Роль эмоционального интеллекта в структуре личности современного педагога
статья

Челнакова Людмила Александровна

В современной психолого-педагогической науке все больше внимания уделяется личности современного педагога. Кроме необходимости наличия профессиональный знаний и умений, которыми должен обладать педагог исследователи стали уделять пристальное внимание его внутренним личностным качествам. Особо актуальным в данном аспекте видится проблема наличия у него интеллектуальных и эмоциональных составляющих в их единстве и взаимосвязи. В связи с этим насущным встает вопрос о сущности и структуре эмоционального интеллекта педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelnakova_l.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Челнакова Л.А.

Роль эмоционального интеллекта в структуре личности современного педагога

        В современной психолого-педагогической науке все больше внимания уделяется личности современного педагога. Кроме необходимости наличия профессиональный знаний и умений, которыми должен обладать педагог исследователи стали уделять пристальное внимание его внутренним личностным качествам. Особо актуальным в данном аспекте видится проблема наличия у него интеллектуальных и эмоциональных составляющих в их единстве и взаимосвязи. В связи с этим насущным встает вопрос о сущности и структуре эмоционального интеллекта педагога.

Аналитическое изучение представленной проблемы включает в себя всю логику научного исследования и представляет собой четкое и последовательное изложение имеющихся в науке данных, начиная с исторических предпосылок возникновения данного вопроса, его развития в русле конкретной науки и  современное состояние.

В отечественной психолого-педагогической науке фундаментальные положения данной проблемы были реализованы в принципе Л.С. Выготского о связи интеллекта и аффекта. Ученый показал, что мысль рождается из мотивационной сферы нашего сознания, которая охватывает, в том числе наши аффекты и эмоции [2].

        Исследования А.Н. Леонтьева показали, что мышление рассматривается как деятельность, которая имеет аффективную регуляцию. Важным здесь является то, что ученый указывает на неразрывную связь познавательного процесса, который является источником для возникновения эмоций [1].

        С точки зрения интеллектуального аспекта следует обратить внимание на такие характеристики, необходимые современному педагогу как:

- любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в  существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

- глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

- гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

- логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

- доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

- критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

- широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

        В эмоциональном аспекте следует выделить:

- способность педагога адекватно идентифицировать и выражать свои эмоции;

- способность регуляции собственных эмоций и эмоций окружающих людей, в том числе детей;

- гибкое планирование, творческое мышление, адекватная мотивация;

- способность управления собственными эмоциями и эмоциями окружающих.

        Данные положения определяют один из основных критериев работы эмоционального интеллекта современного педагога. Их можно представить в определенной модели

Данная связь может приводить к преобразованию самих эмоций и как следствие эмоционального интеллекта педагога и понимается уже в русле способности к переработке информации, содержащейся в эмоциях.

Рисунок 1.

Иерархия компонентов эмоционального интеллекта

На первом этапе происходит восприятие эмоций, их осознавание, дифференциация подлинных эмоций и имитационных. На втором этапе эмоции включаются в процесс мышления и деятельности педагога, и с помощью этого он осуществляет эмоциональный анализ конкретной проблемы или ситуации. На третьей стадии субъект воспринимает комплексы эмоций и связи между ними, причины их появления и вербализует их. Четвертая стадия обусловлена способностью к управлению своими эмоциями. Она помогает педагогу решать проблемные задачи, что ведет к его личностному росту и личностному росту детей.

В результате обладание данными характеристиками позволит современному педагогу находить наилучшие способы и методы работы с детьми, развивать их и свои собственные личностные характеристики, что приведет к достижению педагогом необходимых профессиональных целей и задач.

Список литературы

  1. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики [Текст] / А.Н. Лелнтьев. – М.: Высшая школа, 1972. 274 с.
  2. Тихомиров, О.К. Психологическое исследование интеллектуальной деятельности [Текст] / О.К. Тихомиров // Изд-во Моск. ун-та, 1979. 236с.