Тематический классный час "День народного единства"
классный час

Голубева Ольга Павловна

Тематический классный час «День народного единства» в режиме он-лайн в группе 251-ВСПС. Вспомнить события Смутного времени ребятам помогли обучающиеся 241-ВСПС Коваленко Ангелина и Коваленко Виола. Об истории самого молодого праздника в России в формате образовательного квеста рассказала классный руководитель Голубева Ольга Павловна.

Для поведения он-лайн мероприятия использовалась площадка для видеоконференций Zoom. Обучающиеся, посредством мультимедийной интерактивной презентации, отправились в прошлое, к событиям Смутного времени. Обучающимся было предложено пройти квест и по полученным подсказкам собрать лозунг победителей: «Держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика».

  Информационные справки, чередующиеся с игровыми заданиями, позволили ребятам погрузиться в атмосферу официального государственного праздника и почувствовать гордость за свою многонациональную и многокультурный страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический классный час «День народного единства»

Цель: Дать представление о новом празднике, о событиях Смутного времени.

Образовательная цельформировать знания обучающихся по истории России;

Воспитательная цель: воспитывать, чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение  коллектива.

Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы; формировать навыки поиска информации.

Классный час проводился в формате он-лайн.

Для поведения он-лайн мероприятия использовалась площадка для видеоконференций Zoom. Обучающиеся, посредством мультимедийной интерактивной презентации, отправились в прошлое, к событиям Смутного времени. Обучающимся было предложено пройти квест и по полученным подсказкам собрать лозунг победителей: «Держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика».

Ход классного часа:

Слайд 1

 Классный руководитель: Здравствуйте. Сегодня наш классный час посвящён одному из самых патриотичных праздников – Дню народного единства.4 ноября- день Казанской иконы Божией Матери –  с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.  В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся  Днем  народного единства.

Слайд-2

Классный руководитель:В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Хорошо ли вы знаете события, в память о которых установлен этот праздник? Давайте отправимся в путешествие в смутное время, а проводниками у нас будут обучающиеся 2-го курса  Ангелина и Виола, Слушайте и смотрите внимательно, я буду задавать вам вопросы  за правильные ответы вы будите получать слова  из которых можно будет составить Лозунг победителей.  Готовы?  (предполагаемый ответ) Да!!

Слайд -3

Ангелина:

 С конца 16-го века в России началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.

 В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом.

Слайд-4

 Виола:Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

Слайд 5

Ангелина: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем.

Слайд 6,7

Виола: Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Слайд 8

Ангелина: В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Слайд 9

Виола:  В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города.

Классный руководитель: на слайде вы видите изображение картины о которой М. Горький писал: «Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю». Внимание вопрос.  Назовите название картины и ее автора.

Слайд 10- ответ на вопрос Правильный ответ Константин Маковский.
Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям.

( В случае правильного ответа обучающиеся получают первые два слова: «держаться и любить»)

Слайд 11

Ангелина:В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Слайд 12 

Классный руководитель: Вопрос. Какая икона являлась символом национального  единства в Смутное время? Ответ: икона Казанской Божией Матери ( В случае правильного ответа обучающиеся получают первые два слова: «помогать»)

Ангелина: С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Слайд 13

В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и  торжеством национального единства.

Классный руководитель:

Спасибо Ангелине и Виоле за интересную экскурсию, но для того чтобы узнать лозунг победителей надо ответить на несколько вопросов.

Слайд 14

Классный руководитель: Вопросы:  

Назовите правителей  Смутного времени

Ответы: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Королевич Владислав.

( В случае правильного ответа обучающиеся получают первые два слова: «уметь, прощать, искренне, обидчика»)

Слайд 15 Классный руководитель:

Вопрос: В каком городе установлен  памятник представленный на слайде?

Слайд 16 Ответ: Нижний Новгород

( В случае правильного ответа обучающиеся получают первые два слова: «друг другу»)

Слайд 17 Классный руководитель: Подумайте и из полученных слов составьте лозунг победителей.

Слайд 18 Лозунг «Держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика».

Слайд 19 Классный руководитель: Мы вместе отлично справились с заданием, вспомнили события IVII века, за это отдельное спасибо Ангелине и Виоле, посмотрели на события Смутного времени глазами русских художников и прониклись атмосферой дружбы и сплоченности. С праздником!

Ссылка на видеоурок https://youtu.be/YGQFMmk_kqk

Источники:

1.Волков В. А. «Конец Смутного времени»

2.Волков В. А. Освобождение Москвы и воссоздание русской государственности (1612—1618 гг.) 

3. Зорин А. В. Александр Юзеф Лисовский: герой Смутного времени // История военного дела: исследования и источники. — 2012. — Т. III. — С. 1-203. <http://www.milhist.info/2012/10/26/zorin> (26.10.2012)

4. Кузьмин А. Г. «Начало Смутного времени»

5. Православие и мир. Смутное время в 15 картинах русских художников. https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/

6. Канал Знанио Классный час на тему «День народного единства» https://yandex.ru/video/preview/17658856187786262194


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Памятные даты России и Москвы». Сценарий проведения тематического классного часа «День народного единства»

День народного единства – это достаточно молодой праздник, но посвящён он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительст...

Классный час посвященный празднованию Дня народного единства

Конспект-сценарий  для проведния классного часа "Когда мы вместе, мы непобедимы", посвященного празднованию Дня народного единства....

Классный час - викторина "День народного единства"

Викторина к Дню народного единства «Покуда Бог хранит, в единстве наша сила».Цель: популяризация нового государственного и церковного праздника Российской Федерации.Задачи:- расширить представления уч...

ОТЧЕТ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА на тему - "ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ОТЧЕТ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА на тему - "ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"...

Классный час «Патриоты Отечества», посвященный празднованию Дня Народного единства и Нижегородскому ополчению

Классный час «Патриоты Отечества», посвященный празднованию Дня Народного единства и Нижегородскому ополчению Форма проведения - интеллектуальная игра в командах....

Открытый классный час "4 ноября-День народного единства"

Открытый классный час "4 ноября-День народного единства"...

Тематический классный час "День народного единства"

Презентация к классному часу "День народного единства"  созданная обучающимися во время классного часа....