Программа по стрессоустойчивости
рабочая программа

Белоусова Елена Сергеевна

Программа «Психолого-педагогическая коррекция по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних» направлена на профилактику суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости, самооценки; на активизацию самопознания подростков; создание условий для формирования позитивной Я-концепции; развитие умений преодоления стресса (эмоциональной и поведенческой саморегуляции).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_stressoustoychivosti.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

 

Программа

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ   ПО ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Югорск, 2021

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

Директором  БУ «Югорский

политехнический колледж»

____________/С.В.Карманов

Приказ от « 16 » _марта 2021г. № __ 

Разработчик: Белоусова Елена Сергеевна, педагог-психолог.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация  

Паспорт программы

Нормативно-правовое обеспечение программы

Концепция

Описание программы

Список источников и литературы

  1. АННОТАЦИЯ

        Программа «Психолого-педагогическая коррекция по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних» направлена на профилактику суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости, самооценки; на активизацию самопознания подростков; создание условий для формирования позитивной Я-концепции; развитие умений преодоления стресса (эмоциональной и поведенческой саморегуляции).

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

 Психолого-педагогическая коррекция по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних

Дата принятия решения о разработке Программы

03.03.2021.

Заказчики Программы

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Основной разработчик Программы

Белоусова Елена Сергеевна –

 педагог-психолог  

Цели и задачи Программы

Цель – профилактика суицида среди несовершеннолетних  путем повышения стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Определить контингент обучающихся с высоким уровнем тревожности, сформировать список  данных несовершеннолетних, находящихся в «зоне риска», кризисной ситуации.
  2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних.
  3. Создать условия для формирования психологической стабильности несовершеннолетних.

 

Сроки и этапы реализации Программы

2021-2025 учебный год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

  • Снижение количества обучающихся с высоким уровнем тревожности.
  • Высокий уровень педагогической компетентности и умение решать конфликтные ситуации.
  • Высокий уровень социальной и психолого-педагогической поддержки и защиты обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
  • Оптимизация взаимоотношений в подростково-родительской среде.
  • Исключение суицидальных попыток.

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9).
  3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09,2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок
  6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.
  7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми 50 (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ).
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации. 'Гак как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115- 118, 125, 156).
  9. Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).

Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:

        Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

        Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».

         Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. №01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования .

        Информационное письмо Минобрнауки России от 27.02.2012г. № 06-356     « О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»         Информационное письмо Минобрнауки России от 18.01.2016г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»

  1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

        Важнейшей и остроактуальной проблемой, стоящей перед современным обществом, является сохранение психологического здоровья подрастающего поколения. Трудные жизненные ситуации, кризисы, стресс могут перегружать психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и представят собой серьезную медицинскую, социальную и психолого-педагогическую проблему.

        В условиях трудной жизненной ситуации свойственные  подросткам размытый образ Я, несформированность основных социальных навыков, заниженная самооценка приводят к ощущению бесперспективности и безнадежности и способны привести к деструктивному поведению подрастающего поколения. Высокая учебная нагрузка, непонимание педагогами и родителями, сложности в установлении контакта с ровесниками, трудности в решении внутриличностных противоречий провоцируют негативные изменения самооценки, образа «Я», повышают уровень тревожности, снижают уровень стрессоустойчивости подростка.

        Повышение стрессоустойчивости, изучение и освоение способов снижения стресса являются универсальным и эффективным способом профилактики суицидов. Подход к повышению стрессоустойчивости должен быть основан на  формировании у подростков  чувства оптимизма, уверенности в себе, коммуникабельности, повышении уровня эмпатии. Суицидальные мысли не возникнут, если подросток знает, что трудные времена обязательно пройдут, что он способен преодолеть неблагоприятные обстоятельства, что в обществе он сможет найти помощь, а полученные опыт и знания помогут ему в дальнейшем достичь успеха.

         Цель нашей программы - профилактика суицида среди несовершеннолетних  путем повышения стрессоустойчивости.

        Задачи:

  1. Определить контингент обучающихся с высоким уровнем суицидальной наклонности посредством тестирования на определение уровня тревожности, сформировать список  данных несовершеннолетних, находящихся в «зоне риска», кризисной ситуации.
  2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних.
  3. Создать условия для формирования психологической стабильности несовершеннолетних.

  1. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Программа психолого-педагогической коррекции по повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних состоит из следующих направлений:

  1. Диагностическая деятельность.
  2. Информационно-просветительская деятельность.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность.
  4. Консультативная деятельность.

№ п/п

Содержание работы

Цель

Сроки исполнения

  1. Диагностическая деятельность

1.1.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

Изучение личностного потенциала социально-психологической адаптации

Сентябрь

1.2.

Шкала самооценки тревожности Спилбергера-Ханина

Определение уровня личностной  и ситуативной тревожности.

Октябрь, февраль

1.3.

Тест стрессоустойчивости

Определение текущего уровня стрессоустойчивости личности

Январь

1.4.

Методика оценки суицидального риска «Сигнал»

(компьютерный вариант)

Уровень риска суицидальных реакций

Февраль-март

  1. Информационно-просветительская деятельность

2.1.

Лекция «Стресс и стрессоустойчивость»

Формирование представлений о стрессе и стрессоустойчивости.

Октябрь

2.2

Лекция «Повышение стрессоустойчивости»

Изучение способов и рекомендации по повышению стрессоустойчивости.

Ноябрь

2.3.

Лекция «Повышение самооценки»

Повышение самооценки обучающихся.

Декабрь

2.5.

Памятка для родителей и кураторов групп «Как повысить стрессоустойчивость»»

Повышение психолого-педагогической компетенции

Декабрь

2.6.

Памятка для родителей, педагогов и кураторов групп «Как повысить самооценку и уверенность в себе»

Повышение психолого-педагогической компетенции

Январь

2.7.

Памятка для родителей «Советы родителям по снижению тревожности у подростков»

Повышение психолого-педагогической компетенции

Февраль

  1. Коррекционно-развивающая деятельность

3.1.

Тренинг развития адаптивности

Развитие адаптационных возможностей подростков к социуму, обучение навыкам конструктивного поведения и взаимодействия с окружающими.

Октябрь

Коррекционные занятия по снятию тревожности

Помощь в преодолении и снятии тревожного состояния, приобретение навыков и умений регуляции психоэмоциональных проявлений.

В течение учебного года

3.2.

 Индивидуальное  коррекционное занятие «Стресс и способы его снижения»

Помощь в преодолении и снятии напряженного состояния методом релаксации.

В течение учебного года

3.3.

Коррекционные занятия по работе с обучающимися «группы риска»

Восстановление позитивного отношения к самому себе и окружающему миру

В течение учебного года

  1. Консультативная деятельность

4.1.

Индивидуальное консультирование студентов, родителей и преподавателей

Оказание психологической помощи и предоставление рекомендаций по гармонизации ситуации.

В течение учебного года

6. ЛИТЕРАТУРА

1. Канавина С.С. Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем

повышения стрессоустойчивости: методические рекомендации /под ред. О.П. Ворсиной. – Иркутск: ООО ПИФ «Круг», 2015. –176 с.

2.  Малкина-Пых         И.Г.     «Экстремальные     ситуации»     -     справочник практического психолога, Москва - 2014 г.

3.  А.Кучер, А.Крохмелев, И.Соловьев. Пройти и преодолеть. - Пермь, 2010. - 52с.

4.  Вестник  психосоциальной     и   коррекционной     реабилитационной работы № 1, 2015г.

5.  Л.Ю. Субботина Стресс. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014.

6.  А.В. Алексеев Я спокоен. Как защитить себя  от стресса./ Серия «Здоровье нации». - Ростов - н/Д: «Феникс», 2014г. - 160с.

7.  С. Успенская Культура эмоций// Школьный психолог январь 2014г. №2.

8.  Психогимнастика   в  тренинге,  Под   ред.  Н.Ю  Хрящевой.  -   СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Стресс, одна из главенствующих проблем в современном обществе, но при этом нет единого мнения, о его роли в жизни человека. Простому обывателю навязывается стереотип единой причины неприятностей челов...

Стрессоустойчивость в период самоизоляции

Любой человек может потерять контроль во время напряженной ситуации. Одни паникуют и переживают, на других накатывают вспышки гнева, третьи просто неспособны принять какое-то решение. Люди могут...

"Влияние депрессии и скрытой агрессии на стрессоустойчивость будущих медицинских работников”

В работе описаны методики  выявления  у студентов профессионально недопустимых форм поведения...

Формирование стрессоустойчивости студентов как актуальная проблема современности

Аннотация: В период обучения формируется будущий профессионал, уровень стрессоустойчивости которого непосредственно повлияет на успешность деятельности и стиль жизни в дальнейшем. Именно поэтому сегод...

Эмоциональная стрессоустойчивость педагога

Знакомство с понятием стресс, его видами и причинами возникновения...

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОСТОВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СтрСтресс становится одной из проблем современного общества, при этом нет однозначного мнения о роле стресса в жизни человека. Массовое сознание навнавязывает обывателю стереотип универсальной причины...