Принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС.
консультация

Прокопчук Ирина Ивановна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prinyatie_individualnyh_osobennostey_kazhdogo_rebyonka.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

 1 слайд.     Принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС.

 2 слайд     Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с тьютором и воспитателями. Поэтому роль тьютора и воспитателей в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

3 слайд

Ребенку с РАС тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.

4 слайд

Роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребёнка очень важна. Коль в нашей группе оказался аутичный ребёнок, мы должны принимать его таким, какой он есть, учитывая его особенности, мы должны помочь ему социализироваться в обществе. Аутичный ребёнок живёт в своём мире, он очень замкнут. И, чтобы до него достучаться, для того, чтобы он открыл нам дверь к себе – тут приходиться искать путь самим. Потому что остаются организационные моменты – утренняя гимнастика, занятия, прием пищи, прогулка, которые принято делать всем вместе. А, как известно, в данной ситуации нельзя оказывать никакого давления, иначе дверь во внутренний мир ребенка перед нами еще плотнее закроется.

5 слайд   ФОТО

6 слайд

Во время работы с особенным ребенком мы всегда пользуемся определенными психологическими установками:

·       Доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

·        Целеустремленность. Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

·        Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

·       Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

·       Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

·       Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

·       требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

·       У взрослого должен быть руководящий контроль.

7 слайд

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала детского сада. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:

Во - первых: Пребывание ребёнка в детском саду, если есть такая возможность, желательно сделать дозированным, в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Например, наш Алеша посещает детский сад с 9 часов утра до 12ч30 мин. А первый месяц ходил максимум на 1,5-2 часа. Вместе с тем регулярность посещения и определенные режимные моменты – занятия, прогулка, прием пищи, которые может выдержать ребёнок, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создает определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка.

Во – вторых.  Такой ребенок нуждается в особом внимании со стороны взрослых. Воспитателю необходимо помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому мы стараемся комментировать для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать») и, если необходимо, помогаем физически.  Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца. Учитывая, как тяжело даются ребенку все бытовые навыки, всегда проявляем терпение и спокойствие в их стимулировании и поддержке.

 В- третьих, помогаем Алеше налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать его в общие игры, рассказываем и объясняем, что делают дети, во что играют, даем возможность понаблюдать со стороны; в общие занятия по рисованию, лепке, аппликации дозированно включаемся вместе с ребенком, оказывая физическую помощь, но не исключая его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, мягкости и настойчивости одновременно, ребенок хорошо удерживается в режиме.

8 слайд     ФОТО

9 слайд   ФОТО

10 слайд

Важным инструментом для эффективного контакта может быть интерес. Мы стараемся найти то, что нравится Алеше, что ему интересно. Для этого ставим перед ним разные игры, он сам выбирает и таким образом выявляем его интерес. Алеше нравится играть в игру «Волчки», развивающую игру «Сложи узор»,  гимнастические ленты, машинки, железную дорогу. Говорить с ним через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» его оставляют равнодушно-невозмутимым. Когда общаешься на языке того, что ему нравится, тогда гораздо легче с ним обо всем договориться.  А вот если сумели заинтересовать – можно считать, что дело сделано.

Составляя список игр для коррекционных занятий с мальчиком, понимаем, что играть он с нами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами.

11 слайд   ФОТО

12 слайд   ФОТО

13 слайд

Наиболее сложные для детей с РАС игры – это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти  игры можно использовать только после проведения индивидуальной подготовительной работы.    

14 слайд ФОТО

15 слайд

Иногда ребенку с РАС необходима физическая помощь в организации действия. Мы в буквальном, смысле «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш, в последующем постепенно убираем физические подсказки. Обязательно хвалим ребенка за любой, даже, на наш взгляд, незначительный успех. Эта похвала повышает его уверенность в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с мальчиком более эффективным.  

16 слайд ФОТО

  17 слайд

Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые мы ему предлагаем, их ни в коем случае нельзя навязывать насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу работаем в тесном взаимодействии с родителями.

18 слайд

У детей присутствуют общие интересы и увлечения, регулярно проявляются попытки общения с Алёшей, желание ему помочь, вовлечения его в совместную деятельность. Дети стараются играть спокойнее, меньше кричать, т.к. знают, что Алеша плохо реагирует на громкие звуки, закрывает уши руками, иногда ему приходится одевать специальные наушники. Дети сначала спрашивали, зачем Алеша ходит в наушниках, и мы объяснили им, что у него болят ушки от громких звуков. Последнее время мальчик почти не пользуется наушниками, т.к. дети стали меньше шуметь, да и он сам уже привык к естественному шуму. В нашем коллективе мальчик не испытывает напряжения, связанного с опасностью от агрессивного поведения других детей, чувствует защиту со стороны взрослых.

19 слайд

К некоторым мероприятиям, с участием Алёши, мы готовимся заранее. Например, накануне дня рождения мальчика, мы обсудили, как нам лучше его поздравить, зная, что он не любит громкие звуки и игру «Каравай», мы с детьми потренировались, как тихим голосом хором скажем «Поздравляем!». Всё прошло хорошо, Алёша был доволен и каждому ребенку персонально раздал угощения, дети поблагодарили его за гостинцы.

20 слайд

В нашей группе периодически проводятся «Уроки доброты». Цель таких уроков - способствовать формированию у детей позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. На уроках доброты рассказываем детям о жизни и возможностях инвалидов, даем понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

21 слайд

Не только факт регулярного и длительного общения со здоровыми сверстниками влияет на динамику процесса, но и важное значение имеет отношение к аутичному ребенку и психологическая обстановка в коллективе в целом. Таким образом, становится очевидной необходимость пребывания ребенка с расстройством аутистического спектра в детском коллективе здоровых сверстников с психологически благоприятной обстановкой и доброжелательным отношением к нему, как важного фактора позитивно влияющего на прогноз. Не меньшее значение имеет длительность общения ребенка с доброжелательно настроенными к нему сверстниками. Только в случае длительного, многолетнего пребывания в коллективе здоровых сверстников с благоприятной обстановкой (сначала в детском саду, а потом в школе) у ребенка могут сформироваться правильные стереотипы общения и поведения в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О Боге, вере и христианстве". Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 1025-летию принятия христианства

2013 год в Русской православной церкви объявлен юбилейным. 1025 назад, в далеком 10-м веке, Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира приняла христианскую веру и культуру. В этом году мы ...

Методическое пособие для студентов первокурсников "У нас так принято", часть 1

Пособие предназначено для студентов нового набора, которые еще не знакомы с правилами внутреннего распорядка техникума. В красочной и юмористической манере студентам раассказывается о манерах, вежливо...

Принятие мер по предупреждению страхового мошенничества в страховой компании «Росгосстрах»

Презентация на примере страховой компании Росгосстрах о предупреждении страхового мошенничества....

"ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ"

Презентация повествует о принятии христианства на Руси в историческом аспекте....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к студенческой публикации "ОПЫТ ОЦЕНКИ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАСТЕР-СЕРВИС»

Вашему  вниманию  представлена    научно-практическая  работа  моей  студентки группы ЭК-131  Лагодиной  Анастасии (специальность 080114), выполненая ...

Студенческая публикация "ОПЫТ ОЦЕНКИ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАСТЕР-СЕРВИС»

Вашему  вниманию  представлена    научно-практическая  работа  моих  студенток  Полежаевой Марины  и Лагодиной Анастасии (специальность 080114), выполненая...

Адаптация в коллективе сверстников и принятие индивидуальных особенностей ребёнка с РАС.

Адаптация ребенка с РАС в детском коллективе. Особенности работы и принятие индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра....