Тема 1.2. «Законность, правопорядок, правомерное поведение»
план-конспект урока

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 5»

Обособленное подразделение №2

 

 

 

 

Конспект теоретического занятия

по ОГСЭ.07. Основы права

для специальности 34.02.01. Сестринское дело

 

 

 

Тема 1.2. «Законность, правопорядок, правомерное поведение»

 

 

 

 

Разработала:

Лахно Мария Дмитриевна

 

 

 

 

 

Москва 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.2._zakonnost_pravoporyadok_pravomernoe_povedenie.docx203.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 5»

Обособленное подразделение №2

Конспект теоретического занятия

по ОГСЭ.07. Основы права

для специальности 34.02.01. Сестринское дело

Тема 1.2. «Законность, правопорядок, правомерное поведение»

Разработала:

Лахно Мария Дмитриевна

Москва 2020 г.

Тема 1.2.  Законность, правопорядок, правомерное поведение

Продолжительность занятия: 90 минут.

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: изучение нового материал.

Цель: раскрыть понятие правового поведения, правопорядки и законность, выделить основные признаки правового поведения, рассмотреть состав правового поведения.

Задачи:

Образовательная:

- формирование представления у обучающихся о правовом воспитании, правопорядке и законности;

- формирование представления о признаках правового поведения;

- формирование собственного взгляда о правовом поведении и его структуре.

Развивающая:

- развитие у обучающихся познавательного интереса к обществознанию и праву, в частности;

- развитие у обучающихся творческих способностей.

Воспитывающая:

- формирование у обучающихся научного мировоззрения о правовом воспитании;

- формирование навыков и умений работать в коллективе.

План урока

1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).

2. Изучение нового материала:

1. Законность как состояние в правовом регулировании

2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений;

3. Гарантии законности и правопорядка;

4. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы;

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

Тема 1.2. Законность, правопорядок, правомерное поведение

  1. Цель: раскрыть понятие правового поведения, правопорядки и законность, выделить основные признаки правового поведения, рассмотреть состав правового поведения.

Тема: «Законность, правопорядок, правомерное поведение»

  1. Изучение нового материала:

  1. Законность как состояние в правовом регулировании

 В советской юридической науке сформировалось и стало господствующим понятие законности как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами права. Такое определение подкреплялось цитатой из работы В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности» о том, что законность не может быть ни рязанской, ни калужской, она может быть только всероссийской.

Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы, а его современник Эсхил писал, что если в государстве будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые основаны не на законе, а на произволе правителей.

При характеристике законности на первое место ставится принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов.

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания.

Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

  1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)
  2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);
  3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
  4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
  5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
  6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
  7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);
  8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определённого уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Отказ от законности в государственном управлении означает безграничность административного усмотрения, господство своеволия чиновников и свободу расправы со всеми инакомыслящими, систематическое злоупотребление властью, издевательство над правами граждан, противоправную и подчас просто преступную деятельность со стороны бюрократического аппарата, т. е. приводит к полному пренебрежению правом. Коррупция бюрократии, связь с организованной преступностью приводят к беззаконию в стране. Беззаконие внутри страны чаще всего приводит к грубым нарушениям международного права, к международному терроризму.

2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования  общественных отношений

 

  Правопорядок в обществе возникает вместе с формированием государства и права. Осуществляя правовое регулирование с помощью норм права, государство устанавливает и поддерживает в обществе необходимый правопорядок. Это становится одной из функциональных обязанностей государства - поддержание общественного порядка.

Общественный порядок – это система упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.  

Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

3. Гарантии законности и правопорядка

 

Законность соотносится с двумя явлениями: общественным порядком и правопорядком.

По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм.  

Правопорядок – это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель (правопорядок) и средство (законность).  

Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Гарантиями законности и правопорядка – это положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной властной структуры, так и вне ее, они создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права. К их числу можно отнести:

Схема 1

            ВИДЫ ГАРАНТИЙ ЗАКОННОСТИ

                               экономические

                             

                                            политические

                                           идеологические

                                общественные 

                                 

                            организационные

                     специально-юридические            

                                                 и другие

                                 

4. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы

 

Абсолютное большинство участников общественных отношений ведет себя правомерно, т.е. нормально, ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности. Это основная и преобладающая форма поведения субъектов - индивидуальных и коллективных.

Правомерное поведение охватывает прежде всего наиболее сознательную часть населения, иными словами, законопослушных или правопослушных граждан. А законоуважение - важнейшая черта правового государства, его высокой культуры - общей, политической, юридической, моральной, духовной. Такое поведение - необходимое условие организованного человеческого общежития, взаимоприемлемых, цивилизованных отношений. Еще римляне говорили: "Кто живет по закону, тот никому не вредит".

Следовательно, правомерное поведение — это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе "не запрещенное законом дозволено".

Особенности правомерного поведения заключаются в том, что оно: во-первых, является, как правило, общественно полезным; во-вторых, выражает и реализует свободу воли человека; в-третьих, удовлетворяет интересы и потребности как самого индивида, так и государства; в-четвертых, обеспечивает необходимый правопорядок в обществе; в-пятых, связано с позитивной ответственностью личности.

Здесь требуется оговорка о том, что в каких-то случаях поведение субъекта может быть правомерным, но нежелательным, а стало быть, и вредным (ущербным). Например, когда человек без видимых причин многократно вступает в брак и разводится, то это формально не противоречит закону, который не устанавливает, сколько раз можно жениться, но идет вразрез со стремлением государства и общества к укреплению семьи. Точно так же отказ от голосования на выборах не является противоправным поступком, однако с социально-политической точки зрения такое поведение субъекта трудно назвать полезным, так как государство, общество опять-таки заинтересованы в том, чтобы все избиратели исполняли свой гражданский долг, так или иначе выражали свою волю.

В научной литературе правомерное поведение определяется как общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов государства поведение граждан и коллективов, состоящее в соблюдении (исполнении), осуществлении норм права (В.Н. Кудрявцев).

 Правомерное поведение - важнейшая социальная характеристика личности, сущность которой, как известно, проявляется в практической деятельности, а не в замкнутом мире собственных переживаний и самосознания. Гегель определял человека как "ряд его поступков". Глубоко верная мысль. Нельзя судить о человеке по тому, что он сам о себе думает, по его абстрактным достоинствам, красивым словам. Нужны конкретные действия, поступки, дела, позиция, а нередко и борьба. Строгое следование праву, его велениям - один из показателей здорового правосознания индивида.

В состав правомерного поведения входят следующие элементы:

1) субъект (праводееспособное лицо);

2) объект (общественно полезный результат);

3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащее праву);

4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

Практикум

Задание: определите, что будет являться правомерным поведением:

1. распитие спиртных напитков в неположенном месте

2. добросовестно выполняет свои обязанности на работе

3. всегда вежлив и корректен с окружающими

4. курение в общественных местах

5. курение в специально отведенных местах для курения

6. Иван сел в автобус и оплатил проезд

В зависимости от отношения субъекта права к своему поведению, его мотивации различают следующие виды правомерных действий:

1) социально активное правомерное поведение;

2) законопослушное поведение;

3) пассивное правомерное поведение;

4) маргинальное поведение.

Социально активное поведение. Субъект действует активно, целенаправленно, эффективно реализуя свои субъективные права и юридические обязанности. Правовая активность личности может проявляться в различных сферах общественной жизни – производственной, политической и др. Это и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, активное участие в общественной и политической жизни страны и т. д.

Законопослушное поведение – это такое правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением требованиям правовых норм.

Пассивное правомерное поведение проявляется в том случае, когда индивид намеренно не использует принадлежащие ему права и свободы. Так называемая маргинальная форма поведения (в переводе с латинского маргинальный – «находящийся на грани») находится как бы на грани между правомерным и противоправным состоянием, что обусловлено как социально-психологической деформированностью личности, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственно-правовых институтов и общества в целом3. Нестабильность социально-политической обстановки в обществе приводит к такому состоянию, что часть населения проявляет неудовлетворенность и неуверенность в завтрашнем дне. В силу этого такая личность, лишившись привычных условий существования, в любой момент может встать на путь неправомерного поведения, но пока еще не делает этого из-за страха перед наказанием.

  1. Закрепление изученного материала:
  1. Дайте краткие определения законности и правопорядка.
  2. В чем заключаются различия между понятиями "правопорядок" и "общественный порядок"?
  3. Каковы гарантии законности и правопорядка, их виды, значение?
  4. Что понимается под правомерным поведением?
  5. Назовите основные виды и мотивы правомерного поведения.

  1. Домашнее задание:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Подготовиться к опросу.
  3. Выполнить задание: назовите любые три характерных признака правомерного поведения и проиллюстрируйте их примерами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Презентация по дисциплине право по теме "Порядок вступления законов в силу"

Слайдовое сопровождение урока по дисциплине право...

Тест по теме « Морфология и законы правописания и словоупотребления»

Тест по теме « Морфология и законы правописания и словоупотребления» предназначен для проверки  знаний обучающихся1 курсов по теме "Морфология"...

Презентация по физике на тему: "Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада"

Презентация на тему "Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада" подготовлена для обучающихся 1 курса и используется на уроках физики. Презентация соответствует утверждённому ми...

Творческая лаборатория по теме «Графическое изучение закона Ома для полной цепи »

Цели урока:дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя исследовательский метод обучения;образовательные - формировать понятия о ЭДС, внутреннем сопротивлени...

Тема 1.2. Законность, правопорядок, правомерное поведение

Тема 1.2.  Законность, правопорядок, правомерное поведение Продолжительность занятия: 90 минут.Вид занятия: теоретическое занятиеТип занятия: изучение нового материал.Цель: раскрыть понятие ...