Доклад по теме: «Инновационный анализ творчества учителя и ученика»
план-конспект урока на тему

Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся  творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьников к творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида ст-цы Николаевской Краснодарского края 

Доклад

По теме: «Инновационный анализ творчества учителя и ученика»

                                 

                                          Мишенкова   Любовь   Алексеевна,

                                      учитель швейного дела

                                                 

                                                            2013г.

 Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся  творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На своих уроках, во внеклассной работе он должен формировать у школьников знания, развивать творческие способности, воспитывать у них черты личности необходимые в дальнейшей жизни.

                На уроках технологии решаются вопросы  эстетика–познавательного воспитания открываются широкие возможности  для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение  к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача  таких уроков разбудить и воспитать  душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

             В настоящее время совершенствование урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.         

          Анализ педагогической деятельности учителей трудового обучения показывают, что учителя при организации учебного процесса придерживаются двух основных направлений в развитии подходов к обучению учащихся:

           1.Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко выделенных эталонов.

           2.Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

      От уровня компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями.  Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Райн).

1. Варьирование стимуляции учащегося.

2. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации.

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач стимулирующего характера.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Использование приема повторения.

Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений.

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/24/06/4620624.png

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.      

 Использование продуктивных информационных технологий развивающего обучения на основе принципов информационного взаимодействия и формирования целостного сознания учащихся средствами целостного педагогического сознания, целостного подхода  к организации образовательного процесса; информационно-педагогической технологии обобщающего урока является  одной из форм  систематизации, расширения, углубления знаний учащихся и их интеграции. Информационно-педагогическая технология обобщающего урока в преподавании учебных предметов с использованием компьютерных технологий, элементов интернет-технологий, мультимедийного сопровождения, проектной деятельности, использование различных  информационно-коммуникационных средств позволяет модернизировать образовательный процесс таким образом, что совершенствуется профессиональное мастерство учителя, следствием чего является повышение мотивации к учению и качества образования учащегося.

Компьютерные технологии помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

 Условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три этапа.

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

В системе  педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

         Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

  Педагог всегда творит в соавторстве с учениками. Варианты сотворчества педагога с обучающимися могут быть разными:

- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; 

- педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.

Творческие проявления ребенка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их я при проведении урока,  ориентируюсь на принципы:

Принцип «пользователя».

 Пользуюсь  современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом.

Принцип «принятия другого»

Согласно данному принципу  принимаю ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объект - субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

              Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

 1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека). 

2.  Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3.  Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. 

4.    Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.

 5.    Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей. 

6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Опыт современной  школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Литература:

  1. С.Л.Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980
  2. В.М.Казакевич, В.А.Поляков «Основы методики трудового обучения», М., Просвещение, 1983
  3. А.Н.Смирнова «коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы», М., Просвещение, 1982
  4. «Трудовое обучение во вспомогательной школе» Из опыта работы. Составитель Е.А.Ковалева, М., Просвещение, 1988
  5. «Школа и производство», № 3, 1986, Е.В.Васильченко «Занятия по технологии швейных изделий»
  6. «Школа и производство», № 1, 1986, Н.И.Сакс «Методика работы с инструкционными картами»
  7. Н.П.Коркунова «Методическое руководство и контроль осуществления коррекционной направленности трудового обучения во вспомогательных школах»
  8. В.Г.Петрова «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы», М., Просвещение 1983
  9. С.Л.Мирский «Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду» ж. Дефектология № 1, 1999
  10. «Школа и производство» № 5, 1997, И.В.Яркова «Учебные игры в изучении технологии».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету школы "Учитель и ученик:общение и сотрудничество в образовательном процессе"

Стендовый материал позволит более полно раскрыть тему межличностного общения участников образовательного процесса, принципы развивающего диалога в педагогическом общении....

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...

Доклад на тему: "Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога"

Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.  ...

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"...

Студенческая конференция «Наука, творчество, молодежь – успех будущего», проводимой в рамках IX всероссийского фестиваля науки «наука 0+» Исследовательский проект на тему: «Инновационные способы защиты от коррозии автотранспорта»

Студенческая конференция «Наука, творчество, молодежь – успех будущего», проводимой в рамках IX всероссийского фестиваля науки «наука 0+»Исследовательский проект на тему:...

Доклад "Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе" ( 2019 г.)

Доклад "Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе" ( 2019 г.)...