Выступление по теме: «Практическая реализация алгоритма действий педагога при аддиктивном поведении обучающегося»
материал

Хороброва Елена Александровна

Аддиктивное (зависимое) поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемной ситуации.

 

Этапы аддиктивного поведения:

  1. «Первые пробы».
  2. «Аддиктивный ритм».
  3. «Аддиктивное поведение»
  4. Полное преобладание аддиктивного поведения
  5. «Катастрофа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл addiktivnoe_povedenie_mk_dekabr_2019.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Аддиктивное (зависимое) поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемной ситуации.

Этапы аддиктивного поведения:

  1. «Первые пробы».
  2. «Аддиктивный ритм».
  3. «Аддиктивное поведение»
  4. Полное преобладание аддиктивного поведения
  5. «Катастрофа».

 Фазы цикла зависимого поведения

- Наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

- Усиление желания и напряжения;

- Ожидание и активный поиск объекта аддикции;

 - Получение объекта и достижение специфических переживаний;

 - Расслабление;

-  фаза ремиссии (относительного покоя).

Аддиктивная установка - совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни и выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту зависимости.

Особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

Виды зависимостей:

Нехимические аддикции:

 гэмблинг (тяга к азартным играм);

 интернет-аддикция;

 сексуальная аддикция;

 аддикция отношений или созависимость;

 шопинг (аддикция к трате денег);

 трудоголизм;

 гаджет-зависимость;

 селфи-зависимость.

Химические аддикции:

 алкоголизм;

 наркомания;

 токсикомания.

Промежуточная группа аддикций:

 аддиктивное переедание (булимия);

 аддиктивное голодание (анорексия).

Гаджет зависимость (англ. gadget addiction; gadget – техническая новинка; лат. addictus ‒ рабски преданный) – психологическая зависимость от телефона, плеера, ноутбука или какого-нибудь другого небольшого по размерам электронного устройства.

Селфи-аддикция – разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру; своеобразный автопортрет; популярный жанр мобильной фотографии; форма нарциссизма.

В случаях сформированного зависимого поведения необходимо проводить профилактическую работу, направленную на:

  • Стимулирование обращения несовершеннолетнего за помощью (в том числе медицинской), мотивирование на изменение опасной жизненной ситуации;
  • Осознание собственного опыта зависимого поведения (одно из ценных приобретений такого опыта – переживание опасности, возможности стать зависимым, ощущение границы, контроля над ней);
  • Отработка навыков конструктивного взаимодействия с людьми, умения устанавливать доверительные отношения;
  • Формирование активной жизненной установки по отношению к собственному жизненному пространству;
  • Организация своей жизни;
  • Формирование навыков уверенного поведения;
  • Формирование позитивного самовосприятия и самоотношения;
  • Стабилизация психоэмоционального состояния, обучение способам снятия напряжения;
  • Актуализация личностных ресурсов, реализация творческого потенциала;
  • Работа с ближайшим окружением ребенка (повышение уровня педагогической компетентности родителей).

Проявления аддиктивного поведения учащегося, на которые педагог должен обратить внимание: 

  • неухоженный (неопрятный внешний вид);
  • немотивированные изменения в поведении ребенка, его типичных эмоциональных реакциях, манере речи,  стиле одежды;
  • наличие у ребенка при себе крупных сумм наличных денег  (воровство, вымогательство, либо постоянное выпрашивание (выманивание) денег у других;
  • сведения о включенности ребенка в асоциальные группы;
  • нарушение межличностного общения.

Признаки, свойственные для химических видов зависимости:

  • запах алкоголя,  табака или иной непривычный запах, исходящий от учащегося;
  • расширенные или наоборот, суженные зрачки, бледность или внезапное покраснение кожных покровов.
  • необычный (чаще сероватый)  оттенок кожных покровов;
  • жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость, внезапную потливость.
  • разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций;
  • употребление специфической лексики (использование жаргонизмов в названиях наркотических веществ, способов их употребления, эффектов от применения).
  • пропаганда психоактивных веществ среди сверстников.

Признаки, свойственные для нехимических видов зависимости: 

  • яркие вспышки агрессии у ребенка при ограничении его во времени использования объекта зависимости;
  • приступы гнева в ответ на запреты пользоваться объектом зависимости (телефоном, планшетом и другими техническими средствами);
  • увеличение времени (более 4-5 часов) использования объекта зависимости;
  • уменьшение количества интересов;
  • проблемы в общении.

Действия педагога:

  • Педагогу необходимо информировать об имеющихся признаках аддиктивного поведения учащегося  социального педагога, психолога, поставить в известность администрацию учебного учреждения.

Пригласить родителей в учебное учреждение для беседы о необходимости принятия мер по оказанию помощи ребенку.

  • При ярко выраженных симптомах отмены (снижение концентрации внимания, раздражительность, головные боли и т.д.) принять меры по оказанию медицинской помощи. 
  • В случаях подозрения на наличие химической зависимости

РЕКОМЕНДОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ К ВРАЧУ ПСИХИАТРУ-НАРКОЛОГУ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия

Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...

Алгоритм действий и лист самооценки мастера производственного обучения

Начиная с 1 января 2017 года,  работодатели начинают применять профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального обр...

Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...

Отработка практических навыков действий работников образовательной организации, обучающихся при возникновении пожара

Отработка практических навыков действий работников образовательной организации, обучающихся при возникновении пожара...

Презентация "8 класс. Практическая работа. Реализация алгоритмов с ветвлением"

Презентация "8 класс. Практическая работа. Реализация алгоритмов с ветвлением" разработана для проведения практической работы в 8 классе по изученной теме "Алгоритмическая конструкция В...

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)"

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)....