Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Что такое деньги?»
методическая разработка на тему

Гришина Ольга Борисовна
Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации. Образование эффективно только тогда, когда обучение из сложной и утомительной необходимости превращается в увлекательное путешествие в мир знаний. В такой ситуации ребенок старается узнать как можно больше о предмете изучения. Для усвоения материала педагогам необходимо использовать такой эффективный, помогающий заинтересовать ребенка метод, как деловая игра. Это могут быть различные настольно-печатные и словесные игры — загадки, головоломки, кроссворды и ребусы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия  по теме:

«Что такое деньги?»

   

Саратов, 2017

Введение

Когда были изобретены деньги и кто их изобрел - никто не знает. Об истории денег написано много книг. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба. В Мексике, например, в ходу были какао-бобы, а в Сибири и Канаде – шкуры зверей. Постепенно, спустя века, эти предметы уступили место «деньгам» более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов в Индийском океане. Они блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех, были распространены также в странах Азии, Африки, Европы. Ни много ни мало, а просуществовали эти ракушки в качестве платежного средства до X века.

В Древнем Китае были широко распространены бронзовые деньги: они отливались в виде ножей, рыб, колокольчиков, мечей. Их называли лянами.
Как полагают ученые, первые монеты появились в Лидийском царстве (в небольшом государстве на западе Малой Азии) в VI веке до нашей эры, во время царствования Крёза, о сказочном богатстве которого ходили легенды. Чеканились монеты из природного сплава серебра и золота. А назывались они крезеидами.

В большом количестве золотые монеты чеканили персидские цари, а затем Древняя Греция, Рим и их колонии. В Греции первые золотые монеты были отчеканены в IV веке до нашей эры македонским царем Филиппом II, отцом прославленного Александра Македонского. Они так и назывались – филиппики. Сам Александр Македонский чеканил серебряные монеты- тетрадрахмы: с одной стороны монеты была изображена голова Афины в шлеме, с другой – ее символы – сова и оливковая ветвь. Эти монеты так и назывались - совами. Первые монеты Древнего Рима, выпуск которых начался также в IV веке до нашей эры, назывались ассами. Позднее в Риме стали чеканить серебряный денарий, равный по стоимости 10 ассам. В ходу была и более мелкая монета – сестерций – четвертая часть денария.
Монетное обращение в России (в Киевской Руси) возникло в IX–X веках. Быстрое развитие чеканка монет получила после создания централизованного Российского государства в XV веке. Значительно позже появились бумажные деньги.

Первые бумажные деньги, как и сама бумага, появились в Китае. Это случилось в IX веке. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее банковские обязательства – расписки на получение монет.

Самыми маленькими золотыми монетами в мире были монеты, называемые «булавочными головками»: они выпускались в Южной Индии около 1800 года и весили 1 гран (0,06 грамма). Самая маленькая бумажная банкнота была выпущена министерством финансов Румынии в 1917 году: этот денежный знак достоинством 10 бани имел размеры 2,7 на 3,8 сантиметра.

Основная часть

Тема итоговой аттестационной работы

Методическая разработка внеурочного занятия  по теме:

«Что такое деньги?»

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАНЯТИЯ

Характеристика  условий  реализации  проекта

  • Объект :
  • Место: учебный кабинет
  • Название образовательной организации: общеобразовательная школа
  • Участники проекта:
  • Педагог: учитель начальных классов
  • Обучающиеся: 4 класс
  • Другие: родители обучающихся
  • Название курса: внеурочное занятие по финансовой грамотности
  • Итоговое занятие по разделу: «Что такое деньги и какими они бывают»
  • Вид деятельности обучающихся:                                              

внеурочная деятельность

  • Количество занятий по теме: 1 
  • Тип занятия: деловая игра 
  • Оборудование: ПК с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, кроссворд.    

                                                                                                                          Учебно-методическое обеспечение

  • Учебник  для  обучающихся: Финансовая грамотность: материал для обучающихся. 4 кл. общеобр. ,орг./ Г.Д. Гловели.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
  • Методические рекомендации для учителя:  Финансовая грамотность: методические рекомендации  для учителя.2- 4 кл. общеобр. ,орг./ Ю.Н. Корлюгова.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Цель  занятия: развитие культуры финансового мышления.

Предметные образовательные результаты

  • Усвоение  понятий по теме: бартер, деньги, товарные деньги, благородные металлы, монеты, купюры.
  • Овладение предметными умениями: объяснять выгоды обмена, описывать свойство предмета, выполняющего роль денег;
  • объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами;
  •  описывать ситуации, в которых используются деньги.

Метапредметные образовательные результаты:

  • Использование различных способов поиска, сбора и обработки информации;                  
  • Овладение логическими действиями;  
  •  Проявление познавательной и творческой инициативы;        
  •  Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации.

Образование эффективно только тогда, когда обучение из сложной и утомительной необходимости превращается в увлекательное путешествие в мир знаний. В такой ситуации ребенок старается узнать как можно больше о предмете изучения.

Для усвоения материала педагогам необходимо использовать такой эффективный, помогающий заинтересовать ребенка метод, как деловая игра. Это могут быть различные настольно-печатные и словесные игры — загадки, головоломки, кроссворды и ребусы.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Кроссворд, как правило, дети принимают охотно, поскольку отгадка хотя бы одного слова в нем — это уже успех. В итоге, появляются положительные эмоции, азарт, уверенность в своих силах и вызванный интерес способствует актуализации познавательного процесса. Игровой характер данного метода также снижает фактор стресса при проверке изученного материала. А если добавить к этому технологическую простоту кроссворда, способствующую самостоятельной работе учащегося, становится очевидной воспитательная роль словесной головоломки, прививающая ребенку трудолюбие, настойчивость, не говоря уже о развитии наблюдательности и умения выделить главное.

Следует отметить, что использование кроссвордов в учебном процессе не только способствует расширению словарного запаса и терминологии у детей, но и развивает в них уважение к грамоте, понимание важности умения грамотно писать слова.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Этап

Продолжительность

Действия  обучающихся/учителя при выполнении заданий или типы заданий для  обучающихся

Организационный (постановка практической задачи)

5 минут

Ознакомление с практической ситуацией, постановка целей и задач.

Основной (содержательно-операционный)

35 минут

Отвечают на вопросы, моделируют игровую ситуацию, участвуют в деловой игре.

Рефлексия

5 минут

Совместное подведение итогов

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения  обучающимися

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Организационный

Проблемная ситуация

Помоги сказочному герою

Основной

Беседа

Деловая игра

Решение ребусов и кроссворда;

Составить пословицу;

Отгадать загадки

Рефлексия

Подведение итогов

Золотые монетки

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАНЯТИЯ

Перечень методических приемов, рекомендуемых к использованию на внеурочном занятии

  1. Создание проблемной ситуации
    (элемент сказки, приложение 1)
  2. Беседа
    (обсуждение, актуализация понятий)

Понятия и знания по теме  «Что такое деньги и какими они бывают»:

  • бартер
  • деньги
  • товарные деньги
  • благородные металлы
  • монеты
  • купюры

  1. Деловая игра «Что такое деньги?»                                                          (решение практических задач, анализ, приложение 2)
  • Загадки
  • Пословицы
  • Кроссворд
  • Ребусы

Методика оценки педагогической эффективности занятия

Вопросы для педагогической рефлексии:

  • Усвоены ли обучающимися базовые понятия и знания по теме  «Что такое деньги и какими они бывают»: бартер, деньги, товарные деньги, благородные металлы, монеты, купюры.
  • Отработаны ли навыки коммуникативной работы?
  • Использовались ли метапредметные связи?

Заключение

Учитель предлагает всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.

10 советов управления деньгами для ребенка:

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Не тратьте все деньги сразу.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.

6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.

9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.

10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

По законам банковской деятельности вклады, положенные на долгое  хранение - преумножаются. Пусть это касается ваших знаний.

Список использованных источников и литературы

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс).  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 11-73, 79-127.

2. Корлюгова  Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.

3.Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.Шиловская Н. А. Финансовая математика : учебник и практикум для СПО / Н. А. Шиловская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 202 с. — (Профессиональное образование).

5. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

Приложение:

Что такое деньги?

1. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

2. Надпись на монете.

3. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты.

4. Бумажные деньги.

5. Денежная единица в России.

6. Накопление денег на дорогую покупку.

7. Другая сторона монеты.

8. Прямой обмен одних товаров на другие.

9. Достоинство монеты.

10. Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет.

11. Единая денежная единица в странах Европы.

Отгадай загадку.

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки .    (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар)

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату)

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына — горюют.

Без копейки рубля нет.

Без денег день худенек.

Береги денежку про черный день.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Была бы в сусеке рожь, будет и в кармане грош.

Была бы догадка, а на Москве денег кадка.

Были бы побрякунчики, будут и поплясунчики.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Деньгам — счет, а хлебу — мера.

Деньги — гости: то нет, то горсти.

Деньги смогут много, а правда — все.

Деньги счет любят.

Деньги счетом крепки.

Денежки труд любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.

Дружба дружбой, а денежкам счет.

И наша денежка не щербата.

Копейка копейку родит.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош.

На улице холодно, а деньги в кармане тают.

Не бей дубьем, бей рублем.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Через золото слезы льются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""

Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему  « Развивайте дар слова»...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный, исторический и литературный материал по учебным дисциплинам история и литература .Игра поможет углубить знания по теме: «О...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного мероприятия для специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий» на тему: Исследование химического состава чая

Чай как напиток настолько всем знаком и известен, что, казалось бы, ничего необычного в нем уже не обнаружишь. Мы решили посмотреть на чай с химической точки зрения. Целью нашего исследования является...

Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему "Фестиваль туризма"

Популяризовать спортивно-оздоровительный туризм в техникуме.Привлечь учащихся 1 курса к туризму как к одной из наиболее эффективных и доступных форм оздоровления и организации досуга.Повысить спортивн...

3. Методическая разработка внеурочного мероприятия по УД ОГСЭ07. Основы православной культуры Тема: «Сохрани жизнь!»

Цель мероприятия: раскрыть сущность аморальных явлений жизни; показать негативную роль зависимости; развивать навыки самопознания; раскрыть значение влияния дурной компании на современного подростка; ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного мероприятия Тема: «Хэллоуин»

Ежегодно 31 октября в странах Западной Европы и Америке празднуют Хэллоуин. На сегодняшний день это международный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии.Данная методичес...