Эффективное обучение в контексте новых стандартов
статья

 Салыгина  Елена   Владимировна

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа:

II Всероссийской дистанционной педагогической олимпиады «Эффективное обучение в контексте новых стандартов» - Методист

Образовательного портала

«Академия Интеллектуального развития»

«Эффективное обучение в контексте новых стандартов»

Разработал:

методист ФКП ОУ №117

Салыгина Е.В.

Эффективное обучение – это процесс получения новых знаний с максимальным  качеством. Другими словами, это высшая степень усвоения не только полученных знаний каждым обучающимся, а владение навыками, умениями, профессиональными компетенциями.

Для того, чтобы успешно взаимодействовать с современным миром и с миромзавтрашнего дня в реальности».

Роль педагога заключается в:

-использовании различных методов преподавания и методов обучения, педагогических подходов;

-вовлечении всех обучающихся учебной группы, т.е. дифференцировать обучение, чтобы все испытывали некоторый успех;

-предоставлении обучающимся «времени» для размышления, индивидуальной поддержки, возможности быть активными и добывать самостоятельно знания;

- создании правильной среды для эффективного обучения;

- установить реалистичный учебный график;

- минимизировать отвлекающие факторы.

Существуют несколько видов препятствий на пути концентрации внимания:

1 Недостаток силы воли

2 Недостаток самодисциплины

3 Недостаток терпения

4 Неумение сосредоточиться на одной цели

5 Физическое и психическое беспокойство

6 Плохое состояние здоровья

7 Отсутствие мотивации

8 Стресс и усталость, страх, тревога

9 Мечтательность ,фантазии

10 Перегрузка, эмоциональное утомление

11 Чрезмерная умственная нагрузка.

Стратегии для обеспечения эффективного обучения на основе фактических данных включают в себя следующие пункты:

        Цели. Решающее значение имеет то, что, по вашему мнению, должны узнать обучающиеся во время каждого урока. Четкие цели урока помогают вам и вашим обучающимся сосредоточиться на каждом аспекте вашего урока, на том, что важнее всего.

        Показать и рассказать. Как правило, вы должны начинать свои уроки со своего рода шоу, представления и рассказа. Проще говоря, рассказ включает в себя обмен информацией или знаниями с вашими обучающимися. После того, как вы ясно сообщили о том, что вы хотите, чтобы ваши подопечные знали и были в состоянии рассказать к концу урока, вы должны сказать им, что они должны знать, и показать им, как решать задачи, которые вы хотите, чтобы они были в состоянии решить. Вы не хотите тратить весь свой урок на то, чтобы обучающиеся слушали вас, поэтому сосредоточьтесь на своем шоу и расскажите, что важнее всего.

Вопросы для проверки понимания

        Педагоги обычно тратят большое количество учебного времени, задавая вопросы. Тем не менее немногие педагоги используют вопросы для проверки понимания на уроке. Но вы всегда должны проверять понимание, прежде чем переходить к следующей части своего урока. Такие эффективные методы обучения, как ответ у доски, фронтальный опрос  помогут проверить понимание, прежде чем перейти от шоу к следующей части урока.

Много практики

        Практика помогает обучающимся сохранить знания и навыки, которые они приобрели, а также дает вам еще одну возможность проверить понимание изученного материала. Ваши обучающиеся должны практиковать то, что они узнали во время вашего выступления, что, в свою очередь, должно отражать цель урока. Практика - это не бессмысленная занятость на уроке. Эффективная форма преподавания включает в себя решение определенных задач, которые уже были ранее смоделированы. Обучающиеся усваивают информацию лучше, когда педагог заставляет их практиковать одни и те же вещи в течение определенного промежутка времени.

Использование эффективных средств обучения

        Сюда входят карты памяти, блок-схемы. Вы можете использовать их, чтобы помочь обучающимся обобщить то, что они узнали, и понять взаимосвязь между аспектами того, чему вы их научили.

Обратная связь

        Проще говоря, обратная связь включает в себя представление о том, как обучающиеся выполнили определенную задачу вместе способами, которые помогут им улучшить результат. В отличие от похвалы, которая фокусируется на обучающемся, а не на задаче, обратная связь дает ощутимое понимание того, что они сделали хорошо, где они находятся и как они могут улучшить свои результаты.

Гибкость

        Это еще один эффективный метод обучения. Будьте гибкими в отношении того, сколько времени требуется для обучения. Идея о том, что с учетом достаточного количества времени каждый обучающийся может учиться эффективно, не так революционна, как кажется.

Когда вы овладеваете мастерством обучения, вы дифференцируете себя иначе. Вы держите свои цели обучения одинаковыми, но меняете время, которое вы даете каждому обучающемуся, чтобы добиться успеха. В рамках ограничений переполненной учебной программы это может быть легче сказать, чем сделать, тем не менее мы все можем сделать это в какой-то степени.

Групповая работа

        Наиболее эффективные методы обучения включают в себя групповую работу. Этот метод не новый, и его можно увидеть в каждой учебной группе. Однако продуктивная групповая работа встречается редко. Работая в группах, обучающиеся, как правило, полагаются на человека, который кажется наиболее компетентным и способным к решению поставленной задачи. Психологи называют это явление социальным бездельем.

Для повышения производительности групп необходимо выбирать задачи, которые им назначаются, и отдельные роли, которые играет каждый член группы. Следует только попросить группы выполнять задачи, которые могут успешно выполнять все члены группы. Вы также должны убедиться, что каждый член группы несет личную ответственность за один шаг в задаче.

Стратегии обучения

        Эффективные системы обучения включают в себя различные стратегии.         Важно не только обучать содержанию, но и тому, как использовать соответствующие стратегии. При обучении детей чтению нужно научить их, как запоминать неизвестные слова, а также стратегиям, которые будут углублять их понимание. При обучении математике вы должны научить их стратегии решения проблем.Есть стратегии, лежащие в основе эффективного выполнения многих задач, которые вы просите обучающихся выполнять в образовательной организации. И вам нужно рассказать обучающимся об этих стратегиях, показать им, как их использовать, и дать им ориентированную практику, прежде чем просить использовать их самостоятельно.

Условия высокоэффективного образовательного процесса

        Во время образовательного процесса должны быть созданы условия эффективного обучения.

        Подумайте об отношениях между педагогом и обучающимся. Это взаимодействие оказывает большое влияние на обучение, а также на "климат в учебной группе". Важно создать  среду, которая "постоянно требует большего", подтверждая при этом самооценку обучающихся. Успех должен быть приписан усилию, а не способности.

        Немаловажную роль играет управление поведением. Казалось бы, это не так важно, как знание предмета и обучение в группе, однако поведение - это мощный фактор, способствующий успеху педагога. Но управление группой – включая то, насколько хорошо педагог использует время урока, координирует ресурсы группы и управляет поведением, отмечается как исключительно важное условие эффективного обучения.

        Правильные отношения с коллегами и представителями Учреждений. Профессиональное поведение педагога, включая поддержку коллег и общение с представителями Учреждений, также оказывает умеренное влияние на эффективный процесс обучения обучающихся

        Что можно сделать педагогам, чтобы улучшить свои навыки?

        Что нужно педагогам для профессионального роста? Следите за своими успешными коллегами, просто сидеть и наблюдать, как уважаемые и преданные сотрудники практикуют свое ремесло. Преподавание может стать изолирующей профессией, если мы позволим ему быть таковым, и попадание в группы других людей разрушает эти стены и помогает педагогам расти в этом процессе. Используйте технологии, чтобы увидеть других в действии. Вы не только сможете отобрать конкретные советы для улучшения ваших навыков — организации работы, повышения эффективности домашней работы и т. д., но вы также сможете устанавливать связи с коллегами, которые в противном случае были бы вам недоступны.

        Слушайте тех, кто видит вас каждый день. Ирония в оценке работы педагога заключается в том, что мы не предлагаем слушать тех, кто видит это больше всего — обучающихся. Предоставление обучающимся возможности поделиться своими мыслями о вашей практике и ее эффективности требует высокого уровня доверия к ним и большого комфорта в вашей способности получать обратную связь. Тем не менее эта обратная связь может быть очень ценной.

Есть одно эффективное средство обучения - открытый вопрос в конце теста, где обучающиеся могли бы прокомментировать, насколько хорошо педагог помог им изучить материал. Выход за рамки учебной программы - это привычка лучших педагогов. Не забудьте широко изучить вашу тему и попытаться последовательно искать способы, чтобы принести новую информацию в вашу практику.

Характеристики высокоэффективной учебной группы

Есть своего рода критерии для измерения того, насколько продуктивно вы используете эффективные средства обучения. Итак, перечислим характеристики высокоэффективной среды обучения:

1. Обучающиеся задают хорошие вопросы.

Это не очень хороший результат, но это очень важно для всего процесса обучения. Роль любопытства была изучена (и, возможно, недостаточно изучена и недооценена). Многие преподаватели заставляют обучающихся задавать вопросы в начале урока, часто безрезультатно. Клише-вопросы, которые отражают недостаточное понимание содержания, могут препятствовать дальнейшему овладению навыками. Зачастую хорошие вопросы могут быть важнее ответов.

2. Идеи приходят из различных источников.

Идеи для уроков, чтения, тестов и проектов должны исходить из различных источников. Если все они происходят из узких щепок ресурсов, вы рискуете быть застрявшими в одном направлении. Это может быть и хорошо, и не очень. Альтернатива? Рассмотрим такие источники, как профессиональные и культурные наставники, сообщество, эксперты по определенному вопросу вне образования и даже сами обучающиеся.

3. Используются различные модели и приемы эффективного обучения.

Обучение на основе запросов, на основе проектов, прямое обучение, взаимное, обучение в образовательной организации, - возможности бесконечны. Скорее всего, ни один из них не является достаточно невероятным, чтобы удовлетворить каждый элемент содержания, учебной программы и разнообразияобучающихся в вашем группе. Характерной чертой высокоэффективной классной комнаты является разнообразие, которое также имеет побочный эффект улучшения вашей долгосрочной способности как педагога.

4. Обучение персонализировано по различным критериям.

Персонализированное обучение, вероятно, - это будущее образования, но на данный момент бремя маршрутизации обучающихся почти полностью лежит на плечах педагога.Это делает персонализацию и даже последовательную дифференциацию проблемой. Одним из ответов является персонализация обучения. Отрегулировав темп, точки входа и строгость соответственно, вы получите больше шансов обнаружить то, что действительно нужно обучающимся.

5. Критерии успеха сбалансированы и прозрачны.

Обучающиеся не должны догадываться, как выглядит "успех" в высокоэффективном учебной группе. Он также не должен быть полностью взвешен по "участию", результатам оценки, отношению или другим индивидуальным факторам, а скорее, содержательно расплавлен в целостную структуру, которая имеет смысл — не для вас, ваших коллег или экспертной книги на вашей полке, а для самих обучающихся.

6. Привычки обучения постоянно моделируются.

        Когнитивные, метакогнитивные и поведенческие "хорошие вещи" постоянно моделируются. Любопытство, настойчивость, гибкость, приоритет, творчество, сотрудничество, пересмотр и даже классические привычки ума - все это отличные идеи для начала. Поэтому часто то, что обучающиеся узнают от окружающих их людей, является менее прямым дидактическим и более косвенным и наблюдательным.

7. Есть постоянные возможности для практики.

        Старое мышление пересматривается. Старые ошибки отражены дальше. Сложные идеи переосмысливаются с новых ракурсов. Расходящиеся понятия противопоставляются. Используются новые и эффективные технологии обучения.

        Для того чтобы обучение было эффективным, важно не то, что обучающиеся узнают, а то, как они учатся, и это то, что педагоги должны учитывать при планировании условий обучения для своих обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в кот...

Планирование для 1 курса начального профессионального образования по новым стандартам

Эта программа предназначенна для группы "Мастера по обработке цифровой информации" 1 курса (120 часов)...

Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс

В научной статье «Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс» раскрываются основные задачи образования: необходимо не просто вооружить выпускника фиксированным набором з...

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Технология использования веб- квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности студентов в рамках внедрения нового Стандарта ФГОС.

Аннотация.          Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к формиров...

Статья "ЭОР нового поколения как средство повышения эффективности обучения студентов "

Изучение современного состояния и существующих тенденций в подготовке квалифицированных специалистов, анализ нормативно-правовой базы российского образования (ФГОС СПО), научно-методической литературы...

Технология использования инсерта, веб-квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности стувдентов в рамках внедрения нового стандарта ФГОС

Технология использования инсерта, веб-квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности стувдентов в рамках внедрения нового стандарта ...