Выступление по теме: «Практическая реализация алгоритма действий педагога при аддиктивном поведении обучающегося»
материал

Хороброва Елена Александровна

Аддиктивное (зависимое) поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемной ситуации.

 

Этапы аддиктивного поведения:

  1. «Первые пробы».
  2. «Аддиктивный ритм».
  3. «Аддиктивное поведение»
  4. Полное преобладание аддиктивного поведения
  5. «Катастрофа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл addiktivnoe_povedenie_mk_dekabr_2019.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Аддиктивное (зависимое) поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемной ситуации.

Этапы аддиктивного поведения:

  1. «Первые пробы».
  2. «Аддиктивный ритм».
  3. «Аддиктивное поведение»
  4. Полное преобладание аддиктивного поведения
  5. «Катастрофа».

 Фазы цикла зависимого поведения

- Наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

- Усиление желания и напряжения;

- Ожидание и активный поиск объекта аддикции;

 - Получение объекта и достижение специфических переживаний;

 - Расслабление;

-  фаза ремиссии (относительного покоя).

Аддиктивная установка - совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни и выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту зависимости.

Особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

Виды зависимостей:

Нехимические аддикции:

 гэмблинг (тяга к азартным играм);

 интернет-аддикция;

 сексуальная аддикция;

 аддикция отношений или созависимость;

 шопинг (аддикция к трате денег);

 трудоголизм;

 гаджет-зависимость;

 селфи-зависимость.

Химические аддикции:

 алкоголизм;

 наркомания;

 токсикомания.

Промежуточная группа аддикций:

 аддиктивное переедание (булимия);

 аддиктивное голодание (анорексия).

Гаджет зависимость (англ. gadget addiction; gadget – техническая новинка; лат. addictus ‒ рабски преданный) – психологическая зависимость от телефона, плеера, ноутбука или какого-нибудь другого небольшого по размерам электронного устройства.

Селфи-аддикция – разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру; своеобразный автопортрет; популярный жанр мобильной фотографии; форма нарциссизма.

В случаях сформированного зависимого поведения необходимо проводить профилактическую работу, направленную на:

  • Стимулирование обращения несовершеннолетнего за помощью (в том числе медицинской), мотивирование на изменение опасной жизненной ситуации;
  • Осознание собственного опыта зависимого поведения (одно из ценных приобретений такого опыта – переживание опасности, возможности стать зависимым, ощущение границы, контроля над ней);
  • Отработка навыков конструктивного взаимодействия с людьми, умения устанавливать доверительные отношения;
  • Формирование активной жизненной установки по отношению к собственному жизненному пространству;
  • Организация своей жизни;
  • Формирование навыков уверенного поведения;
  • Формирование позитивного самовосприятия и самоотношения;
  • Стабилизация психоэмоционального состояния, обучение способам снятия напряжения;
  • Актуализация личностных ресурсов, реализация творческого потенциала;
  • Работа с ближайшим окружением ребенка (повышение уровня педагогической компетентности родителей).

Проявления аддиктивного поведения учащегося, на которые педагог должен обратить внимание: 

  • неухоженный (неопрятный внешний вид);
  • немотивированные изменения в поведении ребенка, его типичных эмоциональных реакциях, манере речи,  стиле одежды;
  • наличие у ребенка при себе крупных сумм наличных денег  (воровство, вымогательство, либо постоянное выпрашивание (выманивание) денег у других;
  • сведения о включенности ребенка в асоциальные группы;
  • нарушение межличностного общения.

Признаки, свойственные для химических видов зависимости:

  • запах алкоголя,  табака или иной непривычный запах, исходящий от учащегося;
  • расширенные или наоборот, суженные зрачки, бледность или внезапное покраснение кожных покровов.
  • необычный (чаще сероватый)  оттенок кожных покровов;
  • жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость, внезапную потливость.
  • разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций;
  • употребление специфической лексики (использование жаргонизмов в названиях наркотических веществ, способов их употребления, эффектов от применения).
  • пропаганда психоактивных веществ среди сверстников.

Признаки, свойственные для нехимических видов зависимости: 

  • яркие вспышки агрессии у ребенка при ограничении его во времени использования объекта зависимости;
  • приступы гнева в ответ на запреты пользоваться объектом зависимости (телефоном, планшетом и другими техническими средствами);
  • увеличение времени (более 4-5 часов) использования объекта зависимости;
  • уменьшение количества интересов;
  • проблемы в общении.

Действия педагога:

  • Педагогу необходимо информировать об имеющихся признаках аддиктивного поведения учащегося  социального педагога, психолога, поставить в известность администрацию учебного учреждения.

Пригласить родителей в учебное учреждение для беседы о необходимости принятия мер по оказанию помощи ребенку.

  • При ярко выраженных симптомах отмены (снижение концентрации внимания, раздражительность, головные боли и т.д.) принять меры по оказанию медицинской помощи. 
  • В случаях подозрения на наличие химической зависимости

РЕКОМЕНДОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ К ВРАЧУ ПСИХИАТРУ-НАРКОЛОГУ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия

Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...

Алгоритм действий и лист самооценки мастера производственного обучения

Начиная с 1 января 2017 года,  работодатели начинают применять профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального обр...

Алгоритм действий и лист самооценки преподавателя ПОО

Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" включает в себя обобщенные трудовые функции и трудовые дей...

Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...

Презентация "8 класс. Практическая работа. Реализация алгоритмов с ветвлением"

Презентация "8 класс. Практическая работа. Реализация алгоритмов с ветвлением" разработана для проведения практической работы в 8 классе по изученной теме "Алгоритмическая конструкция В...

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)"

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)....