Активные формы познавательной деятельности учащихся на уроках математики
учебно-методический материал

из опыта работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

(из опыта работы)

  Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают его внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленная, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеет жизненное значение интересны для личности.

    Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

   Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных интересов и их творческой активности. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным.

  Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. 

    Процесс формирования познавательного интереса происходит в деятельности, структура которой (её задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

    Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.

    Традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа и является достаточно эффективным в процессе решения типовых задач. Однако в условиях организации деятельности учащихся, направленной на поиск нового способа решения, возникающие перед ними задачи поискового, творческого типа, учителю необходимо использовать новые формы работы. В этом случае одна лишь активность воспроизводящего типа и такой арсенал методических средств, как показ объяснение и контроль, будут не эффективными. Опора на творческую активность учащихся, постановка учебной или практической поисковой задачи, ее совместное с учащимися решение и организация объективной оценки найденного способа действия – таковы основные составляющие педагогических средств в формировании творческой активности.

   Практика показывает, что эффективное использование методов активного обучения возможна в следующих случаях:

   а) в качестве введения в урок постановки проблемы, которую предстоит разрешить (проблемная ситуация или задача)

    б) в заключение урока практическое обоснование актуальности рассматриваемого вопроса и закрепление знаний, умений и навыков.

   Проанализировав результаты совместной образовательной деятельности учеников и учителя, наиболее приемлемыми можно считать следующие методы обучения:

  1. Анализ конкретных ситуаций – позволяет в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, увидеть за отдельными фактами наличие какого – либо явления или закона. При этом ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Условиями успешности применения данного метода являются:

- проблематизация учебного материала;

 - активность ребенка;

 - связь обучения с жизнью;

2. Решение практических задач – это работа творческая и поисковая. Она требует знаний содержания, определенных тем, владения методов расчетов;

3. Деловые игры-как метод обучения, передача опыта старших поколений младшим люди использовали с древних времён. Сегодня деловые игры необходимы для тренировки, развитие творческого мышления, формирования практических навыков и умений, так как они позволяют стимулировать внимание и повышает интерес к занятиям, активизировать и обострять. С применением перечисленных методов разработана серия уроков, способствующих усилению совместной образовательной деятельности учеников и учителя. Например, урок-игра "Математическое ралли ".

Тема урока: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Введение в урок: "Сегодня у нас 4 экипажа машин, которым предстоит совершать пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает правила сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Победит тот экипаж, который наберёт большее количество очков, пройдя по всей трассе движения. Трассу гонок экипаж выбирает самостоятельно ".

Учащиеся готовят тетради и ручки для вычислений. Каждый этап оценивается фишкой: коричневая-один балл, жёлтый-два балла, зелёный-три балла, синий-четыре балла, красный-пять баллов.

Девиз гонки: "Торопись-медленно!". Команда "На старт! "

Первый этап. Проверим местность 

Необходимо решить примеры и найти среди ответов свои

Второй этап. Составим карту гонки.

На этом этапе необходимо собрать разрезанную открытку с ответами к примерам, выведенным на экран. На слайде четыре примера и каждому экипажу дана разрезанная карта с ответами.

Третий этап. Гонка по пересечённой местности

Всем экипажам выдаются одинаковые задания. Выдаются на экране. Члены экипажа выходят по очереди, решая примеры, записывают ответ в пустую клеточку. Ответ одного примера является началом другого. Необходимо правильно и как можно быстрее выполнить задание.

Четвёртый этап. Внезапная остановка-авария.

На данном этапе необходимо установить неисправность нашего автомобиля.

Задание на карточках для каждого экипажа приведены решения четырёх примеров. Но в них допущены ошибки. Необходимо найти эти ошибки и объяснить, почему были допущены.

Пятый этап. Привал.

Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветов. Но цветы на ней необыкновенные точка каждый лепесток цветка — это задание на сложение вычитание дробей с разными знаменателями. На каждый стол выдаётся «цветок» с заданиями. Задания одинаковые, вот только первоначальная дробь разная. Ответы демонстрируются после выполнения задания на экране.

Шестой этап. Финиш

Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу нужно решить пример. Задание демонстрируется на экране.

Седьмой этап. Подведение итогов.

Определение победителя по наибольшему количеству баллов в соответствии с полученными фишками. Выставляются оценки.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Его получают те, кто не получил оценку " 5" 

Начальная школа-фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и это особая ответственность учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир, переполненный информации. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Высказывания академика А. П. Семёнова научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы должно стать определяющим в работе каждого учителя. Возникает необходимость применения в практике информационно-коммуникативных

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка. Следовательно, использование информационно-коммуникативных технологий также преследует следующие цели:

осуществить переход от объяснительного иллюстративного способа обучения к деятельностному;

способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

повышение положительной мотивации обучения;

 использование как средство самообразования;

повышения уровня знаний;

 осуществление проектной деятельности младших школьников;

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.

Однако, работа с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: "Не навреди!" Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствует психическому развитию ребёнка. Следовательно, ИКТ должны выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомни, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должна носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, необходимо тщательно продумать цель место и способ использования ИКТ

Образовательная ситуация в применении методов активного обучения рассматривается как способ введения учения в длительный процесс, в результате которого учащихся развиваются следующие компетентности:

  1. коммуникативные:

-способности быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей проблемы

-умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения,

-умение преодолевать разногласия,

-желание быть нужным и полезным

2) мотивационные:

-способность формулировать цели, выдвигать предложения,

-готовность идти на риск принимать нестандартные решения,

-умение избегать ошибок и просчетов,

-способность предвидеть последствия принимаемых решений, шагов, действие,

3)аналитические:

-умение находить причины источники критических ситуаций,

-анализировать и оценивать свои действия,

-умение соединять отдельные знания в общую систему.

Таким образом, благодаря использованию на уроках математики методов активного обучения, учащихся формируется социальная и трудовая активность. В результате ученик, во-первых, осознаёт необходимость в личной потребности быть активным членом общества и социальной группы, во-вторых, овладевает определенными способами, методами проявления социальной и трудовой активности, в-третьих, получает возможность реализовать себя и, наконец, сможет чувствовать себя увереннее в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

—Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....

Статья по теме: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Статья посвящена теме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики....