Проблема безопасности на автотранспорте, связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.
статья

Старунь Виктор Степанович

В данной статье рассмотрены основные случаи возникновения галлюцинаций и иллюзий возникающие у водителя. Причины возникновения и пути решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема безопасности на автотранспорте,

связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.

В процессе движения водитель обрабатывает множество информации, дорожные знаки, состояние автомобиля, расстояние до окружающих авто. Научно доказано, что чем выше скорость машины, тем сложнее оценка водителем дорожной ситуации.

Для правильной оценки необходимо знать свои физиологические возможности и иллюзии, которые могут появиться в процессе управления автомобилем.

Неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений называется иллюзией. Определенные виды иллюзий возникают у здоровых людей. Однако в отличие от больных эти иллюзии не нарушают у здоровых правильного в целом опознания предмета, так как здоровый человек обладает достаточными возможностями проверки правильности и уточнения своего первого впечатления. Описано много видов различных иллюзий, отмечающихся почти у всех здоровых людей.

Через глаза водитель получает до 90% информации, находясь за рулем. Тем опаснее те оптические иллюзии, которые могут прямо повлиять на принятие решений. О наиболее распространенных из них, человек за рулем должен быть предупрежден заранее.

Итак, каким иллюзиям подвержен водитель ?

Иллюзии скорости

Данный тип обмана зрения возникает при длительном монотонном движении по трассе или в тоннеле. Опасность заключается в неадекватном восприятии скорости автомобиля. Человеку начинает казаться, что скорость авто незначительная и он машинально разгоняется все сильнее. В результате при экстренном торможении или вираже водитель не учитывает возросшую скорость и попадает в аварию. Бороться с данной проблемой помогает бортовой компьютер или навигатор, подающий звуковой сигнал при превышении скоростного ограничения.

Тонельная иллюзия

Многие обманные восприятия дорожной ситуации связаны со скоростью. Одну из них называют «тоннельной иллюзией». При движении в тоннеле, чаще всего с искусственным освещением, водитель теряет чувство скорости. Происходит это за счет неизменных условий движения. Обман усиливается, если навстречу движется автомобиль с включенными фарами. В результате водитель невольно увеличивает скорость, что не позволит в определенных

 условиях ему справиться с управлением автомобилем.

 

Иллюзия привыкания к скорости

Является следствием предыдущего эффекта. После длительной поездки на высокой скорости, например, по скоростному шоссе,

 любое снижение скорости кажется достаточным для выполнения маневра. В результате, при съезде с дороги, водитель может не вписаться в поворот, где следовало бы поддерживать скорость не более 60 км/ч. Легко понять, что после 130 км/ч, скорость 90 км/ч - это ощутимое снижение.

        Иллюзия дистанции,

Для водителей, часто меняющих автомобиль, не сложно перестроиться на другие габариты транспортного средства. Но если долго управлять одной и той же машиной, то возникает «иллюзия дистанции», когда правильное расстояние до впереди идущего транспорта выбрать сложно. К примеру, пересев на УАЗ Patriot, после машины Гольф-класса, не сразу понимаешь,

что больший по массе, и габаритам автомобиль и тормозной путь будет иметь больше.

        Иллюзия недостаточной ширины проезжей части

На загородном шоссе, при движении с высокой скоростью, возникает иллюзия недостаточной ширины проезжей части. В такие моменты некоторые водители при встречном разъезде с грузовиком несколько снижают скорость, опасаясь выезда на обочину.

Иллюзия поворота

При движении по криволинейному участку дороги, нередко ошибочно воспринимается крутизна поворота. Особенно часто «иллюзия поворота» появляется, если разные по радиусу участки дороги следуют один за другим.

Иллюзия оценки времени

Еще одной общей иллюзией является неверная оценка времени. В попытке нагнать несколько минут, водитель пойдет не только на превышение скорости, но и на рискованные маневры. Вероятность совершения ошибки значительно возрастает. На точность восприятия времени оказывают, влияние тренированность водителя, утомление, индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние.

Иллюзия темных машин

Данный зрительный обман заключается в том, что автомобили темного цвета при плохом

освещении кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Если по дороге параллельно друг другу будут ехать две машины: одна темная, а другая — светлая, то визуально будет казаться, что темный автомобиль едет медленнее и находится ближе белого. Это может сказаться на оценке дорожной ситуации и, как следствие, на возникновении аварии, например, при попытке обгона при движении по встречной полосе.

Иллюзия расстояния

Большие предметы на расстоянии кажутся меньше, чем они есть на самом деле — нарушается правильная оценка расстояния до объекта. Большой грузовик или фура кажется маленькой и водитель думает, что до нее еще далеко. Неожиданностью становится внезапное ее появление перед глазами, человек не всегда успевает среагировать и затормозить. Для борьбы с таким явлением нужно соблюдать скоростной режим движения, тогда при резком торможении водитель успеет остановиться, какое бы препятствие перед ним не возникло.

Иллюзия расширенной дороги

Возникает вследствие неправильной оценки ширины проезжей части. Человеческий глаз рассчитывает эту величину относительно высоты расположенных рядом вертикальных объектов. Например, при движении по улице с высокими деревьями, заборами или домами, расположенными по краю дороги, водителю кажется, что проезжая часть уже, чем в действительности, и он сбрасывает скорость. А при исчезновении данных объектов кажется, что дорога стала шире, и он прибавляет скорость, начиная вести себя смелей, хотя по факту ничего не изменилось. Если водитель знает о существовании такого явления, то он будет внимательнее на дороге. Особенно на тех ее участках, где систематически появляются вертикальные объекты. Примером неадекватной оценки ширины дорожного полотна может служить ситуация с водителем, который, пытаясь обогнать грузовик, выезжает на встречную полосу, не учитывая то, что встречному авто просто некуда деться на узкой дороге. В результате происходит ДТП.

Иллюзия поворотов

Данный тип свойственен горным трассам и перевалам, изобилующим поворотами разных радиусов. В какой-то момент на такой дороге водитель перестает адекватно оценивать крутизну поворотов. Очень часто круговые участки кажутся эллиптическими, отрезок дороги может показаться короче, чем на самом деле, и более крутым. Бороться с авариями в данных условиях помогают яркие указатели поворотов, установленные на отбойниках. В ночное время на такой дороге нужно включать дальний свет и все имеющиеся на автомобиле фары.

Иллюзия крутых спусков

На крутом спуске с поворотом водителю может показаться, что участок дороги впереди сильно сужается. Связано это с ухудшением пространственного зрения. Данное явление заставляет водителя прижиматься к центральной оси дороги. Опасно это тем, что на повороте он может столкнуться со встречным транспортом. Нужно помнить, что на тех участках дороги, где она реально сужается, установлены знаки, сообщающие об этом. Там же, где знаков нет, имеет место обман зрения. В любом случае, перед каждым поворотом на крутом спуске следует сбрасывать скорость и быть особенно внимательным.

Управляя автомобилем, нужно помнить, что мозг человека очень легко обмануть — такие явления случаются повсеместно. Оптические иллюзии на дороге очень опасны своими последствиями, именно поэтому за рулем необходимо быть предельно внимательным, особенно на незнакомых участках и в ночное время. Особенно много иллюзий и обманов зрения возникает при недостаточной контрастности. Так, при контрастности ниже 2% может возникнуть иллюзия исчезновения объекта наблюдения. Примером этой иллюзии может служить «исчезновение» пешехода, воспринимаемого водителем на фоне белого снега в ночное время суток. По мере приближения к пешеходу свет фар все ярче освещает пешехода. В какой-то момент времени освещенности пешехода и фона сравниваются и пешеход, сливаясь с фоном, «пропадает».Если в такой момент пешеход начнет переходить дорогу, то возможен наезд на него. Аналогичное явление может возникнуть и при так называемой «световой завесе», когда сильный световой луч от фар автомобиля, движущегося по примыкающей дороге, как бы скрывает расположенные за ним предметы, автомобили, пешеходов. Оптические иллюзии и галлюцинации чаще всего появляются при ослаблении зрительного внимания, при зрительном утомлении.

Одним из эффективных способов бороться за безопасность пешеходов, является нанесение специальных изображений в зоне пешеходного перехода

Цветное изображение нанесено с помощью специального винилового материала для маркировки дорог. Вблизи изображение не впечатляет, не похоже оно на ребенка и с большой дистанции. Рисунок вытянут на 12 метров, и пропорции его искажены. Но на расстоянии 30 метров перед водителем внезапно появляется фигура ребенка.

Как правило, иллюзии восприятия не являются причинами дорожно-транспортных происшествий,

однако если они возникают у водителя при высоких скоростях движения и при сложной дорожной

ситуации, когда время реакции очень мало, возникновение иллюзий может стать причиной неправильных

(несвоевременных) действий водителя.

Галлюцинации восприятия. Другим возможным нарушением пространственного восприятия

водителем могут быть галлюцинации и псевдогаллюцинации. Причем псевдогаллюцинации

лишены пространственной ориентации (локализации), галлюцинаторный образ нередко

локализируется в голове и, как правило, не имеет того характера объективности, который

присущ истинным галлюцинациям. При рассмотрении галлюцинаций необходимо учитывать

 их особенности (сценоподобность, многопредметность).

«Я резко затормозил, так как через дорогу перебегал лось»; «Я затормозил потому, что на

дороге прямо перед автомобилем очутился лежащий лицом вниз человек»; «Я затормозил и

вильнул рулем, стараясь объехать внезапно появившийся борт грузового автомобиля».

Что было, то было — водители действительно тормозили. Но вот чего не было, так это

лося, человека, борта грузовика. Это все галлюцинации, которые очень часто бывают в

темное время суток при свете фар, бывают и на рассвете и в предвечерние сумерки, а

иногда даже и днем. Нередко такие неожиданные маневры приводят к дорожным инцидентам.

Это вполне естественно, так как видение является лишь одному водителю, а остальные о

 нем не ведают и не подготовлены к резкому изменению обстановки. И причем всегда очень

 резкому, когда никто и ничего не успевает сделать.

Галлюцинации обычно возникают при большом утомлении, в состоянии страха или стресса,

а также при чрезмерном напряжении и постоянном ожидании какого-то препятствия.

В результате у водителя возникает «реальная картина» нереальной опасности.

Это происходит также из-за информационного голода, т.е. из-за недостатка информации о

 дальнейших условиях движения. Человек как бы бежит с завязанными глазами, подглядывая

 из-под повязки только на один или два шага вперед. Поэтому он и боится, и думает, что

 сейчас врежется в столб, наедет на человека, столкнется с автомобилем и др.

В воспаленном мозгу действительно возникает картина столкновения, его последствий,

 а вслед за этим — испуг и резкое изменение режима движения.

Очень часто галлюцинации появляются у водителей в тот период, когда бодрствование

сменяется сном. Днем такое состояние возможно, особенно летом, в полуденную жару,

когда дорога очень хорошая, свободная от встречных автомобилей. При движении с

высокой скоростью по таким хорошим дорогам без особого физического и психического

напряжения водитель часто испытывает состояние искусственной сонливости, что очень опасно.

Галлюцинации могут быть устрашающими и лишенными эмоциональной окрашенности,

 повторяющимися или неповторяющимися. Возникновение галлюцинаций обычно связано

с торможением и активностью нервной системы человека, возникающими из-за длительного

 воздействия внешних нагрузок на его организм. Степень влияния нагрузок может усиливаться

или ослабляться.

При управлении автомобилем водитель воспринимает: динамические нагрузки, характеризуемые

 мышечной работой и числом операций по управлению автомобилем, которые он должен выполнять

для поддержания безопасного режима движения; статические нагрузки, определяющиеся в основном

неправильной рабочей позой водителя из-за несоответствия сиденья его размерам и т.п.;

нагрузку внимания, определяющуюся однотипностью раздражителей и однообразием

 впечатлений при движении на ровных, длинных участках дорог, монотонностью движения, управлением в темное время суток, в туман и т.д.; перенапряжение органов чувств из-за сложности восприятия и интенсивности фона и воспринимаемых раздражителей, неблагоприятных факторов окружающей среды (высокой температуры, влажности, недостатка кислорода в кабине, вибрации др.) и из-за продолжительной работы и неправильной организации отдыха.

Последнее перенапряжение может вызываться нервным истощением при очень

продолжительном движении (более 400 км и более 8 ч); недостаточным отдыхом

(остаточное утомление); обильным приемом пищи и приливом крови к органам

пищеварения; комбинацией отрицательных психических факторов (ссора, гнетущее состояние, неприятный разговор и др.); сонным опьянением — выполнением ряда действий после сна и т.д. Это приводит к возникновению сильных (ярких) и длительных галлюцинаций. В практике управления автомобилем они встречаются довольно часто и, как показали исследования, из каждых 100 водителей у троих имелись случаи галлюцинаций.

Часто такими галлюцинациями у водителя бывают изображения людей, машин, деревьев

 и других предметов, которые он начинает объезжать, создавая тем самым опасную дорожную ситуацию.

Так, например, водитель междугородного автобуса доказывает, что съезд автобуса с

 проезжей части дороги был вызван необходимостью срочного объезда автомобиля,

 выезжающего на дорогу в поперечном направлении. Водитель упорствует в своих

 показаниях, хотя техническая экспертиза доказывает отсутствие какого-либо

обустроенного съезда с дороги и наличия каких-либо следов на обочине и откосе дороги.

Судебно-медицинская экспертиза говорит, что в данном случае наблюдалось явление галлюцинации.

Самое сложное для водителя — это управление автомобилем в темное время суток уже

 после работы днем. Галлюцинации в этом случае проявляются более четко. Происходит

это чаще всего в местах, где освещенность малая и водителю приходится сильно напрягать

 зрение, чтобы увидеть и рассмотреть в свете фар за очень маленький промежуток времени

возможные препятствия. Такое перенапряжение иногда приводит к тому, что водитель

 «видит» метнувшегося пешехода, стоящий на обочине автомобиль и многое другое,

 т.е. видит то, что он «проигрывает» в своем сознании, те объекты, которые он

 ждет как первопричину дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому водители должны воспитывать у себя привычку так просматривать дорожные

 условия и дорожные ситуации, чтобы исключить возможность появления галлюцинаций.

 Можно рекомендовать прекратить движение автомобиля и расположиться на отдых

при малейшем проявлении неуверенности в правильном восприятии дорожных условий.

 Другим способом снижения опасности движения является снижение скорости, но его

 нельзя рекомендовать в качестве радикальной меры, так как уменьшение скорости

значительно снизит настороженность, что, в свою очередь, при длительном

монотонном движении также может явиться источником галлюцинации.

Чтобы таких явлений не было, можно также кратковременно увеличить скорость,

пить различные безалкогольные сладкие напитки, сосать леденцы, потому что

 повышение сахара в крови значительно уменьшает чувство утомления,

вялости и апатии. Хорошо помогает и жвачка. Но лучше всего — как следует выспаться.

К особо опасным сочетаниям следует отнести взаимодействие утомляемости

человека и его психической неуравновешенности, так как каждая галлюцинация

будет вызывать дополнительное прогрессирующее утомление, аритмию сердечной деятельности.

В тот момент, когда у водителя возникает галлюцинаторный образ опасного объекта,

или после возникновения безопасной галлюцинации, когда он замечает несоответствие

восприятия окружающей обстановке — возможно состояние испуга. Это состояние в

 зависимости от психики человека может привести у одних к потере " самообладания

на несколько минут или на долю секунды, а у других — к мобилизации организма и

противодействиям галлюцинации.

В заключении хочется пожелать всем  успешно бороться с галлюцинациями и иллюзиями берегите себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе".

Здоровье - главная ценность в жизни человека. Оно, как известно,  зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.Здоровье детей и подростков в любом обществе, в л...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...

Доступность банковских услуг по организации сбережений населения: пути решения проблемы

Финансы, денежное обращение и кредитДоступность банковских услуг по организации сбережений населения: пути решения проблемыThe availability of banking services savings: solutions to problemsИванькова ...

Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...

Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"

Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию  целесообразно провод...

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются...

Пути решения проблем обучающихся из неблагополучных семей.

Данная статья  описывает проблемы возникающие при обучении детей из неблагополучных семей....