МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Приемы и техники в технологии холодного батика
методическая разработка

Ольнева (Дунаева) Эльвира Ивановна

Частые эксперименты с цветом на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Все приемы, представленные на занятии,  показывают вам безграничные возможности росписи на шелке.  Они доступны и эффективны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи – будь то декорирование платья, шарфа, шали или станкового панно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по специальности 54.02.01 «Дизайн»

ПМ 02. Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале.

МДК 02.01 Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале.

Тема: «Приемы и техники в технологии холодного батика».

                                             

                                                          Составитель:  преподаватель 1 категории  

                                                      Ольнева Эльвира Ивановна

   

Санкт-Петербург,

2021 г.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

                                                                                                                       

РАССМОТРЕНО

на заседании  ЦМК

(профессионального  цикла)

Протокол №     от «___ »______  2021 г.

Председатель ЦМК Першин Ю.В.

________________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР 

Егорова Е.В.

___________________

от «      » _____________2021 г.

Методическая разработка открытого урока по выполнение художественно-конструкторских проектов в материале.

Урок: выполнение художественно-конструкторских проектов в материале.

Тема: «Приемы росписи в технике холодного батика».

Вид урока: практическая.

Место проведения: учебная аудитория.

Цель урока: приобретение студентами знаний об основных существующих способах росписи по шелку (холодный батик), их особенностях и назначениях и формирование внутренне единого художественно-эстетического сознания и творческого подхода к языковому образованию, установление органической связи между зрительными и речевыми образами, между искусством слова и батиком.

Задачи:

Образовательная: обучить основным приемам в росписи по шелку.

Ознакомить студентов с технологией  росписи,  ее приемами и средствами по ее изготовлению.

Развить декоративно-прикладные умения и навыки в  росписи.

Выявить индивидуальные творческие способности студентов, развить у них образное мышление, а также повысить их художественную культуру. Обучить основным приемам в росписи по шелку в технике холодного батика.

Развивающая: развивать творческие способности обучающихся, навыки работы цветом в росписи по шелку.

Реабилитационная: через потенциал и ресурсы батика за счет улучшения эмоциональной сферы развивать креативные умения и навыки у каждого обучающегося и способствовать формированию определенного комплекса речевых умений у студентов с ограниченными возможностями по слуху, тем самым обеспечить в перспективе доступ к интегрированному общему образованию и социально-культурную интеграцию в общество.

Коррекционная: коррекция и развитие связной речи через вопросы преподавателя; коррекция и развитие памяти (долговременной); коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

Воспитательная: способствовать формированию самосознания, уважения к историческому, культурному наследию народов различных национальностей, развивать познавательный интерес, аккуратность и эстетический вкус.  

Методы проведения занятия: Объяснение нового материала, практическая работа обучающихся под контролем преподавателя.

Оборудование: подрамник с натянутой тканью (шёлк), кнопки канцелярские, эскиз, краски по батику, резервирующий состав, соль, кисти беличьи, вода, палитра и салфетки.

План урока.

1. Организационная часть.

2. Основная часть.

а) изложение нового материала. Приемы росписи в технике холодного батика.

б) изложение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик».

в) вводный инструктаж по выполнению практической работы.

3. Практическая часть.

4.Самостоятельная работа обучающихся.

5. Подведение итогов.

6. Уборка рабочего места.

Ход урока:

Организационная часть.

Подготовка к занятию.

    Приветствие и хороший настрой студентов. Проверка количества обучающихся. Подготовка рабочего места: студенты раскладывают подрамники с предварительно натянутой тканью с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Приготовлены краски по батику, соль, кисти беличьи, вода, палитра и салфетки.

Изложение нового материала. Приемы росписи в технике холодного батика.

Преподаватель: « Холодный батик –  это техника, где применяется резервирующий состав в  качестве разделяющего и рисующего состава.  Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Холодный батик включает в себя три техники «классический» (использование замкнутых плоскостей наводкой резервирующего состава, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой), «многослойный» (используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга)  и «незамкнутая графика», где резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в другой цвет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы найдете себе технику по душе».

Изложение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик».

Преподаватель: «Ознакомимся с материалами и  инструментами. Материалы для техники  холодного батика. Это  ткань. Лучше брать шелк, хлопок, лен. Перед  применением постирать - это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Нужно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.  Краски  для холодного батика — это акрил. И резервирующий состав - это ваш  контур, который не дает смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но  четкой. Подрамник, на которую  натягивают ткань. Кисточки  лучше беличьи, разных размеров. Палитра для разведения краски. Баночка для воды и тряпки для  промывки и просушки кисточек».

Вводный инструктаж по выполнению практической работы.

Преподаватель: «Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет. Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур. Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть. После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка. Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой. Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся».

Практическая часть.

     Упражнение на смешивание цветов. Знакомство с техникой холодного батика и необходимыми материалами с целью выявления диапазона ее возможностей.

Преподаватель: «Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. Шелк – для росписи годиться любой вид ткани. Краски отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром. Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани. Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы. Намешиваем в палитре концентрированную смесь,  так и разбавленную краску. Краска наносится в  определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Раствор можно нанести ватой или кисточкой. После закрашивания  крупной детали или фона, пройдитесь ватным  диском и соберите лишнюю влагу.  Теперь  возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок.  Оставляем батик сушиться на сутки. Только  после полного высыхания его можно снять. Изучайте все приемы в технике холодного батика и пробуйте их на своих образцах, обратите внимание на доступность, простоту самих технологических приемов, что даст вам большой диапазон творческих решений».

Самостоятельная работа обучающихся.

Выводы по теме холодный батик.

Преподаватель: «Частые эксперименты с цветом на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Все приемы, представленные на занятии,  показывают вам безграничные возможности росписи на шелке.  Они доступны и эффективны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи – будь то декорирование платья, шарфа, шали или станкового панно».

Поведение итогов.

По окончанию урока проводится выставка и оценивание детских работ.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей проживающих

Методическая разработка занятия на тему: «Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей» отражает реализацию основной профессиональной образовательной программы по спец...

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано. «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано  по теме «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»...

Методическая разработка открытого занятия «Работа в технике Арт-текстиль»

Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения учащихся и педагогов, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижение смысла жизн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птиц. УП.05.01 Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птиц.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики ПМ.05 выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птицы УП. Оператор по искусст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Приемы и техники в технологии гобелена»

Частые эксперименты с цветом и фактурой на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Ваши идеи как обычно витают в воздухе и будут находиться в состоян...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по МДК 05.01 «Технология приготовления блюд из мяса и домашней птицы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по МДК 05.01 «Технология приготовления блюд из мяса и домашней птицы» на тему:“Блюда из жареного мяса порционным куском&rdquo...