Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»
методическая разработка

Нечушкина Ирина Сергеевна

Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ СОТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по социализации обучающихся

  «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»

Нечушкина

 Ирина Сергеевна

2020

Рассмотрено и одобрено

ЦМК общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от 28.08.20

Председатель___________/Гмырикова С.В./

Составитель: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Рецензент: Абрамова Галина Михайловна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Методическое пособие «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики» разработано с целью изучения способностей обучающихся ОГБПОУ СОТА, выявления отношения к математике, наличия мотивации на приобретение знаний, определения коэффициента математического интеллекта у студентов, а также содействия в реализации каждого обучающегося.

Задачами данного пособия являются: формирование понимания важности изучения математики в современном мире, создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету, обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности, отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Пояснительная записка

Данное пособие дает возможность изучить способности учащихся, выявить одаренных детей, оказать содействие в реализации каждого ребенка, спрогнозировать конечный результат.

Цель: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.

Задачи:  формирование понимания важности изучения математики в современном мире;

 создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

 формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету;

 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;

 организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности;

 отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Основные направления реализации:

 выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  разработка индивидуальных форм работы;

 внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

 использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 создание образовательных курсов, направленных на поддержку студентов при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

 развитие системы внеаудиторной учебной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,

 включение студентов в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на районные, всероссийские студенческие конференции и публикацией тезисов или докладов;

  разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.

Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности. Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации и жизненной навигации обучающихся, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, метод проектов.

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:

1. применение индивидуального подхода в работе с обучающимися на уроках и во внеурочное время;

2. создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся;

3. включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;

4. формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;

5. дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;

6. дифференцированная домашняя работа;

7. привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах;

8. проведение предметных недель;

9. участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.

Формы работы с учащимися по развитию интеллектуальных и творческих способностей по математике:

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

К таким занятиям следует отнести: урок-интервью, урок-экскурсию, видеоурок, урок-игру и т.д. Такие уроки особенно благотворно влияют на развитие творческих умений учащихся.

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию).

На уроках математики применяю следующие виды творческих заданий:

• составление задач учащимися;

• творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

• реферат;

• доклад;

 • шифровки;

• составление и разгадывание кроссвордов по теме;

• составление и разгадывание ребусов по информатике;

• составление тестов для контроля знаний по предмету;

• творческие домашние работы. Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

• уровень мотивации учащегося;

• оригинальность метода решения;

• творческая фантазия;

 • оригинальность оформления;

• уровень использования межпредметных связей;

• умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

Например, одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики.

 Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий. Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению. Самым надёжным свидетельством освоения математики является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью.

Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Но в любом случае мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению информатики, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Для формирования творческих умений учащихся на уроках математики прежде всего делается акцент на формирование умения учиться; регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя; используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий; исключается давление учителя, на занятии происходит свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно; поощрение настойчивости, активности. Учащемуся необходимо осознавать общественную значимость проблемы. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со справочной литературой.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  высокий уровень познавательного интереса к предмету;

 отсутствие неуспевающих по предмету;

  повышению качества образования по информатике;

 повышение качества сдачи итоговой аттестации по информатике;

 расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

 формирование системы работы с одаренными обучающимися;

 формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;

 увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

  повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня, соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время

Паспорт программы Наименование программыпрограммапо выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное времяОснование для разработки программыФедерального...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...

Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА

Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА...