Методические разработки
материал


Предварительный просмотр:

Неунифицированный форма 04-04-08

Учебно-методическая карта (план) занятия №______

Дисциплина Анатомия и физиология человека

Группа 101, 102, 103,106 Дата                        Время                        

Тема занятия Анатомия и физиология как наука. Понятие об органах и системах органов. Учение о тканях. 

Вид занятия (тип урока) комбинированный

Цели занятия:

учебная: формировать у обучающихся новые анатомо-физиологические понятия: ткани, типы тканей; развивать понятия о химическом составе клетки, тканях, рефлексе, рефлекторной дуге; формировать у обучающихся умение распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником.

воспитательная: создавать доброжелательную рабочую  атмосферу сотрудничества. добиваться добросовестного активного отношения к труду ,выполнению заданий, соблюдению дисциплины.

развивающая: обсуждая проблемные вопросы, применяя сравнение, анализ, синтез,  при самостоятельной работе с учебником и заполнении таблиц, развивать у обучающихся логическое мышление и интеллектуальные творческие способности.

Межпредметные связи

ОП.01. Здоровый человек и его окружение; ОП.02. Психология; ОП 07 Основы латинского языка с медицинской терминологией; ОП.08. Основы патологии.

После изучения темы студент должен 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем человека при оказании медицинской помощи.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  знать:

- строение  человеческого тела  и  функциональные  системы  человека,  их регуляцию и саморегуляцию при  взаимодействии с внешней средой.

1.4. Освоение программы учебной дисциплины будет способствовать формированию общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК  1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.  

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

СТРУКТУРА

Введение в изучение анатомии и физиологии человека.

Содержание учебного материала, теоретическое занятие:

  1. Предмет, его задачи. Органный и системный уровни строения организма. Аппараты органов. Части, поверхности тела. Условные плоскости и оси.
  2. Краткий исторический очерк развития анатомии и физиологии.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Подготовка мультимедийной презентации по теме: «Оси, плоскости, условные линии».
  2. Подготовка мультимедийной презентации по теме: «Ученые анатомы».
  3. Работа с учебно–методической литературой, электронными образовательными ресурсами.
  4. Работа с Интернет-ресурсами.
  5. Составление словаря медицинских терминов.

Рубежный тестовый контроль по модулю №1

Обеспечение занятия

      Учебно-методический комплекс:

1.    Инструкции для самостоятельных работ.

2.    Презентации лекций.

   Учебно-наглядные   пособия:

  1. Таблицы:
  2. Муляжи и планшеты Наборы костей туловища, конечностей и черепа.
  3. Влажные трупные препараты суставов, мышц, внутренних органов,            

кровеносной, нервной, эндокринной  и  сенсорной  систем.

  1. Рентгеновские  снимки  костной  системы,  внутренних  органов  и

кровеносной  системы.

  1. Методические   указания    для обучающихся    и   преподавателям   к

практическим  занятиям.

Информационное обеспечение обучения

         Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,      дополнительной литературы

Основные  источники:

1. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия  человека: -  М.; Мир, 2009, 478с.

2. Федюкович  Н.И.  Анатомия и физиология:- Минск: Полифакт,2009, 415с.

3. Георгиева С.А. Физиология: Учебник.- М.: Медицина, 2006, 478с.

4. Семенов Э.В. Физиология человека:- М.: Медицина, 2006, 387с.

5. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека.- М.: ЭКСПО, 2009, 536с.

6. Воробьев Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2006, 424 с.

 Интернет-источники:

 http : //www.sovrosdir.ru/progr.htu/

    Дополнительные  источники:

1.Барышников С.Д.     Лекции  по  анатомии и физиологии  с  основами

        патологии.- М.: ГОУ ВУМЦ, 2006, 289с.

2. Будылина С.М.       Руководство к практическим занятиям по нормальной  физиологии.-  М.: Академия, 2006, 276с.

3. Горелова Л.В.          Анатомия в схемах и таблицах.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 263с.

4. Келинга Н.Ю.  Физиология в схемах.- Ростов-на-Дону:Феникс,2006,294с.

5. Курепина М.М.  Анатомия человека: Учебник.- М.: Влдадос,2006, 436с.

6. Логинов А.В.   Физиология с основами анатомии.- М.: Мир,2006, 462с.

7. Сапин М.Р., Швецова Э.В.    Анатомия человека.- М.: Мир, 2006, 476с.

8. Швырев А.А.      Анатомия и физиология с основами общей патологии. Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 438с.

д занятия

№ п/п

Этапы занятий

Формы и методы контроля и обучения

Время

1

2

3

4

1

2

3

4



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Социальный волонтерский проект по пропаганде здорового образа жизни

«Мы выбираем здоровый образ жизни!»

Автор: преподаватель

Кабардаева Айщат Асламбековна  

2019 г.

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

Аннотация

Данная методическая разработка по теме: «Здоровый образ жизни в системе семейных ценностей» представлена для обучающихся медицинских колледжей. Методическая разработка может быть использована на факультативных курсах, конференциях и как материал для внеаудиторных  мероприятий.

Здоровый образ жизни в системе семейных ценностей

Актуальность: в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что уровень здоровья на 50% зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.  Формирование здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современной науки и практики.

Цель исследования: выяснение значимости здорового образа жизни  в системе семейных ценностей.

         Задачи:

1. Выяснение представлений у молодых людей о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, какое место занимает здоровье в системе ценностей.

2. Выявление уровня мотивации в формировании здорового образа жизни.

Предмет: уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Объект:  система семейных  ценностей молодежи.  

Гипотеза: Постепенно здоровье начинает занимать первые позиции в системе семейных ценностей. Молодое поколение имеет представление о модели поведения, которая соответствует  здоровому образу жизни, принимает ее и действует в контексте этих представлений.

Практическая значимость:

Результаты исследования могут быть положены в основу организации работы с молодежью, форм и направлений работы с ней, а также быть использованы для дальнейшего изучения этого вопроса.  

Семья - ячейка, мини-модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми - семья всегда оставалась.

Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов, то есть от семьи зависит будущее общества, в котором мы живем.

Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака.

 В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Перемены, произошедшие в России в последнее время, безусловно, отразились на мировоззрении современных людей. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции, привнесенные из родительских семей в молодую семью. Сегодня важные для молодежи ценности самореализации перерастают в формирование и сохранение материального благополучия своей семьи.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценностный мир человека необъятен. Однако существуют стержневые ценности такие, как трудолюбие, образованность, доброта, честность порядочность, терпимость, человечность.

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

Здоровье не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий

Опираясь на данные, полученные в ходе социологического исследования молодых семей, был представлен анализ особенностей семейных ценностей молодых семей. Рассматривались такие параметры отношения респондентов к семейным ценностям, как ценностям, которые можно условно разделить: на материальные и духовные (здоровье, ценность семьи, детей, духовности). По данным социологического опроса, здоровье занимает 3-ю позицию в числе жизненных ценностей после семьи, карьеры.

Российское общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложные перемены в экономических, социально-политических и духовных основаниях своего бытия. Эти противоречивые изменения проявляются и в здоровье людей. Население России и продолжительность его жизни уменьшаются, смертность растет, заболеваемость увеличивается, возможности для лечения и укрепления здоровья для большинства россиян снижаются. Формируется негативная тенденция перемещения государства по характеристикам здоровья в разряд деградирующих социальных систем.

В связи с этим возникает проблема поиска эффективных путей повышения ценности здоровья населения, и в первую очередь молодежи. В социологической науке ценность это «свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального объекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально - историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности».

К такой ценности в полной мере относится здоровье человека, отношение к собственному здоровью как фактору достижения успеха в современном обществе, а также здоровый образ жизни как способ сохранения и укрепления здоровья индивида.

Выводы:

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни российского общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современной молодежи и большую роль в этом процессе играет семья. Необходимо усилить пропаганду образцов здорового образа жизни среди молодых семей. Большинство респондентов имеют представление о ЗОЖ и стараются вести здоровый образ жизни. В условиях социально-экономического реформирования в молодой семье, поставленной в трудное материальное положение, начинают превалировать ценности материального плана, а не духовного.

Ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своей жизненной цели даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.

На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев В.Г., Офрихтер Е.Г. и др. Курс лекций по общей валеологии. Пермь,2000
  2. Букин В.П. Здоровье в системе жизненных ценностей молодежи: региональный аспект. Журнал Гуманитарные науки. Социология, № 4, 2008



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Использование кейс-метода в подготовке специалистов медицинского профиля

Составил:

преподаватель

высшей квалификационной категории

Кабардаева Айщат Асламбековна

2019 г.

Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.

Метод «кейс-стади», или метод реальных ситуаций, рассматривается как перспективный метод обучения в медицинских учебных заведениях. На примере конкретных кейсов рассматриваются два сценария обучения: индивидуальный и групповой. В зависимости от поставленных задач кейсы могут применяться как элемент промежуточной аттестации и как неигровой имитационный активный метод обучения.

Цель обучения с помощью кейс-методов заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т.е. выявляет проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль. Для этого ему нужны задания, владение определенной методологией и опыт.

   В медицинском образовании метод «кейс-стади» издавна применяется под названием «ситуационная клиническая задача». Обучающийся изучает реальную или учебную историю болезни, проводит анализ документации и выносит экспертную оценку. Кейсы, обычно подготовлены в письменной форме и составлены исходя из опыта реальных людей, работающих в данной сфере. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются обучающимися. Эти кейсы составляют основы беседы обучающихся под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания.

Кейс включает:

1. Подробное описание конкретной ситуации.

2. Вспомогательную информацию, необходимую для анализа кейса.

3. Задание к кейсу.

Виды кейсов в зависимости от специфических целей обучения: обучающие анализу, обучающие принятию решений, иллюстрирующие проблемы в целом.

Технология работы по данной методике включает следующие этапы:

1. Подготовка конкретных ситуаций преподавателем или самостоятельная (индивидуальная или групповая) работа обучающихся по поиску информации из реальной практики.

2. Презентация (устная или письменная) конкретной ситуации в группе, формулирование проблемы и возможных альтернатив ее решения.

3. Организация обсуждения.

Участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми материалами.

4. Выводы

    Преподаватель может играть активную или пассивную роль,     ограничиваясь подведением итогов. Но обучающиеся всегда в активной позиции, благодаря вовлеченности в анализ и обсуждение конкретной жизненной ситуации (реальной или смоделированной). В этой методике большое значение имеет групповая работа. Обсуждение можно начать в малых группах, а потом объединить всех в общегрупповую дискуссию.

Пример использования кейс метода на занятиях по профессиональному модулю ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Раздел 2. Проведение сестринского ухода в педиатрии. Тема занятия: Сестринский уход при пневмониях.

Кейс состоит из трех заданий. Рассматривается и анализируется история болезни на трех этапах:1) догоспитальный этап 2) этап нахождения ребенка в стационаре 3) этап реабилитации.

 Пример задания 1 этапа.

Ребенок Петр 8 месяцев, поступил в стационар на четвертый день заболевания с диагнозом: ОРВИ. Пневмония? Жалобы при поступлении на температуру 38,5 градусов, вялость, снижение интереса к игрушкам и окружающим, снижение аппетита, снижение массы тела, затрудненное дыхание, одышку, влажный непродуктивный  кашель.

Из анамнеза болезни: ребенок заболел 4 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры до 38 градусов, появилась вялость,  насморк, сухой кашель, ухудшилось общее состояние. В течение дня лечились самостоятельно, принимал жаропонижающие средства - нурофен, капли в нос, отхаркивающую микстуру. После приема жаропонижающих средств температура снижалась до 37.5 градусов, состояние ребенка улучшалось незначительно. За медицинской помощью не обращались.

 Вечером состояние ребенка ухудшилось, повысилась температура до 39,5 гр., на этом фоне появились судороги. Была вызвана скорая помощь. После проведенного лечения судороги купировались, температура снизилась до 37,8 гр. От госпитализации мама отказалась.

На следующий день ребенок осмотрен участковым педиатром, назначено лечение - амоксиклав, нурофен в сиропе, капли в нос, обильное питье. Мама проводила только симптоматическое лечение, антибиотики не принимались из-за боязни осложнений.

Пришедшая на следующий день на актив медицинская сестра провела осмотр ребенка и получила следующие данные: кожные покровы бледные, небольшой цианоз носогубного треугольник, отмечается втяжение эпигастрия, ребенок вялый, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, температура 38,5 гр., ЧДД - 60 в мин., ЧСС - 140 мин. Было рекомендовано продолжить назначенное лечение.

 На фоне проводимого лечения состояние улучшилось незначительно и на 4 день болезни вновь повысилась температура до 39 гр., ухудшилось общее состояние – усилилась вялость, ребенок отказался от приема пищи, появилась одышка, затрудненное дыхание. Температура после приема жаропонижающего средства снижалась незначительно и вновь повышалась. Был вызван участковый педиатр и после осмотра  ребенок был направлен на стационарное лечение.

Из анамнеза жизни: Ребенок родился от II беременности II срочных родов  в сроке 37 недель гестации с весом 2800гр, ростом 50см, оценкой по шкале Апгар 5/6баллов. До 1 месяца находился на лечении в ОПН. На грудном вскармливании до 2 месяцев, затем получал адаптированные смеси. Отмечались срыгивания до 4 месяцев. Физическое и нервно-психическое развитие по возрасту.

Беременность протекала с гестозом во II половине, мама лежала на сохранении.

Состоит на диспансерном учете у невролога с диагнозом: Ишемическая гипоксия ЦНС I степени.

Перенес ОРВИ с явлениями стеноза гортани в 6 месяцев

Вопросы и задания:

Проанализируйте причины развития пневмонии у ребенка и поздней госпитализации его в стационар. Для этого:

  1. Сформулируйте причины развития пневмонии у ребенка.
  2. Назовите причины развития судорог у ребенка.

Проведите анализ действий сотрудников скорой помощи.

  1. Проведите анализ действий медицинской сестры при проведении патронажа.
  2. Определите тактику медицинской сестры при проведении патронажей к больным детям с патологией дыхательных путей.

                   

Методические указания преподавателю

                             (Примерные ответы на вопросы

1. Причины развития пневмонии:

- развилась как осложнение ОРВИ, в результате активизации микробной флоры у ребенка со сниженным иммунитетом (недоношенный, раннее искусственное вскармливание, повреждения ЦНС гипоксического генеза), при отсутствии адекватного лечения (антибиотики не принимались, а состояние ребенка требовало этого);

   - позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации (обратились на 2 день заболевания, несмотря на высокую t° у ребенка. Дети до 1 года при наличии высокой t° должны быть осмотрены врачом в первый день заболевания);

- ребенок имеет сниженный иммунитет, т.к ребенок из группы риска (повреждения ЦНС гипоксического генеза, находится на искусственном вскармливании с 2 месяцев, недоношенный), следовательно требовал пристального наблюдения медицинских работников.

- Неправильная тактика медицинских работников при оказании медицинской помощи (необходимо было убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка).

2.Причины развития судорог: - судороги фебрильные, развившиеся у ребенка на фоне повреждения ЦНС. Медицинские работки скорой помощи должны были убедить родителей в необходимости госпитализации, т.к на фоне t°судороги могли повториться вновь (ребенок находится в группе риска по развитию фебрильных судорог). Объяснить родителям о недопустимости повышения t°выше 38°, т.к. возможно повторение судорог. При отказе от госпитализации, медицинские работники скорой помощи обязаны провести активное посещение ребенка через 2 часа, чего не было сделано.

3.Медицинская сестра не смогла правильно оценить состояние ребенка, несмотря на то, что функциональные показатели находились в стадии декомпенсации ЧДД- 60 в минуту при норме 35-40 в минуту, ЧСС- 140 в минуту, при норме 110 в минуту, наличие выраженных симптомов интоксикации, t°- 38,5° наличие цианоза. Данные симптомы указывали на то, что у ребенка развилось осложнение ОРВИ, предположительно пневмония.

Медицинская сестра не проконтролировала лечение назначенное врачом.

4.Тактика медицинской сестры при проведении патронажа к больному ребенку с патологией дыхательных путей:

- Оценить состояние ребенка по основным параметрам- чдд, чсс, цвет кожных покровов, наличие цианоза, динамику катаральных явлений, аппетит ребенка, эмоциональный статус;

- оценить степень тяжести пациента;

- динамику улучшения состояния;

 - проконтролировала лечение, назначенное врачом, оценить эффективность лечения.

Выводы: Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий), что важно при подготовке обучающихся медиков.

Литература

1.Виневская А.В Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Под редакцией И.А. Стеценко - Ростов на –Дону «Феникс» 2014год стр.73-81.

2. Федорова Ю.В. Возможности применения метода «кейс-стади» при подготовке бакалавров по направлению «менеджмент» -[Электронный ресурс]-Режим доступа: www.movn.ru.(Дата обращения 25.11.2013)



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Методическая разработка

на тему: «Острые респираторно-вирусные инфекции, особенности течения у детей. Методы профилактики острой респираторной вирусной инфекции»

Преподаватель: Кабардаева

Айщат Асламбековна

2020 г.

Аннотация

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) относятся к распространенным болезням, которые на протяжении многих лет по числу случаев превосходят все другие инфекционные заболевания (ежегодно в РФ регистрируется более 30 млн. случаев. В структуре инфекционной патологии мегаполисов ОРЗ занимают до 90%).  

ОРЗ – это наиболее частая патология амбулаторной службы (более 80% вызовов педиатров на дом обусловлены ОРЗ). На долю детского населения приходится более половины всех случаев ОРЗ. При этом среди детей чаще регистрируются летальные исходы (так, среди умерших от гриппа и острых респираторных вирусных инфекций - 67% составляют дети).  Одной из групп риска, инициирующей начало подъема ОРЗ, являются организованные коллективы, в которых заболеваемость возрастает в 1,5-2 раза, что требует проведения профилактических мероприятий.

Методическая разработка содержит положение о проведении предметной недели, дидактический материал (вопросы к блиц-турниру по теме: «Профилактики острых респираторных вирусных инфекций у детей»).

Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок и условия проведения предметной недели.

 1. Цели

  1. Углубить знания по данной патологии и сориентировать обучающихся в потоке информации.

2.2. Обучить методам профилактики ОРВИ перед сезонным повышением заболеваемости.

2.3. Обучить методам профилактики ОРВИ в детских коллективах.

2. Задачи

2.1. Повышение качества подготовки специалистов по специальности 060501 «Сестринское дело».

3.2. Привлечение обучающихся к предметной неделе.

3.3. Привлечение обучающихся к самостоятельной работе с учебной и научной литературой, медицинскими изданиями.

3.4. Формировать у обучающихся чувство профессионального долга, уважения и милосердия.

3.5. Формирование следующих компетенций:

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использовании.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результаты выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

3. Условия и время проведения

 4.1. Студенческая предметная неделя проводится с 25.10.2020 по 27.10.2020 года.

4.2. В конференции принимают участие обучающиеся 2 курса очного отделения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

4. Тематика конференции включает следующие направления:

4.1 Заслушивание докладов на следующие темы:

  1. Понятие ОРВИ, этиология, эпидемиология, механизм развития ОРВИ. Актуальность темы в педиатрической практике.
  2. Грипп, особенности течения у детей. Методы специфической профилактики гриппа.
  3. Свиной грипп, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение. противоэпидемические мероприятия.  
  4. Птичий грипп, особенности течения, методы диагностики, лечение, противоэпидемические мероприятия.
  5. Аденовирусная инфекция - этиология, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение.
  6. Риновирусная инфекция, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение.
  7. Часто болеющие дети, причины заболеваемости. Социальные аспекты. Реабилитация детей.
  8. Профилактика заболеваний органов дыхания, основные направления. Профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях.
  9. Профилактика заболеваний органов дыхания в школе.

10. Нетрадиционные методы профилактики ОРВИ. Обучение участников конференции методам профилактического массажа.

11. Дыхательная гимнастика, ее значение в профилактике и лечении ОРВИ.

12. Обучение участников конференции методам дыхательной гимнастики при рините и кашле.

Регламент выступления 10 минут.

5.1.1Оценка докладов и подведение итогов:

5.1.2. Оценка докладов производится членами жюри из числа обучающихся.

5.1.3.  По результатам работы жюри выдвигают три лучших доклада.

5.1.4. Критерии оценки докладов:

- соответствие теме;

- свободное изложение материала (рассказывает, а не читает с листа);

- логичность построения доклада;

- использование таблиц, слайдов, наглядность презентации;

- содержание оригинальных данных;

- доступность информации.

4.2 Просмотр видеофильмов.

4.2.1. Видеофильм по теме: «Эпидемиология гриппа, ОРВИ».

4.2.2. Видеофильм по теме: «Грипп».

4.2.3. Видеофильм по теме: «Профилактика ОРВИ».

4.3.  Проведение блиц - турнира на тему: «Профилактики ОРВИ у детей» (см. приложение 1).

4.3.1. Участвуют три команды, по одному представителю от каждой.

4.4. Проведение конкурса видеороликов на тему: «Профилактики ОРВИ у детей» (см. приложение 2).

4.4.1. В конкурсе участвуют три группы.

4.5. Проведение конкурса буклетов. Тема: «Профилактики ОРВИ у детей» (см. приложение 3).

4.5.1В конкурсе участвуют три группы, представляют два и более буклетов.

5.Награждение

Награждаются следующие участники предметной недели:

- за лучшие три доклада;

- победитель блиц – турнира;

- команда - победитель конкурса видеороликов;

- команда - победитель конкурса буклетов.


Программа

студенческой предметной недели

на тему: «Острые респираторно-вирусные инфекции, особенности течения у детей.

 Методы профилактики острой респираторной вирусной инфекции»

1 день. Круглый стол.

 Представляемые доклады и учебные фильмы: 

  1. Понятие ОРВИ, этиология, эпидемиология, механизм развития ОРВИ. Актуальность темы в педиатрической практике.
  2. Грипп, особенности течения у детей. Методы специфической профилактики гриппа.
  3. Видеофильм по теме: «Эпидемиология гриппа, ОРВИ».
  4. Свиной грипп. Этиология, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение. противоэпидемические мероприятия.
  5. Птичий грипп, особенности течения, методы диагностики, лечение, противоэпидемические мероприятия.
  6. Видеофильм по теме: «Грипп».  
  7. Аденовирусная инфекция, этиология, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение.  
  8. Риновирусная инфекция, эпидемиология, особенности течения, методы диагностики, лечение.    

2 день. Круглый стол.

Представляемые доклады:

  1.  Часто болеющие дети, причины заболеваемости. Социальные аспекты. Реабилитация детей.
  2. Профилактика заболеваний органов дыхания, основные направления. Профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях.
  3.  Профилактика заболеваний органов дыхания в школе. Видеофильм по теме: «Профилактика ОРВИ».  
  4. Нетрадиционные методы профилактики ОРВИ. Обучение участников конференции методам профилактического массажа.

 5. Дыхательная гимнастика, ее значение в профилактике и лечении ОРВИ.

 6. Обучение участников методам дыхательной гимнастики при рините и кашле.

3 день.  1. Блиц - турнир на тему: «Профилактики ОРВИ у детей» (см. приложение 1).

2. Конкурс видеороликов Тема: «Профилактика ОРВИ у детей» (см. приложение 2).

3. Конкурс буклетов. Тема: «Профилактика ОРВИ у детей» (см. приложение 3).

Список использованной литературы:

1. Ежов Н.В. Педиатрия. Практикум. – М. Оникс, 2010. – 400 с.

2. Молочный В.П. Педиатрия. Неотложные состояния у детей – Ростов/н –Дону: Феникс, 2008. – 414 с.

3. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. Практику. – Ростов/н –Дону: Феникс, 2007. – 373 с.

4. Севостьянова Н.Т. Сестринское дело в педиатрии ч.1, ч.2. – М.: АНМИ, 2002.- 383 с.

5. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии - Ростов/н –Дону: Феникс, 2006.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

                                   

Блиц-турнир

Тема: Профилактики ОРВИ

  1. Обозначьте термин - профилактика заболеваний.
  2. Назовите два вида профилактики ОРВИ.
  3. Является ли соблюдение режима дня, методом неспецифической профилактики ОРВИ.
  4. Назовите местные виды закаливания, применяемые у детей для профилактики ОРВИ.
  5. Назовите какой эффект мы получаем при проведении контрастных процедур при закаливании ребенка.
  6. Достаточный сон, физическая активность, управление стрессом являются правилами профилактики гриппа. Обоснуйте.
  7. Всем детям показаны общие виды закаливания для профилактики ОРВИ?
  8. Применение иммуностимулирующих средств является главным в профилактике ОРВИ, почему?
  9. Назовите витамины, рекомендуемые для профилактики гриппа?
  10. Прогулки на свежем воздухе используются в качестве мероприятий профилактики ОРВИ, почему?
  11. Необходимо ли проводить санация хронических очагов инфекции у ЧБД для профилактики ОРВИ.
  12. Массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов, показан для профилактики ОРВИ.
  13. Необходимо ли ставить на «Д» учет часто болеющих детей и почему?
  14. Стоит ли часто болеющим детям посещать дошкольные учреждения   и почему?
  15. Часто болеющие дети должны вывозиться в летнее время за город для укрепления иммунитета.
  16. Массаж стоп и лечебных точек способствует профилактике заболеваний у часто болеющих детей, почему?
  17. Назовите методы специфической профилактики гриппа.
  18. Назовите месяцы года когда наиболее часто отмечаются вспышки эпидемии гриппа.
  19. Вакцинацию против гриппа желательно проводить за 2 месяца до эпидемии гриппа.
  20. Назовите современные противовирусные препараты.
  21. Необходимо ли применять противовирусные средства во время эпидемии гриппа постоянно?
  22.  Назначение анаферона показано для профилактики гриппа, почему?
  23. Можно ли использовать промывание носа в качестве процедуры для профилактики ОРВИ, почему?
  24. Назовите средства для промывания носа.
  25. Следует ли тщательно мыть руки для профилактики ОРВИ.
  26. Назовите мероприятия, направленные на снижение кол-ва вирусов в помещении.
  27. Что необходимо предпринять, если вы сегодня находились в тесном контакте с больным гриппом?
  28. Куда бы вы не пошли во время эпидемии гриппа.
  29. Назовите препараты активные в отношении надвигающегося свиного гриппа.
  30. Изоляция больного является мерой профилактики ОРВИ. Какой вывод из этого должен сделать каждый обучающийся?

                                    Эталон ответов

  1. Профилактика - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, предотвращения факторов риска, устранения причин заболевания.
  2. Специфическая и неспецифическая.
  3. Да.
  4. Обливание ног, контрастное обливание ног,
  5. Закаливание тренирует реакцию сосудов, при этом температура в полости носа падает всего на 0,3о-0,5о , тогда как у нетренированных она падает на 2о.
  6. Да. Данные факторы приводят к снижению иммунитета, следовательно, возникает риск заболеваний, в т.ч. ОРВИ.
  7. Нет. Определенной группе детей показаны только местные виды закаливания.
  8. Нет. В настоящее время очень осторожно подходят к назначению этих средств. Необоснованное внедрение в иммунную систему приводит к изменению иммунитета и его снижению.
  9. Витамин D. B-каротин.
  10. Прогулки на свежем воздухе являются лучшим способом повышения иммунитета.
  11. Да. Хронические очаги инфекции при снижении иммунитета приводят к заболеваниям.
  12. Да.
  13.  Данные дети имеют вторичное иммунодефицитное состояние, оздоровительные мероприятия нужны им для повышения иммунитета.
  14. Нет. Дети имеют иммунодефицитное состояние и будут часто болеть.
  15. Да.
  16. Да.
  17. Вакцинация, прием противовирусных средств.
  18. Декабрь-февраль.
  19.  Да.
  20.  Осельтамивир, занамивир.
  21. Нет, только во время заболевания или после тесного контакта с больным.
  22. После его назначения дети болеют в 2-3 раза реже, нет осложнений.
  23. Да. Промывание носа смывает вирусы со слизистой, увлажняет её, тем самым препятствует проникновению вирусов в организм.
  24.  Долфин, аквамарис, квинекс, изотонический раствор.
  25. Да. Мытье рук помогает в защите от микробов.
  26. Проветривание, кварцевание, влажная уборка, увлажнение помещения.
  27. Промыть нос, прополаскать горло, начать прием противовирусных препаратов.
  28. В общественные места, в места скопления людей.
  29. Осельтамивир, занамивир.
  30. При появлении признаков болезни необходимо остаться дома, не ходить на занятия, не выполнять социальных поручений.

                                                                                         Приложение 2

Проведение конкурса видеороликов

Тема: «Профилактики ОРВИ у детей»

Группа представляет один видеоролик по данной теме, продолжительностью 5 минут.

Жюри, из числа обучающихся, оценивает ролики и выбирает лучший.

Критерии оценки:

  • соответствие теме;
  • информативность и значимость содержания видеоролика;
  • оригинальность представленного материала;
  • соблюдение авторских прав на использование материала.

                                                                                       

                                                                                                 

                                                                                         Приложение 3

Проведение конкурса буклетов

Тема: «Профилактики ОРВИ у детей»

Группа представляет два буклета по предлагаемой теме.

Жюри, из числа обучающихся, оценивает буклеты и выбирает лучший.

Критерии оценки:

-грамотность;

-законченность;

-может использоваться на занятии;

-точность информации оформления работы;

-эстетика;

-дизайн (текст, цвет, фон).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...