Проект по финансовой грамотности по теме: “На что тратятся деньги” (внеурочное занятие)
проект

Юлия Жадеева

Разработка внеурочного занятия

Бывает, семья сталкивается с проблемой нехватки денег. И тогда взрослые члены семьи задаются вопросом: «Почему неразумно тратятся деньги?». Решение проблемы лежит в умении анализировать и прогнозировать свои доходы и расходы. Почему семья не укладывается в свой бюджет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать, на что же тратятся деньги, какие расходы несет семья. Наше занятие позволит помочь детям узнать, на что расходуются деньги, почему их не хватает и как этого избежать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. Столыпина

               

Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Саратовской области

 

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

Методическая разработка  внеурочного занятия по теме:

“На что тратятся деньги”

                    Разработчики проекта:

Лошманова Ирина Серафимовна

Фомина Ольга Николаевна

Жадеева Юлия Валерьевна

Арешкина Татьяна Николаевна

Малышева Марина Ивановна 

                                   

 Проект допущен к защите

                  Старший методист ММЦ

                  ____________ И. Н. Иванова

Саратов, 2021

ВВЕДЕНИЕ

Бывает, семья сталкивается с проблемой нехватки денег. И тогда взрослые члены семьи задаются вопросом: «Почему неразумно тратятся деньги?» Некоторые дети понимают, что в данный момент, у родителей нет возможности исполнить желание и купить игрушку или новый велосипед. А кому-то это сложно объяснить.

Решение проблемы лежит в умении анализировать и прогнозировать свои доходы и расходы. Почему семья не укладывается в свой бюджет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать, на что же тратятся деньги, какие расходы несет семья.

Наше занятие позволит помочь детям узнать, на что расходуются деньги, почему их не хватает и как этого избежать.

Используя данный материал педагог сможет:

- смоделировать образовательную деятельность в соответствии с возрастными особенностями и возможностями обучающихся;

-создать условия, способствующие вовлечению обучающихся в групповую и индивидуальную работу, подкреплённую их индивидуальным опытом и способностями;

- создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1)        Общая характеристика занятия

Характеристика условий реализации проекта

Место: учебный кабинет начальных классов

Название образовательной организации: Средняя общеобразовательная школа

Участники проекта:

 Педагог: учитель начальных классов

 Учащиеся: 3 класс

Название предмета: Финансовая грамотность

Место занятия в логике реализации предмета: занятие по теме “На что тратятся деньги” является 1 занятием в разделе 2 “Семейный бюджет”) (модуль 2- 3 классы /1 занятие)

Характеристика условий реализации проекта

Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2/1

Тип занятия: комбинированное занятие (деловая игра c элементами квеста)

Оборудование и характеристика образовательной среды: класс, оснащенный ПК, проектором, интерактивной доской.

·         Раздаточный материал:

·         Конверты с заданиями-карточками

              Пазлы для сбора советов

Учебно-методическое обеспечение:

1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы  для учащихся 2-3 классы общеобр.орг. в 2-х частях./ С.Н.Федин. -  М.: Вита-Пресс, 2014.      

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват.организ. /Ю.Н. Корлюгова. -  М. Вита-Пресс, 2014.

3. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие/Н.Н. Думная, О.А.Рябова, О.В.Карамова; под пед. Н.Н. Думной. - М.: ИнтеллектЦентр,2010.

4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы общеобр.орг. / Ю.Н.Корлюгова -  М.: Вита-Пресс, 2014.  

5. Интернет ресурсы: http://niu.ranepa.ru/ - Учебный портал РАНХиГС

2)        Педагогическая характеристика занятия

Тема: “На что тратятся деньги”

Цель занятия: познакомить обучающихся с распределением направлений расходов семейного бюджета и знать степень их необходимости.

 Планируемые результаты УУД:

      Предметные образовательные результаты: 

усвоение учащимися новых понятий: «необходимые расходы», «обязательные расходы», «желательные расходы», «престижные расходы»; овладевать предметными умениями; характеризовать семейные расходы и степени их необходимости.

Метапредметные образовательные результаты

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач.

Регулятивные: понимание цели своих действий; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: уметь проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала; формировать собственное мнение и позицию.

Описание учебного процесса

Этап

Продолжительность

Действия  учащихся/учителя при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Организационный

10

Знакомятся с правилами и условиями организации мероприятия, получают конверты с карточками-заданиями, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, изготавливают панно с изображением денежного дерева. Выдвигают версии темы занятия, разгадывают ребус, формулируют тему, цели, определяют задачи занятия.

Основной

30

Работают с понятиями занятия: формулируют проблему, участвуют в деловой игре с элементами квеста, определяют «необходимые расходы», «обязательные расходы», «желательные расходы», «престижные расходы», выполняют творческое задание и находят правильное решение жизненной ситуации

Физкультминутка

- участвуют в экономической игре “Доходы и расходы семьи”,решают практическую задачу на распределение доходов семьи, распределяют денежные средства, заполняют таблицу

- классифицируют расходы по видам, дифференцируют их, заполняют таблицу

Рефлексия и подведение итогов

5

-отвечают на вопрос учителя: «Почему семье не хватает денег»?

- делают выводы

-выкладывают пазлы,- получают совет как разумно расходовать деньги

Описание учебного процесса

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

1. Организационный момент

словесный

наглядный

практический

сканворд

нетрадиционная аппликация

2.Основной

словесный

практический

наглядный

работа в группах

игровой

создание проблемной ситуации

критическое мышление

загадки, вопросы

деловая игра с элементами квеста

работа c раздаточным материалом (карточки с зашифрованными словами)

принятие решений

3.Рефлексия и подведение итогов

словесный

практический

вопросы

складывают пазлы (получают совет как разумно расходовать деньги, делают выводы)

3)        Методическая характеристика занятия

Технологии:

1.Технология учебного сотрудничества

2. Здоровьесберегающая технология

3. Рефлексивная технология

             Методы:

1.Решение практических задач, работа в группах, элементы деловой игры - создание проблемной ситуации, сотрудничество в игре

2. Словесный метод

3. Наглядный метод

4. Метод “Мозаика (ажурная пила)”

5. Синквейн

Вопросы для педагогической рефлексии:

•Со всеми ли заданиями справились?

•Какие задания  вызвали затруднения?

•Был  ли вызван интерес к теме занятия?

•Какова практическая значимость темы для каждого учащегося?

Критерии оценки эффективности занятия

•Количество полученных баллов за выполнение заданий

 ( не менее 75% правильных ответов)

•Положительные отзывы при рефлексии участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта позволяет детям усвоить базовые понятия и знания по темам: «Почему важно быть финансово грамотным человеком?», «На что тратятся деньги?», «Почему в семье часто не хватает денег?», понять, что расходы и доходы в семье могут быть разными. В ходе занятия ребенок начнет понимать, какие расходы бывают, что от некоторых расходов можно и нужно отказаться.

Работа в группах учащимся дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля, развивать интерес к предмету: «Финансовая грамотность», а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

На занятии дети научатся определять проблему, взаимодействовать, находить ответ на вопрос «Почему семье не хватает денег?».

Задания деловой игры с элементами квеста позволяют научить детей разбирать и анализировать жизненные ситуации, находить правильные пути решения проблемы. Учащиеся научатся решать задачи на распределение доходов семьи, классифицировать расходы по видам (обязательные, желательные, престижные) и дифференцировать ежедневные, ежемесячные и ежегодные расходы.

 Данная разработка дает возможность детям узнать причины нехватки денег в семье. Ими могут стать: необоснованные покупки, нерациональное распределение денежных средств семьи, неумение планировать доходы и расходы. Возможно, дети будут более деликатны в своих просьбах и желаниях. Полученные знания учащимся в будущем помогут правильно расходовать деньги и семья не будет сталкиваться с проблемой их нехватки.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы  для учащихся 2-3 классы общеобр.орг. в 2-х частях./ С.Н.Федин. -  М.: Вита-Пресс, 2014.      

      2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват.организ. /Ю.Н. Корлюгова. -  М. Вита-Пресс, 2014.

      3. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие/Н.Н. Думная, О.А.Рябова, О.В.Карамова; под пед. Н.Н. Думной. - М.: ИнтеллектЦентр,2010.

      4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы общеобр.орг. / Ю.Н.Корлюгова -  М.: Вита-Пресс, 2014.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Что такое деньги?»

Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации. Образовани...

Внеклассное мероприятие в рамках повышения финансовой грамотности на тему: "Сколько стоит твоя жизнь?"

Методическая разработка по проведению Внеклассного мероприятия в рамках повышения финансовой грамотности "Сколько стоит твоя жизнь?"...

Отчет о мероприятиях, организованных в рамках проекта "Неделя финансовой грамотности"

Отчет о мероприятиях, организованных в рамках проекта "Неделя финансовой грамотности" включает в себя план мероприятий и фотоотчет об их проведении....

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс, по теме "Страхование"

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс по теме "Страхование"...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

Презентация по дисциплине «Основы финансовой грамотности» на тему «Виды финансового мошенничества»

Краткая характеристика и примеры самых известных видов финансового мошенничества...