Доклад на тему: "Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога"
методическая разработка

Переходько Ирина Владимировна

Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад123.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум»

Доклад

Тема: « Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога».

http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/_bl/12/91795848.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00af/00071916-bf194b0a/hello_html_m1bf0f14b.pnghttp://antonbelskiy.ru/wp-content/uploads/2018/08/uchitel.jpg

Подготовила преподаватель

профессионального цикла

Переходько И. В.

г. Джанкой

2019г.

Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.   Понятие инновация означает - новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

 Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.

С чего начинается инновационная деятельность педагога?    Первой ступенькой к инновационной деятельности является педагогическое мастерство. По мнению А.С. Макаренко педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Педагог–мастер отличается от просто опытного педагога, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех педагогов, которые чутко воспринимают реакцию обучающихся на свои действия. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.

Овладев педагогическим мастерством, педагог готов подняться на следующую ступень – педагогическое творчество.

Педагогическое творчество — это «создание чего-то нового на основе преобразования познанного (нового результата, оригинальной методики обучения). Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества». Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.

1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.

2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.

3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.

4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.

Овладев педагогическим творчеством, педагог готов к инновационной деятельности.

Инновационная педагогическая деятельность – это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания.

Цель инновационной педагогической деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение в автора инновационных методик обучения, развития и воспитания.

        Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в методические объединения по определенной теме или направлению деятельности, в проблемные (творческие) группы для решения определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса, в группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса, решающие задачи определённого возрастного этапа (подростковый возраст) в обучении и воспитании детей.                

        В инновационной деятельности педагогов важную роль играет мотивационный компонент. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:

1) внешние стимулы (материально вознаграждение, присвоение категории, служебная необходимость.);

2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.;

3) профессиональные мотивы (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся, и др.);

4) мотивы личностной самореализации.

Таким образом, инновация является одним из принципов современной педагогики. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и умениям действовать по-новому.

Литература:

  1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. -- Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.
  2. Введение в педагогическую профессию : курс лекций /под ред.  В.А. Капрановой. - Минск : Новое знание, 2015.
  3. Евдокимова, Т.Г. Инновационный менеджмент  . - СПб.: «Вектор», 2005.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
  6. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.-М., ИНФРА-М, 2005.
  7. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007
  8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  9. Сластёнин, В. А. Педагогика  / В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  10. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
  11. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005
  12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание.  - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.