Презентация (Основы профессиональной деятельности педагога)
презентация к уроку

Василий Кузнецов

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_osnovy_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.pptx374.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: мастер производственного обучения Кузнецов В.Г. Тема: «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации системно- деятельностного подхода, развитие педагогического творчества. Критерии успешности педагога» УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79 ФИЛИАЛ №5 ДОКЛАД

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Термин «системно- деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Основным элементом системы профессиональной деятельности педагога является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, урок строится на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Система требований к результатам обучения, система учебных действий описывает и устанавливает обобщенные классы задач (учебно-познавательных и учебно-практических задач), предъявляемых обучающимся. Функции учебно-познавательных и учебно-практических задач многообразны – они позволяют обучающимся применять знания, формировать опыт творческого мышления и т.д. Соответственно, они применяются в различных звеньях учебного процесса – при постановке цели, изучении нового материала, его закреплении и для домашних заданий. Основным целевым ориентиром является способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определенного объема знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции ее субъекта. Последовательная реализация системно- деятельностного подхода позволяет повысить эффективность образования.

Слайд 3

СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Сущность деятельностного подхода в обучении выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой взаимодействие, процесс решения проблемных (коммуникативных) задач. Взаимодействие при этом есть способ бытия. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально познавательного плана, которые осознаются самими обучащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора. Под системно– деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». В деятельности, обучаемый осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность. На мой взгляд, традиционная подготовка, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков, все больше нуждается в современных методах предоставления информации. Для этого в филиале №5 применяются новые педагогические инновации, такие как подача информации с помощью наглядных электронных ресурсов: учебных фильмов, презентаций, викторин, конкурсов, дней или недель предмета, тестирования. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата.

Слайд 4

Инструментом педагога, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов : Принцип деятельности заключается в том, что обучаемый, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом психологических особенностей обучаемых. Принцип целостности – предполагает формирование обучаемыми обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Принцип минимакса – заключается в следующем: учебное заведение предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в учебном заведении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативности – предполагает формирование обучащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Он подразумевает использование в следующих технологий: - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания; - технология продуктивного чтения; - коллективные способы обучения (КСО); - технология развития критического мышления; - информационно-коммуникационные технологии; - технология проектного обучения. Любое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей работе я ставлю конкретные цели – развитие индивидуальных способностей обучающихся, стимулирование их активности, тем самым помогаю приблизить учебу к практике повседневной жизни, формированию не только знаний, умений и практического опыта, но и активной жизненной позиции.

Слайд 5

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным структурным компонентом учебной деятельности является учебная задача - обобщенная цель деятельности, поставленная (сформулированная) перед обучащимися в виде учебного задания, выполняя которое учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, учатся учиться. Постановка учебной задачи составляет мотивационно-ориентировочное звено - первое звено учебной деятельности; осознание триады мотив-цель-результат является важной предпосылкой учебной деятельности. Вторым (центральным) ее звеном является исполнительское, то есть учебные действия по решению учебной задачи. Формирование каждого приема учебной деятельности учащихся содержит ряд этапов: - диагностика сформированности приема; - постановка целей (усвоения способа деятельности); - введение приема (инструктаж); - отработка приема; - оперативный контроль; - применение приема в стандартных ситуациях; - обобщение приема и обучение переносу; - закрепление обобщенных приемов (в различных ситуациях); - обучение нахождению новых приемов учебной деятельности. Заключительным звеном учебной деятельности является контрольно-оценочное, основанное на определенных критериях усвоения знаний и способов деятельности. Целостный процесс формирования учебной деятельности означает также и формирование у человека готовности к деятельности. Различные трактовки понятия «готовность к деятельности» обусловлены спецификой структуры деятельности. Так, готовность к деятельности рассматривается как пусковое качество, позволяющее личности соединиться с процессом деятельности, так как его наличие задает определенное состояние человека к выполнению внутренних и внешних действий. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В системно- деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучащими , развивать их познавательную деятельность. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволяет: повысить мотивацию изучения предмета, повысить качество знаний, повысить уровень образовательного процесса в целом. Данная технология обучения делает акцент на овладение обучающимися ключевыми компетенциями - ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Данные компетенции необходимы в освоении любой профессии и при получении дальнейшего образования. Я, на своих учебных занятиях использую данную технологию для изучения важного и сложного материала или в заключительном занятии по определенной теме. Об особенностях ее применения в своей практической деятельности

Слайд 6

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬСТНОГО ПОДХОДА Системно- деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного эффективного усвоения обучающимися новых видов и способов деятельности. Основными результатами обучения и воспитания в новых образовательных Стандартах деятельностный подход позволяет выделить личностное, познавательное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся. Преимуществом данного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. В связи с этим, педагогам необходимо овладевать педагогическими технологиями проблемного, проектного обучения, технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации, проблемно-диалогической технологией, игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технологией критического мышления, технологией «Дебаты», технологией исследовательской и проектной деятельности и др. Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при одновременном использовании информационных и коммуникационных технологий обучения. Все они также способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Правильный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями формирования и развития образования. Стратегия развития предполагает раскрытие потенциала обучаемого как личности в процессе обучения, развития заложенных в нем возможностей. На технологическом уровне происходит включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Педагог организует «открытие» нового знания самими обучаемыми. С его участием реализуется система дидактических принципов и целостная структура учебной деятельности. В творческом процессе развиваются не только психологические характеристики личности обучаемых, но и их деятельностные качества, которые во многом определяют успешность самореализации ученика: это умение ставить перед собой цели и самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, адекватно оценивать и корректировать её результаты, умение работать в команде и вырабатывать согласованные решения, обосновывать свою позицию и понимать позицию других. Технология деятельностного метода носит интегративный характер: не отрицает традиционную дидактику, а напротив, развивает её в соответствии современных образовательных целей. Педагогический коллектив филиала №5 ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств; применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы: А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть; В) какие методы и средства обучения выбрать; Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков . Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Поэтому педагогический состав нашего филиала стремится овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Слайд 7

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Педагогическое творчество - это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях. Педагогическое творчество - это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки. Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов. В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно- потребностная составляющие личности. Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей. В область проявления творчества педагога входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности.

Слайд 8

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать. Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке. Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться . Последние десятилетия для российского образования стали периодом кардинальных трансформаций. Если развитие предполагало сохранение прежнего качества системы образования при осуществлении ряда внутренних изменений на основе инноваций, то модернизация потребовала его глубокой содержательной трансформации. Сущность инновационной деятельности состоит в обеспечении возможности создания как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения качества. Эффективность занятия зависит от деятельности педагога, который должен отдавать предпочтение методам и приемам, стимулирующим сложные познавательные процессы (анализ, обобщение, оценку явлений), способствовать самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчество; не давать готовую информацию, а предоставлять учащимся право самим формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, вопросы; создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.

Слайд 9

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Культура педагога - условие успешной профессиональной деятельности . «Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре». В современном обществе проблемы образования становятся приоритетными и от их решения зависят перспективы развития общества и личности. Цель национального проекта «Образование», объявленного Президентом России - это достижение нового, более высокого качества образования, путем внедрения инновационных образовательных программ, повышения уровня профессиональной компетенции педагога. Время требует от нас мобильности, инициативы, желания учиться. Современная педагогика провозглашает своей целью развитие личности обучающегося, и поскольку воспитать личность может только другая личность, то огромное значение приобретает развитие личности педагога . «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» – писал В.М. Лизинский . Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог» А.С. Макаренко. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы педагога , проявляющаяся в хорошей успеваемости, воспитанности школьников, т.е. педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Основная цель воспитательной деятельности нашего педагогического коллектива - создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей обучающихся, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность, отрицательное отношения к «блатной романтике».

Слайд 10

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА Профессия педагог - особенная. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Это бесспорно, т.к. интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован , не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. Высокая педагогическая культура - условие успешной профессиональной деятельности учителя Культура - (с лат. cultura - возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Ученые выделяют три основные функции культуры: - познавательную; - информативную; - коммуникативную. Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы. Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет. Составные элементы культуры: 1. Культура личности. 2. Профессиональная культура. 3. Педагогическая культура. Педагогическая культура - это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Показатели педагогической культуры: - состояние и качество образования; - уровень образованности в обществе; - культура организации образования в конкретной школе; - мастерство отдельного педагога. Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач. Культура педагога - комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр. Внутренняя культура педагога - это тот стержень, та основа, которая определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности". Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Педагог-профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко-роль, чтобы не казаться детям скучным и серым.

Слайд 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, согласно рассмотренным представлениям, системно- деятельностный подход интегрирует системный подход к организации образовательного процесса и его деятельностную интерпретацию, т. е. понимание образовательного процесса как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов. Учитывая, что все субъекты образования делятся на две основные категории - субъекты, организующие и осуществляющие образовательный процесс (управленцы, педагоги, вспомогательный персонал и др.) и субъекты, для которых он организуется (обучающиеся), - можно сказать, что системно организованный образовательный процесс, в соответствии с деятельностной концепцией, представляет собой своего рода « метадеятельность » (Ю. Н. Кулюткин ) по управлению «другой» деятельностью - деятельностью обучающихся, которая отвечает их жизненным интересам и потребностям, оказывая сбалансированное воздействие на все сферы их личности. Системно- деятельностный подход как определяющее, стратегически значимое методологическое основание подготовки социально-педагогических кадров в вузе предполагает системную организацию целостного образовательного процесса как единства разных видов деятельности студентов (учебного, учебно-профессионального, научно-исследовательского, внеучебного , социокультурного и др.), целенаправленно организованных и скоординированных для достижения главной образовательной цели - формирования социально-профессионально-личностной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. В частности, в рамках стратегии «образование для успеха» данный подход позволяет сформировать у обучающихся восприятие осваиваемой профессиональной деятельности как средства достижения жизненного успеха, личностной самореализации. Педагогический коллектив филиала №5 нацелен не только на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведением. Наша задача сегодня - помочь обучающимся в самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности. В основе всех активных методов обучения лежит диалог, как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися. В процессе диалога мы стараемся развить коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно. Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению различных познавательных задач, обеспечивают возможность применения обучающимися полученных знаний на практике. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога (курс Педагогика)

Тип  учебногозанятия: изучение и первичное закрепление новых знаний Вид  учебного занятия: лекция Технологический проект преподавания: использование технологии активного обучения в...

Самооценка профессиональной деятельности педагога

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки....

Аналитическая справка 4.2. Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприятий различного уровня

Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприя...

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога

Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.Профессиональные з...

Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"

      Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...

Презентация к лекции по дисциплине "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" по теме «Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу»

Презентация  к лекции по дисциплине "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" по теме «Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому...