Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога
материал

Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

Профессиональные знания социального педагога включают знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку).

В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется следующими документами:

Международные нормативно-правовые документы

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) ссылка

  • Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.) ссылка

Федеральные законы РФ

  • Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями) ссылка

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

  • Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

  • Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

  • Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

  • Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

  • Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

  1. психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

  2. коррекционно - развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

  3. комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

  4. помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

  • На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии<…>

  • Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра.

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями<…>

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013 г.) ссылка

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 02.07.2013 г.) ссылка

  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. от 02.07.2013 г.) ссылка

  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ссылка

  • Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (действующая редакция от 01.09.2013 г.) ссылка

  • Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

  • Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

  • Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака: на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта<…>

  •  Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей" ссылка

  • Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ссылка

  • Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

Статья 53.4. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

1. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая

включает в себя: социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

2. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

3. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования]4.

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" ссылка

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" ссылка

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт ссылка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка для родителей.16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Для вас, родители!

Однажды греческий мыслитель Платон гуляя в роще с учениками, рассказывал им урок. Они встретили Гетеру – женщину легкого поведения, которая захотела показать свое превосходство над Платоном.

«Хоть ты и умный, но стоит мне позвать твоих учеников, и они пойдут со мной» - сказала женщина.

«Да, путь вниз всегда легче, чем дорога вверх»- ответил Платон.

Проблема наркомании - это в первую очередь проблема взаимоотношений родителей и детей.

    Дети - наркоманы появляются в тех семьях, где слово отца  и матери ничего не значат. У детей появляются друзья, которые рассказывают им о наркотическом кайфе.

Наркомания – болезнь заразная: наркоман и словами и поведением убеждает подростка следовать его примеру. И если родители не научили ребенка мыслить самостоятельно, критически оценивать поступки других людей, то он согласится попробовать  алкоголь или наркотик, даже зная, что это плохо.

Главная причина наркомании – неспособность подростка противостоять давлению друзей - наркоманов.

Самый первый, самый главный образец для ребенка - родители.

     Именно родители своим примером должны убеждать ребенка в том, что  жизнь прекрасна и удивительна.

  • Чем больше вы вместе с ребенком весело проводите время, за домашними делами, на даче, на отдыхе тем лучше для вас и для детей.
  • Одна минута смеха воспитывает ребенка больше, чем час противоречий.
  • Вы должны научить ребенка и труду, и веселому, здоровому отдыху, противопоставив эту жизненную позицию наркокультуре,  утверждающей, что без табака, алкоголя, наркотиков и скотских развлечений в этой жизни совершенно нечему радоваться.

Только добротой, вниманием, терпением и душевным теплом родители могут воспитывать у ребенка уверенность в себе, силу воли, веру в счастье, любовь к родителям и уважение к старшим.

    Вспомните:  когда ваш ребенок учился ходить, есть ложкой, рисовать и т.д.- вы вооружались терпением, сдерживали раздражение, при необходимости помогали ему – и добивались успеха.

Если же вы теряли самообладание, повышали голос, -  у ребенка дрожали губы, на глаза навертывались слезы, все валилось из рук. Ни крик, ни слезы не помогали ему довести дело до конца.

Многие родители сами убеждают детей, что жизнь хуже смерти: всякий день

вслух жалуясь на людей и на людей и на вещи, приговаривая: «Жить не хочется! Хоть в петлю лезь»!

     Хуже того, если ребенок слышит от отца или от матери страшные слова:

 «Лучше б ты на свет не родился!», «Жалею, что тебя родила!», «Убить тебя мало!»

Такие слова больно ранят ребенка, оставляют в его душе глубокий незаживающий след. И бесполезны всякие оправдания. Не стоит надеяться, что он маленький, не принимает всерьез или он уже все забыл.

Ребенок ничего не забывает – все жесткие слова остаются в его подсознании.

Ответственность – это очень важное качество, которое во многом определяет трезвое отношение человека к жизни.

    Наркоманы, алкоголики – это люди, которые безответственно относятся к

своему здоровью, к собственной жизни, к родителям, друзьям, обществу.

Безответственные люди способны нарушить свое обещание, обмануть, украсть, предать, убить.

Даже в раннем возрасте ребенок понимает, что мама и папа делают для него. У ребенка появляется желание отблагодарить их за заботу, в свою очередь помочь им. Родители не должны пренебрегать проявлением детской благодарности – напротив, ее следует поощрять. Хорошее выполнение своих обязанностей – это проявление благодарности к семье, залог самоуважения и способ улучшить собственную жизнь.

Чувство ответственности и самоутверждения формируются лишь тогда, когда ребенок сознательно и добросовестно выполняет поручения родителей.

    Ведь работать умели и рабы, однако, оставаясь подневольными, ломали орудия труда, часто бунтовали против хозяев.

Выполняя какую то работу вместо ребенка, Вы поощряете безделье и лень. Не  забывайте хвалить ребенка за старательный труд и хорошие поступки. Порицая ребенка за плохой поступок, не оскорбляйте его, не навешивайте ярлыков. Если ребенок совершил плохой поступок, то не обобщайте: «Вечно ты делаешь одни гадости!»  «Всегда из-за тебя одни неприятности!» Подросток очень болезненно реагирует на критику его слабых сторон. Если же критикуют родители – ребенку еще больнее!!!

Ни в коем случае нельзя бить ребенка!

Боль не делает человека умнее!

      Кто бьет своего ребенка, должен помнить: эти удары вернуться к нему, и не один раз. Боль пройдет, но останутся обида, нервозность и разочарование и непонимание. Они встанут стеной между вами и вашим ребенком. Разрушать стену не понимания в сто раз труднее, чем создать. Боль является причиной многих психических отклонений.

Главным показателем благополучия в любой семье, в обществе является понимание. Не отталкивайте ребенка, если он хочет с вами поговорить! Общаясь с  ребенком, вы показываете, что он вам интересен, что его эмоции волнуют вас. И самое главное – берегите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога

Самоанализ  профессиональной деятельности социального педагога...

Экзаменационный материал по МДК 01.02 "Социально - медицинские основы профессиональной деятельности"

Экзаменационный материал включает в себя:1. Пояснительная записка к экзаменационным билетам по МДК 01.02 «Социально – медицинские основы профессиональной деятельности».2. Экзаменационны...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Одной из самых актуальных  и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности ее профилактики. Д...

Годовая циклограмма деятельности социального педагога

Годовая циклограмма – это документ, который регламентирует деятельность социального педагога в строго определенной последовательности и временных границах.Годовая циклограмма позволяет спланиров...