«Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»
статья

Балабаниц Виктория

Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Именно поэтому одним из самых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях становится вопрос о нравственно-психологическом образе педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Статья на тему: «Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»

Виктория Анатольевна Балабаниц,

методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Именно поэтому одним из самых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях становится вопрос о нравственно-психологическом образе педагога.

Взгляды педагогов-практиков и исследователей на эту проблему зачастую диаметрально противоположны. Одни считают, что успех педагогической деятельности всецело определяется личностными качествами педагога, причем используемая им методика не имеет особого значения. Другие же, апеллируя к достижениям научно-технической революции, утверждают обратное. По их мнению, педагог — лишь проводник тех или иных идей, и поэтому решающее значение в его работе имеют лишь качество используемых им методик и точность их выполнения. Сторонники этой точки зрения считают, что личностные качества педагога не имеют определяющего значения, так как остаются за порогом обучения, особенно если речь идет о компьютерах или других средствах электронной связи.

Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые личностные качества педагога являются в той или иной мере предпосылками для выбора и успешного использования наработанных методик, во-вторых, тем, что по мере овладения методикой могут в значительной мере меняться и некоторые личностные и профессиональные особенности педагога.

В действительности же педагогический опыт есть соединение педагогической технологии с личностью воспитателя, с его системой ценностей, ибо школа не только передает в строгом порядке и облегченным путем подрастающему поколению весь опыт, приобретенный человечеством, но и производит критическую оценку этого опыта, чтобы заглушить зло и пороки и поощрить общечеловеческие ценности, добытые и проверенные веками. Все это школа делает с целью облегчить каждому отдельному человеку путь в самостоятельную жизнь. Однако помогая отдельным лицам, школа учит целые народы, как им лучше строить свою жизнь. И потому не случайно слова великого русского поэта Н.А. Некрасова, обращенные к педагогу более столетия назад, звучат злободневно и сегодня: "Сейте разумное, доброе, вечное... Спасибо Вам, скажет сердечное русский народ". Народ способен возродить свое национальное богатство, состоящее из двух основных составляющих: хозяйственной и духовной. И у истоков каждой из них стоит педагог со своей системой ценностей, со своими проблемами, соответствующими состоянию общества, со своей духовной культурой.

Духовная культура — это отраженная в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях. Эта причастность проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответы на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую человек принимает на себя за события окружающей действительности, а также в создании, активном утверждении гуманистических идеалов.

Проблема духовной культуры педагога сегодня чрезвычайно остра. Это обусловлено рядом причин: кризисной социально-экономической ситуацией, ситуацией поиска новых путей воспитания личности в условиях цифровизации, а также общей неудовлетворенностью процессом воспитания и уровнем воспитанности молодого поколения. Забвение многими нашими согражданами "золотого правила нравственности", требующего относиться к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе, рождает потребность в такой мировоззренческой ориентации молодежи, которая оценивалась бы тем, "насколько каждый благороден по отношению к другим людям". Важно, чтобы этим качеством прежде всего и обладал педагог.

Кроме того, нужно отметить следующее: тезис, утверждающий, что учитель всегда и во всем прав, давно пошатнулся. Недостаточность уровня духовной культуры осознается сегодня и самими педагогами. Современный педагог чувствует, что сложилось острое противоречие между умениями, закрепившимися в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимися учащимися, воспитание которых требует иных подходов. Отношения, царившие в учебном заведении раньше, были жестко регламентированы: педагог, передающий знания — субъект педагогического процесса, и учащийся, воспринимающий эти знания, — его объект. Сегодня стало ясно, что такой вариант отношений явно устарел. Воспитание должно осуществляться не путем субъектно-объектных отношений, а как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения. Не влияя на духовное развитие обучающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духовную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспитательной работы во всём учебном заведении.

Огромное значение для профессионального развития педагога имеют коммуникативные навыки. Способность педагога к позитивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса, все виды информационных связей и отношений, благодаря которым педагог получает информацию о происходящих переменах и их значении. Чем выше темпы перемен в мире, тем важнее контакты, позволяющие находиться в курсе происходящего.

Индивидуальная интеллектуальная и физическая энергия педагога выступает в роли «горючего» для обучения и самообразования. Важнейший элемент - готовность педагога к восприятию новой информации, к формированию нужных качеств, стремление познавать.

На развитие новых качеств педагога, определяющих компетентность, ориентировано современное образование. Продолжающийся на протяжении жизни процесс обучения должен обеспечить педагогу увеличение объема знаний и приобретение новых навыков. Этот процесс поддерживается не только непрерывным обучением, самообучением педагога, обменом опытом, но и постоянным общением, взаимодействием с коллегами. Наличие у педагога мотивации к преодолению своих профессиональных дефицитов, стимулирует развитие его мастерства.

.В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога?

В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал

А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение.  

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогическому работнику при условии целенаправленной работы над собой и формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога. Педагога-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Например, при разработке занятия по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний учащегося и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.

Коренным отличием в структуре знаний рядовых педагогов и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию.

По-новому должны быть представлены результаты педагогической деятельности в аттестационных материалах. В работе каждого педагога ведущим становится системно-деятельностный подход, позволяющий ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки и самооценки. В процессе своей педагогической деятельности педагог решает множество функциональных задач: осуществляет целеполагание, мотивирует учащихся, разрабатывает программы, воспитательные мероприятия и принимает педагогические решения, организует практическую деятельность учащихся.

 Для эффективной работы, в соответствии с профессиональным стандартом, квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

  • Компетентность в области личностных качеств (эмпатийность и социорефлексия);
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
  • Компетентность в мотивировании учащихся на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
  • Компетентности в организации педагогической деятельности.

Главная цель непрерывного образования и профстандарта – помочь педагогам трансформироваться в педагогов развивающихся. Достичь такого уровня профессионализма, когда каждый педагог сможет согласно высказыванию Альберта Эйнштейна пользоваться «радостью видеть и понимать» смысл педагогического мастерства и педагогического искусства. А российское образование будет идти в ногу со временем, достойно отвечая на его вызовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС основного образования

Представлена программа дополнительного профессионального образования для педагогов....

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА: Развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Предложена модель профессиональной компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации ...

Доклад «Развитие профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования»

Доклад представлен на Августовской педагогической конференции «Актуальные направления развития ГПОАУ «Амурский технический колледж» по теме:«Развитие профессиональных компетенций педагога как инструме...

Профессионально-личностное развитие педагога дополнительного образования

Рекомендации по профессионально-личностному развитию педагога дополнительного образования в контексте современных требований; основные механизмы развития личности педагога дополнительного образования...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...