Создание благоприятных условий для физического, морального и психологического развития учащихся специальных школ.
материал

Ольга Петровна Орлянская

Перед  специальной школой сейчас стоит много важных задач. Школа должна прежде всего работать над созданием человека, живущего в гуманистически ориентированном обществе. Основой школьного образования выступает личность ученика. Важной задачей современной школы является нравственное воспитание ребенка. Сознание ребенка как губка быстро впитывает и плохое, и хорошее. Школе необходимо совершенствовать нравственное образование. Мы должны стремиться к культуре, к новому, к совершенству внутреннего мира учащегося. Поэтому важное место в школе должно отводиться профессиональному психологу, который должен попытаться раскрыть и понять ребенка. Проблема состояния физического, морального и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной. Перед специальными общеобразовательными учреждениями стоит задача найти наиболее эффективные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_blagopriyatnyh_usloviy_dlya_fizicheskogo.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятных условий для физического, морального и психологического развития учащихся  специальных   школ.

Перед  специальной школой сейчас стоит много важных задач. Школа должна прежде всего работать над созданием человека, живущего в гуманистически ориентированном обществе. Основой школьного образования выступает личность ученика. Важной задачей современной школы является нравственное воспитание ребенка. Сознание ребенка как губка быстро впитывает и плохое, и хорошее. Школе необходимо совершенствовать нравственное образование. Мы должны стремиться к культуре, к новому, к совершенству внутреннего мира учащегося. Поэтому важное место в школе должно отводиться профессиональному психологу, который должен попытаться раскрыть и понять ребенка. Перед специальной  школой стоят трудные задачи организации условий и возможностей:

-для эффективного личностного роста ребенка;

-для совершенствования ребенка в учебной деятельности;

-для повышения функциональной грамотности учащихся.

Содержание сферы личностного роста включает целенаправленную педагогическую актуализацию развития личностной зрелости ребенка (осмысления им своего жизненного пути, стремления к раскрытию своих способностей и т.д.). Реализация данной сферы осуществляется через организацию личностно-ориентированной деятельности, имеющей социальный эффект, направленной на развитие  способностей, индивидуальную работу со школьниками, психолого-педагогическую коррекцию деятельности учащихся.

Проблема состояния физического, морального и психического здоровья подрастающих поколений является поистине глобальной. Перед специальными общеобразовательными учреждениями  стоит задача найти наиболее эффективные и действенные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей.

Цели:

-поиск наиболее оптимального условия для сохранения и укрепления физического, психологического и морального здоровья  школьников;

-создание развивающей среды, основанной на деятельно-возрастном системном подходе и опирающаяся на современное представление о предметном характере деятельности, развитие и значение для психологического и личностного развития ребенка, для формирования у учащихся отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха;

-охрана и укрепление здоровья детей;

Задачи:

-популяризация преимуществ здорового образа жизни;

-увеличение количества детских спортивно-оздоровительных клубов, привлечение учащихся;

-разработка и внедрение в жизнь системы “выращивания” учащихся, -показывающих спортивные результаты.

Актуальность темы: новизна и сложность задач, объем и характер предстоящей работы, отсутствие методических рекомендаций требуют вариантов решений этой проблемы. Назрела необходимость создания благоприятных условий с целью развития каждой личности.

1. Здоровье как социально-психологическая категория

 Воспитание и просвещение всего населения (и детей, и взрослых) стало приоритетной задачей государств. Важная задача, решаемая в данном проекте, – это создание условий, при которых дети интересуются тем, как надо заботиться о своём здоровье.

Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты, угрозы и запугивания не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытое противодействие у детей.

Умственный потенциал включает физическое функционирование и начинает именно с него. Быть физически, умственно и морально совершенным – это прекрасно. Всем детям, которым предоставляется этот шанс, очень нравится быть физически совершенными. Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта.

2. Физическое воспитание и становление характера

Физическая культура органически вплетена в ткань культуры общества и личности. Это сложное и многостороннее явление. Она помогает человеку раскрыть свои силы, увидеть свои возможности, поверить в себя. Физическая культура сказывается на всем облике человека, укрепляя физические и душевные силы, вселяет бодрость и энергию. Для успешного достижения цели необходимо сконцентрировать все свои возможные жизненные ресурсы, внутренние и внешние, необходимо единство души и тела, самоконтроль и самодисциплина.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Известно, что проблема формирования образа жизни может решаться с разных позиций посредством:

-просветительской деятельности;

-изучения особенностей своего организма;

-изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;

-формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Создание благоприятной психологической атмосферы поддерживает познавательную активность учащихся. Для этого необходимо сотрудничество учеников и учителя, включение всех в коллективные формы деятельности, создание творческой атмосферы, умелое применение поощрения и наказания в случае необходимости. Эмоциональность речи учителя, познавательные игры, необычная форма преподнесения материала также способствуют повышению уровня мотивации учащихся. Если мы хотим благополучия своим питомцам, то должны объединить усилия школы, родителей, социума, государства. Ведь семья – ячейка государства, общества, где закладывается семейное воспитание, залог будущей самодостаточности детей.

Физическое воспитание – часть образа жизни человека. Оно опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Она как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека.

Развивающая функция состоит в совершенствовании физических сил, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: “в здоровом теле – здоровый дух”. Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде и  деятельности.

В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка.

Показатели воспитанности ученика:

-поведение в семье: активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников;

-поведение в школе: дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение Правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы;

-отношение к старшим: вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание им помощи, разумное выполнение их поручений;

-отношения со сверстниками: отношение к друзьям, инициатива в оказании помощи товарищам, искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в спорах;

-поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте;

-отношение к себе: постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое до конца, стремление быть честным и искренним, привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринимать критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек, готовность прийти на помощь с риском для себя, умение отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самосовершенствование, опрятный внешний вид.

Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно. Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления

В мировой практике существует множество определений понятия “Здоровье”. Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а нечто большее и значительное.

Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

3. Образ жизни как система взаимоотношений человека

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все будет зависеть от того, в каких условиях мы будем им распоряжаться, от нашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ жизни, по латыни “модус вивенди”, – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Здоровье – это социально-психологическая категория. От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена.

Объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья.

Возможность вести здоровый образ жизни зависит:

-от пола, возраста и состояния здоровья;

-от условий обитания (климат, жилище);

-от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);

-от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);

-от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять; здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.

Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства.

В социальном аспекте образ жизни и создание условий для формирования стиля здоровой жизни каждого человека зависит:

-От конкретных исторических условий и культурных традиций государства – макросоциальный фактор.

-От экономического положения отдельной семьи – микросоциальный фактор.

-От места здоровья и иерархии потребностей конкретной семьи – психосоциальный фактор.

-От установок самой личности в вопросе определений места здоровья и иерархии потребностей – психологический фактор.

-От наличия факторов риска.

Перед каждым творчески работающим педагогическим коллективом стоит вопрос: как создать такие условия, чтобы школьник формировался как личность , внутренне свободная, здоровая, способная ценить себя и уважать других?

Самая большая ответственность педагога – обеспечить оптимальные условия для развития каждого ученика. Как сказал известный французский педагог Селестен Френе: “Цель воспитания – максимальное развитие личности”.

Человеческие потребности и развитие личности

Научить школьников осознавать себя полноценной, здоровой личностью, ориентированной на благородные социально значимые цели, и является гуманной нравственной задачей для педагогов, психологов, социологов, медиков. При этом стоит учитывать гиперактивный, деятельный характер. Необходимо не только обеспечить нравственное просвещение, но создать условия, когда они смогут активно реализовать свою позицию в общении с близкими людьми, становясь носителями нравственного, здорового – в физическом и психическом понимании этого слова – образа жизни.

4. Найти свое истинное “Я”

Для воспитания тысячи детей нужна наука управления, для воспитания одного – наука общения. Родина воспитания – семья. Воспитывать надо, как в семье. У воспитателя в школе есть мощное орудие – коллектив детей, ребенка воспитывает дух коллектива. Приобретение индивидом личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего “Я” как субъекта в системе взаимоотношений людей. Человек есть личность не по природе, а по духу. Выделение и осознание себя, своего “Я” в системе взаимоотношений людей содержательно обосновывается и опосредуется реальной жизнью человека, всеми формами его отношений с миром. “Человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним способом, следовательно, как целостный человек”.

Современные исследователи в области физического самовоспитания рассматривают физическое самовоспитание с позиции укрепления здоровья самосовершенствования физических качеств, овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Физическое самовоспитание – реализация своего физического и духовного потенциала для полезного служения людям, Отечеству, обществу. Формирование духовно-нравственной личности, где системообразующим компонентом выступают духовно-нравственные ценности бытия. Организация работы школьников над собой в плане физического самосовершенствования включает несколько этапов:

-Психолого-педагогическая подготовка;

-Практическая организация;

-Стимулирующий;

-Контрольно-коррекционный.

Полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в школе направлено на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущие и накопленные деятельности.

Заключение

Проблема состояния физического, морального и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной. Перед специальными общеобразовательными учреждениями стоит задача найти наиболее эффективные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспекты деятельности классного руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата

Выступление классного руководителя группы студентов 1 курса СПО. Обобщение педагогического опыта....

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

Презентация "Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальным, психологическим и профессиональным качествам гражданина."

Деятельность военнослужащего  в первую очередь обусловлена его принадлежностью к ВС РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «...

Создание благоприятного психологического климата в семье

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется ег...

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы...

Иностранного язык и благоприятные условия для социальной адаптации учащихся к современной жизни

Вся история развития человечества доказывает, что иностранный язык - это объективная потребность общества. Оно не может полноценно существовать, функционировать и развиваться без языка. И родной, и ин...