"Влияние депрессии и скрытой агрессии на стрессоустойчивость будущих медицинских работников”
творческая работа учащихся

Наталья Александровна Матошина

В работе описаны методики  выявления  у студентов профессионально недопустимых форм поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Научно- исследовательская работа

ТЕМА: “ВЛИЯНИЕ ДЕПРЕССИИ И СКРЫТОЙ АГРЕССИИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ”

                                                       Автор: Мысловская Александра Валерьевна

                                                                 Группа18 АД,  отделение сестринское дело ОЕНП
                             

                                                              Научный руководитель:  преподаватель высшей                                            

                                                               квалификационной категории Матошина Н. А

САЛЕХАРД 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ ___________________________________стр-3
  2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ____________________ стр-5
  3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ__________________стр-14
  4. ВЫВОДЫ_____________________________________ стр-19
  5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ_____________стр-20
  6. ПРИЛОЖЕНИЯ________________________________стр-24

                                                 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

                Работа с людьми в поликлинике или стационаре требует от медицинских работников среднего звена таких профессиональных качеств как: внимание, ответственность, доброжелательность, способность сопереживать (Атватер Н.Л. 2015).

Огромные очереди  у дверей врачебных кабинетов, большое количество бумажной документации, скученность, отсутствие терпения и понимания со стороны пациентов, выведут из состояния равновесия кого угодно, и средние медицинские работники тут не являются исключением.

            По данным Н.Ю. Агнер Н.Ю.(2010), медицинские работники: врачи, медсестры, фельдшера,  работающие  с разными категориями населения испытывают эмоциональные стрессы  более 10 раз в день.

При этом они часто испытывают депрессию и вынуждены скрывать агрессию, так как их работа связана с выполнением принятых в обществе деонтологических обязательств (Ананьев Б.Г 1999).

Депрессия причиняет  эмоциональные страдания,  которые  значительно снижают качество жизни человека, уровень его социальной, бытовой и трудовой адаптации. Депрессия часто способствует соматическим заболеваниям, наносит материальный ущерб обществу в целом (И.И Федюкович И.И 2009).

 Скрытая агрессия вызывает скрытые переживания у индивидуума  и часто негативным образом влияет на формирования межличностных отношении (Н.Н Ежова 2005 )

ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

 1. Определить влияние депрессии и скрытой агрессии на стрессоустойчивость будущих медицинских работников. 

2.Научить студентов, принявших участие в работе, некоторым упражнениям по борьбе со стрессом.

 Для достижения цели решали следующие  задачи:

  1. Провели тест “несуществующие животные”

(для определения уровня скрытой агрессии)

  1. По шкале депрессии определили уровень депрессии (Т.И.Балашова 2006)  у студентов медицинского отделения Ямальского многопрофильного колледжа ( ЯМК)
  2. Определили влияние депрессии и  скрытой агрессии на   стрессоустойчивость будущих медицинских  работников
  3.  Анализ литературных данных, поиск упражнений для борьбы со стрессом, создание противострессовой программы «Я – спокоен».

ПРОБЛЕМА, ПОСТАВЛЕННАЯ В РАБОТЕ: Определение влияния депрессии и скрытой агрессии на  стрессоустойчивость респондентов.

 НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА:

Подавленное состояние (депрессия) и скрытая агрессия  понижает стрессоустойчивость будущих медицинских работников

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое тестирование, наблюдение, психологический анализ, вычисление доли.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: В работе были  обследованы  студенты  в возрасте от 17 до 20 лет выборка равна 20 (n=20)

ПЕРВЫЙ ЭТАП Нарисуйте «несуществующее животное» Назовите его несуществующим названием.

 ИНТЕРПРИТАЦИЯ ТЕСТА

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен на средней линии вертикально поставленного листа, лист бумаги лучше всего взять белый или кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости ; ручкой и фломастером рисовать нельзя.  Положение рисунка к верхнему краю угла трактуется как  высокая самооценка (чем ближе, тем более выражена), как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению, связана с недостаточностью признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании   или отсутствии тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повернута  вправо - устойчивая тенденции к деятельности, действенности: почти все, что планируется, обдумывается – осуществляется, или   начинает осуществляться. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов.

Голова повернута влево  – это   тенденция  к рефлексии и размышлениям, это не человек действий: лишь незначительная часть планов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко боязнь перед активными действиями и нерешительность.

Положение анфас - трактует эгоцентризм.

На голове расположены детали  соответствующие органам чувств – уши , рот, глаза. Значение детали уши  - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно к другим показателям и их сочетаю, определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только провоцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость гордость обида огорчение), не изменяя своего положения.

Приоткрытый рот с языком при отсутствие губ трактуется как большая речевая активность, в сочетание с прорисовкой губ – как чувственность ; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки рта и губ, особенно зачерканные трактуется как быстрое возникновение опасения, и страха, недоверия.

Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная. Для детей характерен рисунок зачерканного рта округлой формы.

Особенное значение придают глазам - это символ присущего человеку чувства переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой  радужки.             Обратить внимание на наличие ресниц. Ресницы  показывают истероидно – демонстративные манеры поведения: для мужчин: женские черты характера.

Глаза  с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также заинтересованность в восхищение  окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Размер головы свидетельствует о том, что испытуемый ценит рациональное начало в окружающих, и возможно эрудицию.

На голове также бывают: рога - защита, агрессия. Когти, щетина, иглы характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответственная. Перья тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть подобие прически чувственность, подчеркивания своего пола, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам своей фигуры и по форме:

А) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

Б) поверхность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

  Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля  за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность, однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность  суждений и установок  в принятии решений. их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие.

Части поднимающиеся над уровнем фигуры могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальцы, детали панциря, перья, бантики в виде завитушек-кудрей; цветково - функциональные детали  характеризуют – энергию охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем. Увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали  или символа).

 Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих Манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

 Хвосты -  выражают отношение к собственным действиям, решениям. действиям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли хвосты  вправо (на листе) или в лево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношения к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Хвост вверх – уверенность, бодрость; падающий в низ – недовольство собой, сомнение в собственной правоте, раскаяние  и т.п.  

Контр фигуры.

 Анализируются по наличию или отсутствию выступов  (типа шиитов, игл). Это защита от окружающих.

 Агрессивность – если она выполнена в правых углах; со страхом и

 тревогой – если имеет место затемнение.

 Общая энергия оценивается  по количеству изображенных деталей – только ли необходимое количество,  чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном. Соответственно, чем больше составных частей и элементов, тем выше энергия.

 В обратном случае – экономия энергии,  астеничность  организма, хроническое соматическое заболевание. ( Тоже  подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия без нажима на бумагу) Обратный же характер линий – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Резко продавленные линии – резкая тревожность. Обратить внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом, то есть к чему привязана тревога.

 Тематические животные делятся на угрожаемых,  угрожающих, нейтральных. Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своём положение в мире как бы идентификация себя по значимости  (с зайцем, букашкой, слоном, с собакой и т.д.) В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

 Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырёх или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного.

 Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, не зависимо от их связи с той или иной деталью изображения.

 Особенно весомо в этом отношение прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.

Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков –  вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др.

 Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

 Фигура круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание поддаваться тестированию.

 Обратить внимание на случаи вмонтирование механических частей в тело животного – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы: прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирования в глаза электролампы в тело и в конечности животного – рукояток, клавиш и антенн.

Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного, к которому   лишь приделывается готовая, существующая деталь.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей, это выражает рациональность конкретную установку при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом, или окончанием – это демонстрация собственного ума и знаний.

      Рисунок, изображающий часть человеческой деятельности  может характеризовать профессиональную направленность (Агнер Н.Ю 2010).

 

ВТРОЙ ЭТАП Определение уровня депрессии (по шкале депрессии)

Тест разработан Т.И Балашовой Полное тестирование с обработкой информации рассчитано на 20-30 минут .

Уровень депрессии рассчитывается по формуле:

УД= ∑пр. + ∑обр. где

∑пр. сумма зачеркнутых цифр к прямым высказываниям № 1 3 4 7 9 10 13 15 19;

∑ обр. сумма зачеркнутых цифр к обратным  высказываниям № 2 5 6 11 12 14 16 17 18 20

Например:

      у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;

      у высказывания № 5 зачеркнут ответ  2, мы ставим в сумму 3 балла;  

      у высказывания №6 зачеркнута цифра 3, мы ставим в сумму 2 балла ;

      у высказывания №11 зачеркнута цифра 4, мы ставим в сумму1 балла;

      В результате получаем УД который колеблется от 20 до 80 баллов

      Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без   депрессии, если УД не более 50 баллов и менее 53 ,то делается вывод о легкой депрессии ситуационного или невротического генеза.

      При УД от 60-69 диагностируется субдепрессивное состояние, или маскированная депрессия.

      Истинное  депрессивное состояние диагностируется  при УД более чем

      70 баллов

        Прочитайте внимательно каждый из приведенных  ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру, над вопросами  долго не задумывайтесь, поскольку правильных ответов нет. А- никогда; Б- иногда; С- часто; Д- постоянно.

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ»

А

В

С

Д

1

Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2

Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3

У меня бывают периоды плача и близости к слезам

1

2

3

4

4

У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5

Аппетит у меня не хуже обычного

1

2

3

4

6

Мне приятно смотреть привлекательных людей, общаться с ними

1

2

3

4

7

Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8

Меня беспокоят  запоры

1

2

3

4

9

Сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11

Я мыслю также ясно как всегда

1

2

3

4

12

Мне легко делать то, что я умею

1

2

3

4

13

Чувствую беспокойство, не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14

У меня есть надежда на будущее

1

2

3

4

15

Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16

Мне легко принимать решения

1

2

3

4

17

Я чувствую, что полезен и необходим

1

2

3

4

18

Я живу достаточно полной жизнью

1

2

3

4

19

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20

Меня всегда радует одно и то же

1

2

3

4

ТРЕТИЙ ЭТАП Тестовая методика определение уровня стрессоустойчивости А.П.Голстейн (2006) Отметить галочкой ответы, которые вы, считаете правильными.

  1. Вредные привычки:

А) курение  2

Б) Алкоголь 3

В) переедание 1

2. Как часто вы бываете на свежем  воздухе:

А) Более 2х часов в день 1

Б) менее одного часа в день 3

В) час в день 2

3.Есть ли у вас режим дня (сна и бодрствования)?

А) Я высыпаюсь 1

Б) Я высыпаюсь, но не всегда 2

В) Часто хочу спать днем 3

4.Стрессоустойчивость

А) Я быстро справляюсь со стрессом 2

Б) Любые конфликтные ситуации переживаю тяжело 3

В) Я стараюсь избегать конфликтных ситуаций

5. Отношение к учебе и умственному труду:

А) Я хорошо учусь, у меня  хорошая память 0

Б) Я учусь средне у меня хорошая память 1

В) Я стараюсь учиться у меня плохая память 2

Г) Я особо не стараюсь учиться, так как у меня плохая память 3

6. Поведение в  стрессовой ситуации:

А) Я могу себя успокоить 1

Б) Веду себя по принципу «Око за око зуб за зуб» 3

В) Поступаю в зависимости от сложившихся условий 2

7. Наличие цели в жизни

А)  Я ставлю цель и четко к ней иду1

Б) Я ставлю цель, но не всегда ее достигаю 2

В) Я не ставлю целей 3

8. Отношение к негативным  эмоциям

А) я умею подавить негативные эмоции 1

Б) Я умею получить урок из негативных эмоций 2

В)Я не борюсь с негативными эмоциями3

9.Отношение к двигательной активности

А) занимаюсь спортом регулярно не менее 2-3 раз в неделю 1

Б) Считаю, движение-жизнь 2

В) Я мало двигаюсь 3

10. Суицидальные мысли

А) не посещают ни когда 1

Б) Посещают редко 2

В) Посещают часто 3

Интерпретация результатов: 10-12 баллов низкий уровень стресса;

13- 20 средняя стрессоустойчивость; 21и и выше человек в состоянии стресса.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

      По результатам психологического теста «нарисуй несуществующее животное» выборку  респондентов разделили на две части и провели детальный анализ полученных изображений, результаты интерпретировали пользуясь методикой Н. Н. Ежовой (2015). Интересно отметить, что лица, испытывающие и не испытывающие агрессию, распределились в нашем исследовании равномерно: 10 человек имеет скрытую агрессию и 10 человек не имеет скрытую агрессию. См. график №1

Анализируя  рисунки респондентов, отмечаем, что среди лиц испытывающих агрессию на 3х человек (30 %), влияет мнение окружающих, 2(20 %) человека прислушиваются к мнению окружающих редко, и 5(50%) не считаются с мнением окружающих. Смотрим график №2.

 Интересно отметить, что 1 (10%)человек, не способны  воспринимать новую информацию. См. график №3

 

у 3 (30%) лиц завышена самооценка. См. график №4

у 5 (25%) человек из всех обследованных лиц агрессия выражена ярко у 5 (25%) студентов скрытая агрессия, соответственно 50% респондентов не испытывают агрессию.

Проведенные тесты показали так же  что у 4 (40%)  лиц, не испытывающих агрессию повышенная самооценка. См. график №5

Интересно отметить, что  3 (30 %),  не способны отражать агрессию,  стороны окружающих. См. график №6.

 Анализируя стрессоустойчивость, выявили, что из лиц испытывающих агрессию у 6(60 %) лиц стрессоустойчивость –

средняя, 4 человека (40%) находятся в состоянии стресса. См. график №7.

из лиц, не испытывающих агрессию, данные распределились следующим образом: 4 (40 %)человека находятся в состоянии стресса, 5 (50%) человек обладают средней стрессоустойчивостью, 1 (10%)человек устойчив к стрессам.

ВЫВОДЫ

 Проведя анализ данных,  рассмотренных в работе, констатируем: проявление депрессии и скрытой агрессии влияет на  стрессоустойчивость студентов отделения медицинского образования  не значительно.

  Так из лиц испытывающих агрессию  6 (30%) человек обладают  средней стрессоустойчивостью, 4 человека (20%) находятся в состоянии стресса; из лиц, не испытывающих агрессию, данные распределились следующим образом:4 (20 %)человека находятся в состоянии стресса,5 (25%)человек обладают средней стрессоустойчивостью, 1(5%)человек устойчив к стрессам

В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА: «Подавленное состояние (депрессия) и скрытая агрессия  понижает стрессоустойчивость будущих медицинских работников» нашла свое подтверждение –  в группе лиц, не испытывающих агрессию, есть человек, устойчивый к стрессам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

К сожалению, жизнь современного человека не возможна без стрессов,

Затянувшийся стресс у медицинских работников может не только снизить качество жизни, нанести экономический ущерб государству, но что самое страшное может привести к несвоевременному и неадекватному  оказанию медицинской помощи, а так- же ухудшению показателей здоровья пациентов.

Поэтому, наша исследовательская группа предлагает использовать простые и эффективные упражнения для снятия агрессии и скрытой депрессии у студентов отделения медицинского образования ЯМК, ведь наши студенты - это будущие медицинские работники

Противострессовая программа « Я - спокоен»

Упражнение № 1 Целесообразнее проводить в одиночестве в закрытом помещении. Возьмите листок бумаги перечислите все то, что вызывает у вас негативные эмоции.

Далее сядьте на краешек стула, положите твердую подушку себе на коленки. Подумайте о чем-либо из вашего списка. Сосредоточитесь на ком-то или на чем-то и позвольте себе выплеснуть гнев. Повторяйте приходящие на ум слова как можно быстрее и громче, бейте подушку позволяя выплеснуть весь накопившийся гнев (можете даже топтать ее ногами) до тех пор, пока не избавитесь от негативных чувств, к данному человеку или к данной ситуации. ( Литвак М. Е.2009)

Упражнение №2 «шумовая атака» Делайте упражнение № 1, одновременно расхаживая и притопывая, хлопая дверями, гремя кастрюлями и сковородками и т.п. Представьте объект, вызывающий у вас негативные мысли громко выкрикивайте ему то, что хотелось ему сказать, используя самые сильные выражения. ( Литвак М. Е. 2009)

Упражнение №3 « Тигра» Сядьте на стул, наклонитесь вперед, положите руки ладонями вверх,  легонько похлопывайте тыльной поверхностью ладони по коленям, усиливайте похлопывание и рычите пока не освободитесь от гнева ( Мамонтов. С. Ю. 2002)

Упражнение №4 «Перелом событий» Встаньте. согните руки в локтях подумайте о том что вызывает  у вас гнев и депрессию, отпустите руки, согните одно колено.

 Представьте что вы переламываете эту ситуацию, делайте это до тех пор пока не устанете.( Менегетти А. С. 1993)

Упражнение №5 “Позыв к рвоте”( Мишина Т.И. 1993)встаньте лицом перед унитазом, представьте себе ситуацию вызывающие у вас гнев, засуньте палец глубоко в рот и вызовете позыв к рвоте, проделайте это несколько раз. Вспоминайте в этот момент событие, которое стало причиной ваших негативных ощущений.

В конце упражнения вы почувствуете,    что глаза слезятся, из носа течет, но вы чувствуете себя хорошо.

Упражнение № 6 «Прощение и утешение». (Мишина Т.И. 1993) Возьмите  в руки любимую игрушку, в крайнем случае, подушку. Вспомните, что  эта игрушка была, возможно, единственным вашим свидетелем и утешителем, в минуты, когда вас посещали мучительные воспоминания, боль и отчаянье. Прижмите куклу к себе, тихонько раскачиваясь вперед- назад.  Произносите вслух  слова прощения и утешения, которые могут приходить вам на ум. Проделывайте это до тех пор пока не почувствуете что ваша душа опустела и свободна от всего того что не давало вам свободно дышать.

Упражнение № 7 «Уничтожаю негатив» (Шейман Э.Б. 1992) Возьмите тот же листочек  с  негативными эмоциями порвите его,  сожгите, пепел смойте в унитаз. Все! с этой секунды начинается белая полоса в вашей жизни.

Упражнение№8 «Душ для эмоций"(Шейман Э.Б. 1992)   Примите душ.  Вода смоет ваши негативные эмоции. Принимая душ, представляйте, что струйки воды смывают с вас весь накопившийся негатив.

Упражнение№9 «Звуки природы» (Шейман Э.Б. 1992)  Лягте на диван, расслабьтесь, Отключитесь от всего, что вас волнует. Слушая звуки природы, повторяйте: мой руки расслаблены, ноги расслаблены, веки тяжелеют, тело наполняется негой, меня ни что не беспокоит, я спокоен, у меня все хорошо.

Упражнение №10 « Отпускаю  с миром и любовью» (Мишина Т.И.   2007) Представьте себе, что вы выше всего того, что вас беспокоит, проговорите про себя « я отпускаю эту ситуацию с миром и любовью и желаю всем мира и добра»

Упражнение№11 «Доброе  радио» (Мишина Т.И 2007) В течение дня, вы получаете разную информацию, и не вся  информация носит положительный характер. Представьте, что всю информацию  вы получаете через радио. Негативная информация? Убавьте звук. Позитивная? Прибавьте. Только не выключайте его вообще, умейте отличать «зерна от плевел».

Скопившиеся негативные эмоции разрушают человека изнутри, учитесь правильно их выплескивать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л.1999год; 89с.

2.Атватер Н. Л. Я вас слушаю. М. Мир;2015год 342с.

3.Агнер Н.Ю. «Твой, Мой мир». Москва, ЭКСМО 2010год; 236с

4.Балашова Т.И Руководство по психотерапии. Ташкент; 2006 год; 387с.

5.Голдстейн А.П.«Эффективная техника расширения ментального потенциала, возможностей сознания и снятия стрессов» Москва, ЭКСМО 2005год; 456с

8.Ежова И.Н. « Рабочая книга практического психолога» Ростов на Дону «Феникс» 2015; С 69-76.

9.Корсин, Р.С А.Э.Ауэрбах А.Э, перевод А.А Алексеева; «Аутогенная тренировка»; «Питер»; 2006 год С 123-134.

10.Литвак М. Е. Командовать или подчиняться? Ростов на Дону, «Феникс»1997. С55-67.

11. Литвак М. Е. Психологический вампиризм. Анатомия конфликта. Ростов на Дону, «Феникс»2009.С 55-79.

12.Мамонтов С.Ю. Страх, практика преодоления. Ростов на Дону, «Феникс»1992.С123-232.

13.Менегетти А. С. Словарь образов. Пермь, 1993.123-124.

14.Миллер С. М. Психология игры. Москва, Мир. 2008год 348с.

15. Мишина Т.И. Исследование и коррекция конфликтов. Москва. Мир 2007 342с

16. Федюкович Н.И « Фармакология для медицинских училищ» Ростов – на  Дону  «Феникс» 2007 год; С75.

17 Шейман Э.Б. Некоторые методики преодоления стресса. Ростов – на  Дону  «Феникс» 2007 год; с 45-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных личностных качеств будущих медицинских работников среднего звена

Презентация к выступлению по теме " Формирование профессиональных  личностных качеств будущих медработников среднего звена...

Эссе. Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее.

В данной публикации рассматривается роль педагога в подготовке грамотного образованного медицинского работника, в воспитании интересной гармоничной личности....

Эссе на тему "Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее"

В этои учебном году мне довелось участвовать к городском профессиональном конкурсе "Золотая астра", где необходимо было подготовить свое эссе на тему " Моя роль в подгтовке будущих меди...

«Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»

Классный руководитель…  Это словосочетание произносят студенты, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек в стенах колледжа. Классный руководитель помо...

Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»

Классный руководитель…  Это словосочетание произносят студенты, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек в стенах колледжа. Классный руководитель помо...

2020 Статья на НПК г. Улан-Удэ Формирование профессиональных ценностей у будущих медицинских работников

2020 Статья на НПК г. Улан-Удэ Формирование профессиональных ценностей у будущих медицинских работников...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...