Критерии оценки курса учебной дисциплины/МДК на электронном сервисе (СПО)
методическая разработка

Хабарова Мария Валерьевна

Образование в эпоху перемен не может ориентироваться на прошлое. Необходимость разработки учебно-методических материалов в системе дистанционного образования обусловлено большим количеством новых технологий и активных методов обучения, появлением цифровых ресурсов для обучения, повышением роли самостоятельности обучающихся и коммуникации в цифровой среде. В условиях информационно-образовательной среды образовательных учреждений разрабатывается немало курсов на электронных сервисв. В предлагаемом материале содержатся рекомендации для разработки курса учебной дисциплины/междисциплинароного курса (МДК) в системе среднего профессинального образования (СПО) и критерии оценивания курса, которые можно использовать на конкурсах методических материалов на уровне образовательного учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к содержанию пояснительной записки

и электронного курса для работы по УД/МДК

Мария Валерьевна Хабарова,

методист, преподаватель

ГБПОУ «Педагогический колледж № 4

Санкт-Петербурга»

В пояснительной записке формулируется предмет, цели и задачи курса, а также требования к уровню освоения содержания курса.

Предмет курса (что изучается) определяется исходя из ФГОС СПО по специальности, концепции и учебного плана профессиональной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

При формулировании цели учебного курса необходимо иметь в виду, что каждая дисциплина содействует достижению целей образовательной программы, в т.ч. подготовке специалиста, отвечающего требованиям квалификационной характеристики выпускника и требованиям к уровню подготовки выпускника, которые устанавливаются ФГОС СПО по специальности. Поэтому цель курса не может быть определена просто как изучение его предмета или ознакомление с его предметом, т. к. и «изучение» и «ознакомление» проводится во вполне конкретных целях, заданных образовательной программой.

Из цели курса вытекают задачи, реализация которых в ходе изучения дисциплины позволяет достигнуть поставленной цели.

С задачами, в свою очередь, тесно связаны требования к уровню освоения дисциплины: какими знаниями, практическими умениями и навыками и в какой степени должны в итоге овладеть студенты; приводится список общих и профессиональных компетенций по ФГОС СПО по специальности. Кроме того, требования к уровню освоения дисциплины в определенной степени зависят и от места дисциплины в образовательной программе. Это поможет избежать занижения или завышения требований к уровню освоения дисциплины.

В пояснительной записке к курсу могут быть отмечены также особенности программы: новизна, оригинальность авторского подхода к преподаванию курса, повторность составления и внесенные изменения, аспекты освещения и рассмотрения предмета учебной дисциплины, связь с другими курсами, хронологические рамки и др.

Помимо этого, в пояснительную записку следует включить информацию:

  • о содержании курса или тематический план;
  • о формах промежуточного и итогового контроля;
  • об учебно-методическом обеспечении курса.

Пояснительная записка к программе завершается указанием методов изучения дисциплины (анализ литературы и источников, деловые и ролевые игры, дискуссии, имитации или анализ конкретных ситуаций и т. д.), используемых организационных форм занятий (например: видеолекции и практические занятия/семинарские занятия; нетрадиционные форму занятий) и предусмотренных учебным планом форм текущего и итогового контроля знаний.

Важнейшими характеристиками электронного учебного курса выступают:

• структурированность материала, подобранного согласно выбранной тематике в соответствии с задачами обучения;

• адекватное целям обучения использование возможностей информационных технологий (доставка материала, отработка умений, обратная связь, наглядность, интерактивность и др.);

• возможность управления процессом обучения преподавателем и обучающимся;

• возможность выбора индивидуальных траекторий обучения при обязательном выполнении требований учебной программы;

• поддержка и стимулирование самостоятельной работы обучающихся;

• обязательное продуманное сочетание дидактического замысла и возможностей информационных технологий.

Содержание курса должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем с той степенью подробности, которая, по мнению автора, оптимально способствуют достижению цели и реализации поставленных задач. Автор программы курса самостоятельно определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь логической последовательностью изложения материала, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса.

Рекомендации к разработке электронного курса по учебной дисциплине (МДК)

1. Электронный курс по УД (МДК) по содержанию, объему и форме представления должен отличаться наглядностью, логичностью и последовательностью изложения учебного материала, обеспечивать четкость деления учебного материала дисциплины или модуля.

2. Электронный курс по учебной дисциплине/МДК , размещенный в СДО Moodle, должен обеспечивать интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателя.

3. Содержание и структура Электронного курса по УД (МДК)  должны соответствовать предусмотренным по дисциплине (модулю) видам занятий и формам текущего и промежуточного контроля, указанным в учебном плане и рабочей программе дисциплины (МДК).

4. Курс содержит учебно-методические материалы, необходимые для организации всех запланированных в рамках курса видов работ, обеспечивающих достижение всех запланированных результатов обучения.

5. Оценивание результатов освоения ЭУК должно соответствовать методике оценки соответствующей дисциплины (модуля), а также согласовываться с требованиями к текущему, промежуточному и итоговому контролям, приведёнными в рабочей программе.

6. При реализации учебной дисциплины/МДК в системе дистанционного образования, например, Moodle, педагогом должен осуществляться учет и хранение результатов образовательного процесса.

Критерии оценки курса УД/МДК на электронном сервисе

(номинация «Качество») с комментариями: экспертный лист

1. Дидактические критерии

1. Диагностируемость целей и гарантированность их достижения

от 0 до 4 баллов

Каждый электронный учебный курс должен включать конкретные диагностируемые результаты обучения (например, в виде набора компетенций, которыми должен овладеть обучающийся. При этом важно, чтобы эти результаты могли быть достигнуты средствами электронного обучения либо, в случае необходимости, взаимодействием с преподавателем и другими студентами).

2. Оптимальный выбор способов обучения и достижимость запланированных результатов

от 0 до 4 баллов

В соответствии с поставленными целями и задачами предусмотрен и указан студенту оптимальный способ работы с электронным учебным курсом, а именно то, каким образом осуществляется получение основных и дополнительных материалов, происходят отработка практических умений и навыков, интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, их самопроверка и т. д. При этом важно, чтобы результаты обучения соответствовали требованиям учебных программ и коррелировали с результатами обучения традиционными методами.

3. Структурированность учебного материала, его соответствие общедидактическим принципам

от 0 до 4 баллов

Структурированность учебного материала, наличие продуманной и логичной системы гиперсвязей. Содержание учебного материала должно отвечать всем дидактическим принципам, которые применяются при формировании содержания учебного материла в процессе традиционного обучения.

4. Обеспечение разнообразных видов учебной деятельности обучающихся

от 0 до 5 баллов

Процесс работы с электронным учебным курсом не сводится только к получению учебного материала, а обеспечивает разнообразные виды учебной работы:

• интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателя (электронная почта, электронные консультации, форум);

• отработка практических умений (наличие вопросов для самопроверки и обсуждения, заданий-ситуаций, лабораторных работ различной степени сложности и уровня самостоятельности);

• оперативную обратную связь с преподавателем (электронные консультации, комментарии по материалам и заданиям и др.);

• самопроверку или тестирование обучающихся, предполагающую обратную связь (наличие вопросов или тестов для самопроверки, промежуточного контроля);

• выполнение индивидуальных заданий, выбор времени и способов отчетности (возможность контролировать время выполнения заданий);

• проведение итогового контроля (например, итоговое тестирование, выполнение итоговых работ);

• дифференцированное обучение с учетом подготовленности студентов (в этом случае важно наличие дополнительного учебного материала, заданий и методических рекомендаций по работе с ними).

5. Активизация учебной деятельности

от 0 до 4 баллов

В учебном курсе учитывается наличие возможностей для активизации обучения и создания проблемных ситуаций (например, на основе использования видеофрагментов, анализа и обсуждения данных эксперимента, работы с виртуальными тренажерами), уровень реализации наглядности и использования графических возможностей в электронном учебном курсе (например, использование компьютерных моделей, «ментальных карт» и других возможностей графики и мультимедиа).

6. Уровень методического обеспечения

от 0 до 3 баллов

Наличие методических рекомендаций для преподавателей и студентов по работе с электронным учебным курсом, рекомендаций по проведению и подготовке к лекционным и практическим занятиям на основе материалов электронного учебного курса, материалов для промежуточного и итогового контроля, организации активных методов обучения и др.

2. Организационные критерии

7. Наличие плана курса, представленного в текстовом и/или удобном для восприятия графическом виде

от 0 до 3 баллов

  • Наличие пояснительной записки, выполненной в соответствии с требованиями
  • последовательность изучения курса (заданная преподавателем или произвольная);
  • виды учебной работы, которые студенту необходимо будет выполнить, чтобы пройти курс (письменные задания, онлайновые тесты, участие в дискуссиях, работа в группах и т. д.);
  • расписание контрольных мероприятий и особенность их прохождения (определенное время и др.);
  • информация о сетевом этикете в электронной переписке и дискуссиях.

8. Возможность выбора различных способов освоения учебного курса

от 0 до 3 баллов

  • выбор последовательности тем, выбора из альтернативных заданий,
  • управление временем, отведенным на учебные мероприятия в рамках курса, как студентам, так и преподавателю

9. Возможность статистической обработки данных промежуточного и итогового контроля

от 0 до 2 баллов

10. Уровень поддержки и сопровождения электронного учебного курса

от 0 до 4 баллов

  • возможность регулярной доработки автором на основе выявленных недостатков и мнения пользователей, легкость обновления учебного контента автору курса

3. Технико-эргономические критерии

11. Безопасность и наличие защиты от несанкционированного доступа, случайного удаления материалов

от 0 до 3 баллов

12. Понятность интерфейса и легкость работы с электронным учебным курсом

от 0 до 3 баллов

  • минимум дополнительного времени на освоение программной оболочки для работы с электронным учебным курсом,
  • понятность навигации по курсу

13. Качество и разнообразие графических, аудио- и видео составляющих электронного учебного курса, достаточная скорость загрузки учебных материалов

от 0 до 3 баллов

14. Соответствие эстетического оформления функциональному назначению

от 0 до 3 баллов

Критерии оценивания

43 – 48 баллов – учебный курс соответствует 90 – 100 % требований

38 – 42 баллов – учебный курс соответствует 80 – 89 % требований

33 – 37 баллов – учебный курс соответствует 70 – 79 % требований

Менее 33 баллов – учебный курс соответствует менее 70 % требований


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Электротехника и электронная техника»

Данные указания составлены в соответствии с ФГОС по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и рабочей программой по учебной дисциплине «Электротехника и электронная т...

Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 "Электронная техника". Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП....

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

КОС для контроля и оценки освоения учебной дисциплины ОУД 05 История

Комплект оценочных средств  составлен  для  проведения  промежуточной аттестации   обучающихся  по учебной дисциплине  ОУД 05 История.   Включает паке...