Особенности подготовки спортсменов в период соревнований
статья

Новикова Наталья Геннадьевна

Данная статья предназначена для тренеров, работающих со спортсменами в различных видах спорта. В ней затрагиваются проблемы по осуществлению подготовки спортсменов в соревновательный период, а также дается подробное описание факторов, способствующих подведению их к состоянию наивысшей готовности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_sportsmenov.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в отсутствии методик подготовки спортсменов к состоянию наивысшей готовности в соревновательный период, как в условиях тренировочного процесса, так и в условиях соревнований. Представленные в статье рекомендации могут быть использованы тренерами, как основа для разработки частных методик, по улучшению состояния спортивной формы спортсменов.

Высокий уровень достижений, в условиях повышения интенсивности соревновательной борьбы, предъявляет особые требования к качеству спортивной подготовленности спортсменов и подведению их к состоянию наивысшей готовности в период ответственных соревнований.  Он отличается относительной устойчивостью во времени и зависит от ряда факторов: специфики вида спорта, индивидуального функционального состояния спортсмена, его квалификации и режима тренировочных воздействий. Участие в соревнованиях требует от спортсмена максимального напряжения воли и волевых усилий, наличие и проявление тех личностных и эмоциональных качеств, которые специфичны для соревновательной борьбы.

С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков. Физиологическими критериями спортивной формы спортсменов являются: уровень адаптации к физической нагрузке и потенциальная способность к мобилизации функциональных резервов организма.

При значительном числе исследований, связанных с подготовкой спортсменов в соревновательный период, эта тема продолжает вызывать много вопросов, но тем ни менее все авторы отмечают, что высокая эффективность системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов, характерных для отдельных этапов подготовки.

К наиболее существенным факторам подведения спортсмена к спортивной форме являются: организация и планирование тренировочного процесса и тренировочных нагрузок, моделирование соревновательной деятельности, а также взаимосвязь всех компонентов физической, психологической, технико-тактической и функциональной подготовки спортсменов и их коррекция в соревновательный период с учетом всесторонности, конкретности и оптимизации.

Перспективный план подготовки спортсменов, имеющих высокий уровень тренированности, строится с учетом многолетней подготовки и предусматривает четкую организацию тренировочной работы на четырехлетний период состоящий из 4 этапов:  

  • на первом этапе основными задачами являются процессы совершенствования индивидуальных способностей спортсмена, укрепление функциональной системы организма, совершенствование физической, технико-тактической подготовки и всего тренировочного процесса;
  • на втором этапе - совершенствование спортивного мастерства, приобретение опыта участия в крупных соревнованиях, проверка волевых качеств и психологической устойчивости;
  • на третьем этапе совершенствование тактико-технического мастерства, повышение физических и функциональных возможностей, воспитание волевых качеств, ликвидацию отставания сторон спортивной подготовки;
  • на заключительном этапе осуществляется практическая проверка моделей подготовки оптимального состояния наивысшей готовности спортсменов в соревновательный период.

В результате возросшего уровня спортивных достижений, наблюдается тенденция к увеличению тренировочных нагрузок, требующая мобилизации скрытых потенциальных ресурсов организма спортсмена. В связи с этим современная методика тренировки, предусматривает не только строгое следование педагогическим принципам и закономерностям, но и научное содружество с представителями смежных наук, обеспечивает подготовку спортсмена к основным соревнованиям на пике спортивной формы.

В предсоревновательный и соревновательный период, по окончанию каждого тренировочного занятия и участия в соревнованиях, тренеры вместе со спортсменами проводят теоретический разбор тренировки, который дает возможность рассмотреть варианты предлагаемых заданий, и подбор наиболее эффективных упражнений для каждого занимающегося. Процесс подготовки строится таким образом, чтобы каждый спортсмен овладел различными вариантами поведенческих комплексов, сосредотачивая внимание на целевых установках и автоматическом выполнении отдельных элементов модели предстоящих соревнований, позволяющих с наименьшей затратой сил и энергии успешно на них выступать и вносить коррективы.

Помимо пика спортивной формы спортсмена, существует и период снижения спортивных результатов, который является внешним проявлением процессов, обеспечивающих сохранение постоянства внутренней среды организма в сложных условиях спортивной деятельности. Напряженная тренировка, выступления в соревнованиях, осложняют поддержание динамического равновесия функций, поэтому временная утрата спортивной формы не должна рассматриваться как дефект - это биологически целесообразная защитная реакция организма против перенапряжения, переход на новый, более высокий уровень работы организма.

Обобщая опыт передовых тренеров по подведению спортсменов к оптимальному состоянию наивысшей готовности можно сделать следующие выводы и практические рекомендации:

  • проводить подготовку спортсменов в соответствии с годичным календарем соревнований и с учетом главных и отборочных соревнований года, а все остальные соревнования рассматривать как подводящие;
  • спортивную подготовку необходимо планировать, опираясь на недельные микроциклы трех разновидностей: входа в подготовку, основной тренировочной работы и выхода из подготовки;
  • осуществлять подготовку спортсменов, так, чтобы его готовность позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года;
  • строить тренировочный процесс таким образом, чтобы каждый спортсмен более сосредотачивал внимание на целевых установках, а отдельные элементы двигательных действий выполнял автоматически;
  • применять различные средства и методы, облегчающие становлению и сохранению спортивной формы, позволяющие достичь желаемого результата при строгом соблюдении жестко регламентированного режима дня;
  • представлять тренировочные нагрузки, восстановительные мероприятия и питание в виде единого процесса;
  • учить воспитанника рационально распределять силы на соревнованиях, используя наиболее оптимальную последовательность поведенческих комплексов;
  • за 7-10 дней до начала главного турнира дать нагрузку, по объему и интенсивности равную той, что будет в предстоящем соревновании;
  • создавать микроклимат нацеленности на серьезную подготовку к главным соревнованиям сезона, используя различные средства тренировки;
  • сплачивать коллектив и психологически настроить спортсменов на нелегкую, требующую максимальной отдачи тренировочную работу, которая будет реализована в микроциклах, называемых основными;
  • помнить о законе тренирующего эффекта соревнований, согласно которому на соревнованиях лучше выступать недостаточно подготовленным, но отдохнувшим, чем измотанным перенапряжением и перегрузками;
  • в разминке, перед соревнованиями, рекомендовать к использованию рациональное соотношение упражнений технико-тактической и физической подготовленности;
  • систематически проводить диагностику функционального состояния спортсменов, с целью индивидуального планирования и коррекции тренировочного процесса;
  • применять комплексы физиотерапевтических и психологических мероприятий, позволяющие наилучшим образом подготовить спортсмена к конкретному старту уже в процессе соревнований;
  • завершать каждое участие в соревновании, независимо от цели, серьезным анализом и полным восстановлением.

В заключении можно сказать, что для достижения состояния наивысшей готовности спортсменов в соревновательный период,  необходимо включать  все средства подготовки и  предусматривать единство различных видов подготовки спортсмена, осуществлять непрерывность и цикличность тренировочного процесса, постепенное и максимальное увеличение требований, волнообразное изменение тренировочных нагрузок, при постоянном контроле за эффективностью взаимосвязанных звеньев: тренировка – соревнования – восстановление.

Список использованной литературы

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 221с.
  2. Грошенков, С.С., Ляссотович С.Н. О прогнозе перспективных спортсменов по морфофункциональным показателям // Теория и практика физической культуры. [Текст] – 2010. – 123с.
  3. Геселевич, В.В. Восстановление в системе индивидуальной подготовки спортсменов высокого класса: Матер. всеросс. науч.- практич. конф. /Под ред. Н.Д. Граевской. [Текст] - Малаховка: МОГИФК, 2012. - 120.
  4.   Зациорский, В.М. Спортивная метрология. [Текст] – М.: Физкультура и спорт, 2007. - 240с.
  5.  Матвеев, Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. [Текст] – М.:, ГЦОЛИФК, 2008. - 145 с.
  6. Набатникова, М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. [Текст] – М.: ФиС, 2016. - 248 с.
  7. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. [Текст] – М.: ФиС, 2015. - 236 с.
  8.   Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. [Текст] - М.: 2014. - 279с.
  9. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ В СИСТЕМЕ СПО

В настоящее время огромную роль в жизни общества играет образование. Учреждения среднего профессионального образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создав...

Статья на тему: "Психологические особенности подготовки педагога".

Помогающая деятельность предполагает определенный тип личности специалиста, определенные личностные предпосылки и качества, которые развиваются в ходе профессиональной самореализации человека, в данно...

Особенности подготовки специалистов к арттерапевтической деятельности

В данной статье даны рекомендации к специалистам в области арттерапии. Значимой области в коррекционной деятельности, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, средствами арттерапии....

Статья на тему "Особенности подготовки специалистов сферы обслуживания"

Вопросы обсуждаемые в статье:1. Проблемы подготовки кадров для сферы обслуживания.2. Специалист новой формации....

Подготовка обучающихся к соревнованиям по образовательной робототехнике.

Подготовка обучающихся к соревнованиям по образовательной робототехнике Мещеряков Роман Геннадьевич, учитель информатики МБОУ Анопинская СОШ Гусь-Хрустального района....

Презентация "Роль наставника в психологической подготовке участника к соревнованиям в рамках движения "Молодые профессионалы"

Презентация содержит материал для консультирования экспертов-наставников по  психологической подготовке участников к соревнованиям про проф.компетенциям и профилактике тревоги....