классный час "Детство-счастливая пора"
классный час

Щербакова Наталья Александровна

Классный час посвящен Дню защиты детей и предназначен для студентов 1-2 курса техникума и для старшеклассников. Целью классного часа является создание условий для формирования у обучающихся представлений о своих правах и развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам. В ходе мероприятия рассматривается история праздника, обучающиеся знакомятся с правами и обязанностями детей, нормативными документами регулирующими защиту детей, рассматривают проблемные ситуации и предлагают их решение, опираясь на свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_detstvo_-_schastlivaya_pora.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Детство – счастливая пора»

Разработала:

Щербакова Н.А.,

куратор группы № 2-2

Цель:

создание условий для формирования у обучающихся представлений о своих правах и развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Задачи:

  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово)
  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Форма проведения:         воспитательный час.

Методики проведения: беседа, групповая дискуссия, игра. 

Ход мероприятия:

Чтец 1:

Все взрослые на свете
Когда-то тоже были дети,
И не понаслышке знают,
Чего же детям не хватает:
Уроков лёгких, интересных,
Дней беззаботных, безмятежных
И понимания от взрослых,
Историй множество весёлых.
Всё это детям мы желаем
И с детским днём их поздравляем!

Чтец 2:

Уходит детство, что тут удивляться?
Оно от всех уходит как-то раз.
И хочется и плакать, и смеяться,
И хочется ни с кем не расставаться,
Но детство все же покидает нас.

Куратор:

Сегодня мы с вами поговорим о международном празднике – Дне защиты детей. Вы уже на пороге взрослой жизни, но вы еще дети. На сегодняшнем классном часе мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание?

В календаре есть несколько правовых дат, посвященных правам ребенка:

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

10 декабря – День прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

Знаете ли вы, ребята, что ваше благополучие и права всегда вызывали пристальный интерес международного сообщества?

Давайте совершим исторический экскурс, который подготовили _____________________

Докладчик 1:

В 1919 г. Лига Наций создает комитет детского благополучия. Деятельность Комитета благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Наряду с Комитетом действовали неправительственные организации.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Энглантайн Джебб. Именно эта организация разработала Декларацию прав ребенка, которая была принята Лигой наций. Она стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В этом документе подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства, теперь все человечество должно было заботиться о защите детства.

Окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась только после провозглашения ООН принципа уважения прав человека.

Докладчик 2:

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, и в силу этого вы ребята, должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Куратор:

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ.

Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». По российским законам совершеннолетие как раз наступает с 18 лет.

Докладчик 1:

 По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Докладчик 2:

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Куратор:

Предлагаю проранжировать по степени значимости следующие права (Каждому студенту дается перечень прав без номеров, который они ранжируют. Затем на доске этот список вывешивается в ранжированном виде, в зависимости от выбора студентов. Свой выбор студенты обосновывают):

  • Право на образование.
  • Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы лечения болезней и восстановления здравоохранения и средствами здоровья.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
  • Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
  • Право на свободу мысли, совести, религии.
  • Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
  • Право на личную жизнь. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
  • Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или зло употребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

На слайде:

Конвенция о правах ребенка – это достаточно большой документ, перечислим основные его положения:

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статьи 12-13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Куратор:

Дети – это люди, и относиться к ним надо, как к людям. А взрослые иногда, даже желая добра, вместо того, чтобы убедить ребёнка, командуют, как в армии. Ребёнок обязательно должен понять, что от него хотят и зачем. Конечно, взрослые люди сильнее. Они могут заставить или наказать. И если наказывают несправедливо, то детей выручает статья 37, которая защищает детей от грубого обращения взрослых.

Значит, детей вообще нельзя наказывать? А если можно-то как?

(Студенты высказывают свое мнение)

Статья 37 защищает детей от жестокого и несправедливого наказания.

Но если родители жестоко обращаются с ребёнком, или не заботятся о нем, они могут быть лишены родительских прав. Это суровое наказание. И большое несчастье приходит в такую семью, потому что взрослые и дети после этого живут отдельно.

Конечно, взрослые тоже бывают не правы, но всем и взрослым и детям нужно уметь не только обижаться, но и прощать.

Куратор:

Несовершеннолетние дети с момента рождения приобретают личные и имущественные права.

Назовите, пожалуйста, какие личные и имущественные права вы знаете. (На доске записываются права в соответствующие колонки)

ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

- на имя, отчество и фамилию, а также на изменение имени и фамилии;

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также право на их заботу, воспитание ими и на всестороннее развитие;

- на уважение человеческого достоинства;

- на общение с родителями и другими родственниками;

- на защиту своих прав и законных интересов родителями (законными представителями);

- на самостоятельное обращение за защитой своих нарушенных прав и интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет в судебные органы;

- на выражение своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С 10 лет имеет право на обязательный учет своего мнения в ходе судебного и административного разбирательства;

- право на получение образования в соответствии с государственными стандартами.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

- на получение содержания от своих родителей;

- право на жилище и на защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей (законных представителей);

- право собственности на имущество, полученное в наследство или дар, на заработную плату, стипендию, другие доходы, полученные им, а также на имущество, приобретенное на эти средства.

Российское государство ратифицировало и приняла Конвенцию о правах ребенка. Значит, оно обязано принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребенка.

Таких законов довольно много. Самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За совершение каждого из них установлены очень серьезные уголовные наказания.

Куратор:

Кроме прав у каждого человека, в том числе и у ребенка, есть обязанности и ответственность за нарушение прав других, за противоправное поведение.

Предлагаю вам подумать над ситуацией и объяснить поведение учащихся:

«В одной из школ на стенде, посвященном правам детей, два сектора: права и обязанности. Учителя заметили интересную, можно сказать, не характерную особенность поведения школьников около этого стенда – они читают в основном не материалы сектора, который посвящен правам, а того, который посвящен обязанностям».

Почему, на ваш взгляд, взрослые считают нехарактерным для учащихся знакомство со своими обязанностями? Чем вызван интерес учащихся к своим обязанностям?

(Ответы студентов)

Французский публицист и философ Фелисите-Робер де Ламеннэ сказал: «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия».

Давайте вспомним обязанности студентов нашего техникума.

(Ответы студентов)

Куратор:

А сейчас предлагаю разделиться на 3 команды и решить несколько ситуаций (первые три ситуации рассматривают по одной каждая команда (тянут карточку с ситуацией), четвертая ситуация – общая, на слайде):

  1. После окончания школы Сергей поступил в электромеханический техникум. Поскольку занятия продолжались по 6 часов да к тому же 2 часа занимала дорога, Сергей просил у родителей каждый день на обед по 30 — 50 р. Через месяц стало ясно, что семья не может свести концы с концами, и мать отказалась давать деньги на обед, посоветовав Сергею брать с собой бутерброды. Сергей, приведя в пример своих однокурсников, которые ежедневно обедают в столовой техникума, едко бросил матери: «Если не можете меня содержать, так нечего было и рожать!» Кто прав в данной ситуации?
  2. 13-летнему Володе родители на день рождения подарили ручные часы. Володю пригласил в гости друг Никита. Он показал Володе настоящий армейский складной нож со множеством лезвий. Володя предложил Никите поменять нож на свои новые часы. Никита согласился и ребята обменялись предметами. Вечером, узнав об обмене, мама Володи заявила: «Ты не имеешь права самостоятельно распоряжаться вещами, которые мы с отцом тебе покупаем». Права ли Володина мама? Ответ обоснуйте.
  3. В семье 14-летнего Коли пьют и мать и отец. В доме часто нечего есть. У Коли нет зимней одежды и школьных принадлежностей. Летом, когда одноклассники Коли отдыхали, он работал. На заработанные деньги он решил купить себе зимнюю куртку и небольшой магнитофон. Но родители запретили Коле делать такие покупки и деньги у него отобрали, сказав, что он еще не дорос – распоряжаться деньгами.

Правы ли родители Коли? Как он может защитить свои права?

  1. (на слайде) Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул.  Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

Легко ли было отказаться от предложения?

Какой способ отказа был наиболее результативен?

К чему бы могла привести ситуация, если бы Сергей согласился отнести коробку?

На слайде «6 правил – как правильно сказать «нет»

  1. Сначала научитесь отказывать по незначительному поводу. Например, у вас стремятся занять немного денег до зарплаты, объясните, что у вас «каждая копейка на счету» или «принципиальная позиция и вы не даете денег в долг».
  2. Не оправдывайтесь. Отказав в просьбе, не следует долго оправдываться и объяснять причины. В данном случае это будет выглядеть так, что вы не уверены в собственном решении, а что еще хуже, будет расценено как ложь – вы стараетесь придумать причину нежелания помочь.

«Извини, я не смогу», «я уже договорился», «у меня другие планы на это время» – понятные фразы для всех нормальных людей. У вас действительно могут быть серьезные причины не выполнить просьбу или приглашение, вы никому и ничего не должны.

  1. Проявите твердость. Говорить «нет» нужно твердо (но без вызова), чтобы собеседник не сомневался в вашей решительности. Иначе ваш отказ могут воспринять как кокетство, и вы хотите, чтобы вас уговаривали. .
  2. Проявите отзывчивость. Если вы по тем или иным причинам не смогли помочь, проявите участие. К примеру, посоветуйте того, кто бы мог помочь в такой ситуации, или предложите помочь частично.
  3. Сохраняйте спокойствие и проявите уважение. Не следует бросаться на защиту собственных интересов и границ личностного пространства при первых словах: «а не мог бы ты…». Даже если этот человек много раз просил вас об одолжении (может уже и замучил просьбами).
  4. Не забудьте, про слово «да».  Слово «да» вы должны сказать себе и своему будущему.

Куратор:

А теперь давайте поговорим об ответственности несовершеннолетних.

Докладчик 1:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

 С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенным ими самостоятельно или с письменного согласия родителей (законных представителей), а также за причиненный ими вред. В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).

За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители).

Докладчик 2:

С 16 лет несовершеннолетние несут административную ответственность за совершение административных правонарушений. За противоправные действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет ответственность несут их родители (законные представители).

С 16 лет несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение преступлений. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража, грабеж, разбой, вымогательство, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и другие преступления, предусмотренные п.2 ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Куратор:

Сегодня мы вспомнили права, обязанности и ответственность несовершеннолетних, рассмотрели различные ситуации и попытались их решить. Я думаю, эти знания помогут вам в дальнейшем правильно поступать в различных жизненных ситуациях. Соблюдая законы и принятые в обществе ограничения, мы вправе рассчитывать на защиту своих прав и свобод.

Предлагаю составить синквейн на тему «Детство»

На слайде правила составления синквейна

Куратор:

Дети составляют примерно 20-25% населения в каждой стране. В разных странах они подвергаются разным опасностям, от которых их необходимо защищать: в развитых странах – это отрицательные последствия пристрастия к телевизору и компьютерам (проведенные серьезные исследования продемонстрировали, что дети склонны копировать в жизни те жестокие действия, которые видят на экране или во время компьютерных игр), в Западной Европе озабочены слишком ранним сексуальным развитием детей, в Японии основную опасность видят в разрушении традиционных методов воспитания и все более широком проникновении западных привычек и форм поведения, в наименее развитых странах Африки и Азии детям угрожают голод, СПИД, неграмотность и военные конфликты.

Международный день защиты детей – это, прежде всего, напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.

Я поздравляю вас с Днем защиты детей, желаю вам быть красивыми, добрыми, счастливыми и радостными.

Источники:

  1. Декларация прав ребенка.
  2. Классные часы: 10 класс / Авт.-сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева. – Москва:ВАКО, 2009. – 176 с. – (Учебный год).
  3.  Конвенция о правах ребёнка.
  4. Конституция Российской Федерации.
  5. РИА новости. Международный день защиты детей: история и традиции праздника. https://ria.ru/20110601/382176881.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСЕННИЙ БАЛ «Прекрасная пора, очей очарованье…»

ОСЕННИЙ БАЛ«Прекрасная пора, очей  очарованье…»...

Внеклассное занятие «Осень – чудная пора!».

Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, письменной речи посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени.По св...

Статья «Осень – чудная пора!»

25 ноября  в рамках предметной недели  в начальной школе МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска во 2 классе Б прошло внеклассное занятие «Осень - чудная пора!» ...

Мне кажется порою...

Мне кажется порою, что солдаты,         С кровавых не пришедшие полей,                 Не в землю нашу полегли когда-то,  ...

Золотая пора листопада

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе прививает любовь к поэзии и природе, воспитывает культуру чтения, развивает эстетический вкус....

"Новый год,волшебная пора"

В двери Новый год стучится,Дед Мороз к нам в гости мчится,В небе праздничный салют,И часы двенадцать бьют.Огоньки сверкают ярко.Свечи, шарики, подарки.Скоро сказка в дом войдет,Скоро будет Новый год!©...

"Пора подумать о завтра. Выбор профессии."Презентация к рабочей программе.

Программа предназначена для работы с учащимися 9-11-х классов. Группа формируется на основе добровольного согласия. Профориентация является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных...