Портфолио обучающегося в системе оценки качества дополнительного образования
методическая разработка

Гобрик Ирина Станиславовна

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гобрик И.С., педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением предметов

музыкального цикла «Музыка» 

                                                                               

                                                                                          Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Портфолио обучающегося в системе оценки качества дополнительного образования

В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.

Компетенции формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.

В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.

С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования. Так, концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений его развития определяет «применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка».

Портфолио - ( англ. Portfolio ) портфель, папка для важных дел или документов, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах. (Словарь терминов).

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Педагогический терминологический словарь).

Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм.

В последнее время в оценочной деятельности отмечаются, как минимум, две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивает субъективную позицию в целом. Во-вторых, отмечается чрезмерное внимание к количественной оценке. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценки качества. Как оказалось, портфолио может восполнить этот пробел на разных уровнях и в разных областях образования (что очень важно для учреждений дополнительного образования с его многообразием образовательных направленностей), так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.

Вместе с тем, практика внедрения портфолио показывает, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе от мотива до контроля.

Особенно важно и интересно использование технологии портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой (в учреждениях дополнительного образования дети занимаются начиная с младшего дошкольного возраста, а заканчивают – старшим школьным), так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму.

Порфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе, как о личности и ученике и представить себя окружающим. Тогда портфолио будет не просто «портфелем достижений» или «папкой роста, развития и достижений» ребенка, портфолио станет мостом, соединяющим мир представлений ребенка о себе для себя (образ «я») и мир представлений о себе для других. Кроме того, портфолио несет перспективный характер, отражает накопленный багаж развития ребенка в разных областях и видах деятельности, дает возможность выявления потенциального приоритетного направления в его развитии на следующем возрастном этапе, следующем уровне образования.

Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает.

Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и педагоги, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослого зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.

Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно-личной формы общения ребенка с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, ребенок обязательно обращается к взрослым, постигая отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.

Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий.

И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию.

Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.

Примерное положение о портфолио учащегося в учреждении дополнительного образования

Общее положение

Настоящее положение о портфолио обучающегося в учреждении дополнительного образования должно быть рассмотрено Попечительским советом, Методическим советом и утверждено приказом директора.

Портфолио обучающегося является одним из средств качественного обновления системы оценивания деятельности обучающихся. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени.

Настоящее положение устанавливает примерные требования к структуре составления портфолио обучающегося.

Участниками работы над портфолио являются сами обучающиеся, их родители, педагоги дополнительного образования и администрация учреждения. Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.

Цель портфолио – отслеживание и оценивание динамики индивидуального и личностного роста обучающегося, поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.

Основными задачами применения технологии портфолио являются:

- формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие учебной мотивации;

- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;

- создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я – реальный», «я – идеальный»);

Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию, формирование адекватной самооценки обучающихся;

- формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;

- содействие успешной социализации обучающихся.

Структура портфолио.

Портфолио состоит из нескольких разделов.

Раздел 1. «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом: личные данные, его автобиография, личные фотографии, анкета.

Раздел 2. «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения обучающегося. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты. Оформляется раздел в форме таблицы с приложением.

Раздел 3. «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание участия в мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождения курсов, различного вида практик, спортивных достижений.

Раздел 4. «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики, данные родителями, детьми и педагогами.

Портфолио оформляется в соответствии с принятой в учреждении структурой в папке накопителе с файлами на бумажных носителях и\или в электронном виде.

При необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

ПОРТФОЛИО

Фамилия………………………………………….

Имя………………………………………………….. Место для фотографии

Отчество…………………………………………..

Учреждение………………………………………

………………………………………………………….

………………………………………………………….

Период, за который представлены документы и материалы:

с………………………. 20….г. по ……………………. 20….г.

Личная подпись учащегося …………………………… (………………………)

ГБУ СОШ №

г. Санкт-Петербург

20…. г.

Раздел 1. «Мой портрет»

Фамилия……………………………………………………………………….

Имя………………………………………………………………………………

Отчество……………………………………………………………………….

Дата рождения……………………………………………………………….

Место рождения……………………………………………………………..

Гражданство………………………………………………………………….

Ф И О родителей……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

Домашний адрес…………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

Домашний телефон…………………………………………………………

Мобильный телефон………………………………………………………

Место учебы ( общеобразовательной)………………………………..

Место учебы (дополнительной)…………………………………………

……………………………………………………………………………………..

Объединения:…………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………..

Разрешите представиться, меня зовут

Я,………………………………………………………………

Я люблю………………………………………………………

Мне нравится………………………………………………...

Мне не нравится……………………………………………..

Мои интересы………………………………………………...

Мои друзья……………………………………………………

Я умею………………………………………………………….

Я могу научить других……………………………………….

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

Раздел 2. «Портфолио документов» (таблица и приложение)

п\п

Дата

Название мероприятия

Уровень мероприятия

Результат

Раздел 3. «Портфолио работ» ( таблица и приложение)

п\п

Дата

Название творческой работы, проекта

(название мероприятия)

Техника исполнения

(направленность)

Раздел 4. «Портфолио отзывов»

Отзывы

Рецензии работ и проектов

Характеристики

Пожелания

Литература:

• Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.

• Биктеева А.Д. Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42.

• Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.

• Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения

Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.   Современные информа...

Использование ЭОР для повышения качества дополнительного образования

В статье раскрываеться понятие "электронные образовательные ресурсоы", их виды, преимущества, а так же приводяться примеры их использования в дополнительном образовании...

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования. Анализ результатов ВПР»

Всероссийские проверочные работы планируется использовать в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образо...

Внутренняя система оценки качества образования

Цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», еѐ организационную и функциональную структуру...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО

Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...

Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОГС

Данная статья посвещена определению системы оценки  и целесообразности перехода на 10-бальную системув в условиях реализации ФГОС.В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают ...