интерактивные методы:

Круглый стол — это метод активного обучения, характерной чертой которого является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. 

Задачи организации
«круглого стола»:

  • обсуждение в ходе «круглого стола» одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

  • иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

  • тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

  • подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;
  • семантическое однообразие (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
  • корректность поведения участников;
  • умение преподавателя проводить дискуссию.

Дебаты

В основе дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д.

Основное отличие дебатов от дискуссий в том, что они посвящены однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming)  — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм - это:

  • новаторский метод решения проблем;
  • максимум идей за короткий отрезок времени;
  • расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
  • отсутствие какой-либо критики
  • это развитие, комбинация и

модификация как своих, так и чужих идей.

Деловые и ролевые игры

  • моделирование профессиональной деятельности и занятых в них людей,
  • ролевое взаимодействие по игровым правилам, в условном времени, при неполной информации и неопределенности,
  •  столкновении мнений и оценке происходящего

По методологии проведения деловые игры делятся на:

  • луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Сбыт» - для обучения менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)») и т.д.

Технология cаse-study  (изучение случаев)

  • Разработана в 1930-е гг. в Гарвардской школе бизнеса. В России   стала использоваться в начале 1970-х гг.
  • Цель технологии – развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики; представление примеров принимаемых решений; демонстрация возможности различных точек зрения.
  • Формируемые компетенции: коммуникативные, информационные, профессиональные

Технология cаse-study (изучение случаев)

Метод ситуационных упражнений и задач

  • Суть технологии – студентам предлагается текст с подробным описанием ситуации или задачи.
  • Задание: осуществить процедуры, связанные с аналитической деятельностью (систематизировать проблемы, ранжировать, произвести расчеты, осуществить сравнение…)
  • Отличительные особенности: четкая постановка задачи, анализ реальных данных, необходимость выполнять расчеты, представление вариантов решения в количественных показателях, графиках, формулах и т.д.; многовариантность решения

Мастер класс

Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) является мероприятием, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  • создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты  
  • повышают эмоциональный отклик на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
  • способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление,
  •  способствуют преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

При интерактивном обучении изменяется схема взаимосвязи между субъектами образовательного процесса, происходит постоянное активное взаимодействие педагога и обучающихся, взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала  способствует тому, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

При использовании интерактивного обучения обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Анализ современной педагогической и методической литературы свидетельствует, что «интерактивное обучение» понимается как:

обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта,

обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий,

обучение как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог.

В целом интерактивное обучение нацелено на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности, воспитание аналитического и критического мышления, формирование коммуникативных навыков, саморазвитие обучающихся.

Суммируя все сказанное можно отметить следующие особенности интерактивного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания,
  • достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия),
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых,
  • постоянное взаимодействие посредством прямых и обратных связей обучаемых и преподавателей,
  • изменение роли педагога на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта,
  • непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися,
  • субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимися как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный тест, компьютер и т.д.,
  • создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности.

Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Таким образом, интерактивное обучение – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъективной коммуникации преподавателя и студента (преподаватель – субъект своей профессиональной деятельности ставит студента в позицию субъекта его образовательной деятельности).

Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование модели поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приёмов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности как устойчивость внимания, умение его распределять, наблюдательность при восприятии, способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. 

В результате внедрения разработанных методов и форм интерактивного обучения на занятиях профессионального цикла у студентов наблюдаются изменение уровня владения компетенциями.

Таким образом, исходя из анализа полученных данных, можно утверждать, что внедрение системы интерактивных методов на занятиях  профессионального цикла в среднем профессиональном образовании покажет положительную динамику развития уровня общих и профессиональных компетенций студентов, способствует реализации компетентностного подхода, профессионально-личностного развитию обучающихся.

Библиография

  1. Ефимова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО.
  2. Зимняя, И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
  3. Колычева, З.И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / З.И. Колычева, Н.Н. Суртаева. – СПб: ИОВ РАО; Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005. – 150 с.
  4. Панина, Т. С., Современные способы активизации обучения [Текст]: Учебное пособие / Т.С.Панина. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
  5. Панфилова, А. П., Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: Учебное пособие / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  6. Пермяков, О.Е. Диагностика формирования профессиональных компетенций [Текст] /О.Е.Пермяков, С.В.Меньков. – М.: ФИРО, 2016. – 14 с.
  7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебно-методическое пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 193 с.
  8. Психология труда [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 106 с.
  9. Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю [Текст] / Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. – М.: Аква – ПРЕСС, 2004 – 15 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работыдля студентов среднего профессионального образования заочной формы обученияспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерски...