Статья « Педагогические находки учителя в системе работы по подготовке учащихся 4-х классов к ВПР »
статья

Лазаренко Ирина Александровна

Опыт работы по  подготовке к ВПР, систематизация накопленного опыта и исследований по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление учителя начальных классов Лазаренко И.А. на МО  по теме:

« Педагогические находки учителя в системе работы по подготовке учащихся 4-х классов к ВПР »

Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.  Очень скоро нам вместе с учениками предстоит написать всероссийские проверочные работы.  Всероссийские проверочные работы – это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Подготовка к данным работам – это всегда ответственный процесс.

Система подготовки учащихся к проведению ВПР - это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

Я  ещё не проходила эту процедуру (написание ВПР с ребятами), в отличие от моих коллег, поэтому я не буду говорить о каких то педагогических находках, а скорее расскажу о систематизации накопленного опыта моих коллег  и собственных исследованиях по этой теме. Я  опираюсь  на опыт учителей, которые уже писали подобные работы.

С чего же я начала работу по подготовке детей к ВПР ?

Сначала я  изучила  работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах, сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объём работ и попыталась отобрать из массы существующего материала те пособия, которые посчитала более актуальными. Потом составила план подготовки к ВПР по всем трём предметам. Для этого решила:

  1. Повторить перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир).
  2. Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
  3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
  4. Выполнить  проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
  5. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.

Затем я воспользовалась уже разработанной  системой заданий для достижения  планируемых результатов освоения предмета, руководствуясь следующими принципами:

1)​ задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить применять знания в разных ситуациях;

2)​ заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;

3)​ задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть - на повышенном уровне.

Я использую  задания  из следующих пособий :

1) Проверочные работы для подготовки к ВПР Ященко, Г.И. Вольфсон , И.Р. Высоцкий-математика ;  Е.В. Волкова – окружающий мир;  Л.Ю.Комиссаров,  А.Ю. Кузнецов – русский язык.

2) Проверочные работы для подготовки к ВПР- русский язык  ( М.И. Кузнецова );

3) контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Математика. Окружающий мир.  2,3,4 класс /О. Н. Крылова /;

4) тесты по русскому языку 2-4 класс (Тихомирова Е. М.);

5) тематический контроль знаний учащихся 2-4 класс (В. Т. Голубь)

И ряд других (выборочно)  заданий из других пособий. Также использую интернет-ресурсы https://4vpr.ru/4-klass/, http://vpr-ege.ru/vpr/4-klass.

Из вышеуказанных  пособий  я составила банк тренировочных заданий, которые стараюсь ежедневно включать в уроки на орфографических пятиминутках, устном счете, на обобщающих уроках. При выполнении обсуждаем с детьми, как составлено задание, в чем его особенность, какой планируемый результат оценивается. Подготовка ведётся с сентября месяца, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Т.к. материал курса начальной школы у нас ещё не  пройден, мы, прорабатываем  с детьми  задания только по пройденному материалу , выясняем, что у нас получается хорошо, а над чем ещё надо поработать.

При подготовке к проверочной работе по русскому языку я  стараюсь уделять время для написания текстов под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках я старюсь использовать орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.

Для отработки заданий из второй части мы используем дополнительную литературу, в том числе разные словари.

Стараюсь ежедневно включать в урок 1-2 задания для самостоятельно выполнения по образцу тех, что будут на проверочной. Для формирования умений и навыков при работе с текстом и с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях стараюсь  включать в уроки задания по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

Особое внимание уделяю работе над развитием речи, потому что в проверочных работах встречаются задания , такие как «Напиши письмо другу» или  «Опиши опыт и сделай вывод», а это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей. На уроках приучаю учащихся работать с критериями оценки заданий. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

Большое  внимание  при подготовке к ВПР по математике уделяю  развитию  логического  мышления и пространственного воображения,  для  этого  включаю задания,  направленные  на  логическое  мышление,  воображение,  тренировку  памяти, внимания. Подобные задания есть в ВПР.  В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками и т. д. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 11.Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 10.

Для подготовки к ВПР по окружающему миру в этом году в качестве частичной помощи ( расширения кругозора детей), класс взял лекции по окружающему миру, т.к учебники по нашей программе не всегда дают  те знания и умения, которые  требуются для успешного написания ВПР.

Для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся провожу работу по выявлению и устранению пробелов в знаниях. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, является сводная  таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину по классу в целом и каждого ученика в отдельности .

Особое, важное место в подготовке к проверочным работам, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние задания учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий и контроле со стороны родителей. По ходу урока, при проверке выполнения домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить цветной ручкой пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

Также хочу остановиться на разработке памяток с рекомендациями при выполнении заданий ВПР :

1)правильно распределять свое время; 

2) пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

3) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка учащихся во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают верный ответ и торопятся его выбрать);

4) после решения задания учащийся должен снова внимательно перечитать текст его условия поскольку в условии может содержаться дополнительное требование.

  • Проговариваем эти памятки каждый раз, перед тем как приступить к выполнению тренировочных заданий.

В подготовке к ВПР помогают занятия внеурочной деятельности,в частности « Удивительный мир слов» и «Занимательная математика»,где мы можем с ребятами разобрать нестандартные задания или отработать тот или иной тип заданий, который вызывает у детей трудности и может встретиться в ВПР.

Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся постоянно. Ведь важно не просто подготовить ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.

Надеюсь, что большая подготовительная работа принесёт свои плоды и дети справятся с ВПР хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогические находки"

Статья "Педагогические находки"...

Статья "Педагогические находки"

Статья "Педагогические находки"...

Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "

Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....

Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры

Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки...

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ

Математика -обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностного ориентированного по...

Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы

В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?В  2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.С чего начинать...

ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки учащихся школ....