статья "Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога"
статья на тему
Для преподавателей спецдисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Малыгина Ирина Олеговна, преподаватель
ГПОУ «Анжеро-Судженкий горный техникум»
Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога
Как никто не может дать другому того,
что не имеет сам, так и не может развивать,
образовывать и воспитывать других тот, кто
не является сам развитым, воспитанным и
образованным. Он лишь до тех пор способен на
самом деле воспитывать и образовывать, пока
сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервег
Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования … :
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога - необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.д. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Программа профессионального развития преподавателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
В статье содержится информация о комплексе способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-903550-1489604808.jpg)
Аналитическая справка 2.2. Трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников, (%)
Трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников, (%)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-937944-1553624427.jpg)
Доклад на тему: "Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога"
Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983214-1512638312.jpg)
Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-543467-1417710037.jpg)
«Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога»
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение досту...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271800-1600919181.jpg)
Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя
Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...
Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"
Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...
- Мне нравится (1)