Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогический совет
ОГБПОУ СОТА
Протокол №1 от 29.08.19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОНОМИЯ»
2019 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол №1 от __28.08.19. Председатель ЦМК ______________ /Гмырикова С.В./ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам директора по УР ___________/Колесник Ю.С./ 30.08.19 |
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»
Разработчик: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 46.00.00 «История и археология».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение укрупненной группы направлений подготовки специальностей 46.00.00 «История и археология»
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам
- практически использовать компьютерные приложения для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни;
- оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- объективно анализировать устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
знать:
- сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- научные методы и историю изучения Вселенной, солнечной системы и Галактики;
- физическую природу небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной;
- условия обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальный проект с использованием информационных технологий | 16 |
подготовка устных выступлений по заданным темам | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Астрономия, её значение и связь с другими науками. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
Практическое занятие №1: «Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба» | 2 | |
Самостоятельная работа: Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета. | 1 | |
Тема 2. Практические основы астрономии. | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №2: « Наблюдение годичного изменения вида звездного неба » | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка устного выступления: «Время и календарь» | 1 | |
Тема 3. Строение Солнечной системы. | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №3: « Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца ». | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка устного выступления: «Открытие и применение закона всемирного тяготения». | 2 | |
Тема 4. Природа тел Солнечной системы. | Содержание учебного материала | 10 |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №4: « Наблюдение за движением планет среди звезд ». | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта 1. «Парниковый эффект: польза или вред?» 2. « Кеплер Иоганн – первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы» 3. « Происхождение Солнечной системы» | 4 | |
Тема 5. Солнце и звезды | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Практическое занятие №5: « Определение угловых и линейных размеров Солнца». | 2 | |
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта: 1. «Рождение и эволюция звезд» 2. « Реликтовое излучение» | 4 | |
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 5 |
| ||
| ||
| ||
| ||
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта: 1. «Сравнение представлений о строении Вселенной в геоцентрической и гелиоцентрической системах мира с современными». 2. « Вселенная и темная материя». | 4 | |
Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной | Содержание учебного материала | 3 |
| ||
| ||
Самостоятельная работа: подготовка индивидуального проекта: 1. «Нуклеосинтез во Вселенной» 2. «Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных скоплений, галактик)» | 4 | |
Итого: | 68 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
1 Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- методические указания для студентов по проведению практических занятий
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект электроснабжения кабинета физики;
- технические средства обучения;
- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
- вспомогательное оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2 Материально-техническое обеспечение программы дисциплины
В состав кабинета входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
Астрономия. Базовый уровень. В.М. Чаругин –М.: «Просвещение», 2018. – 144 с.
Дополнительные источники (печатные издания):
- «Физика Вселенной». Наука, 2-е изд., 2004.
- Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 2002.
- Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 2000
(электронные издания):
- CENTAURE (www.astrosurf.com).
- VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA.
- Celestia (https://celestiaproject.net).
- Stellarium — программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий.
- WorldWide Telescope — программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.
- www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
- wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www. booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
- www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www.window.edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www.st-books. ru (Лучшая учебная литература).
- www. school. edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www.ru/book (Электронная библиотечная система).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Объясняют видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Практически используют компьютерные приложения для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Используют приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Оценивают достоверность естественнонаучной информации. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) Самопроверка |
Анализируют устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Излагают сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
Объясняют физическую природу небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) Самопроверка |
Формулируют условия обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. | Дифференцированный зачёт Практическая проверка (практическое занятие) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия" по профессии СПО
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.08 Астрономия разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, фе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-625222-1429454584.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.23 АСТРОНОМИЯ
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине "Астрономия" разработана в рамках требований ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-1289156-1605285761.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 АСТРОНОМИЯ программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 22.02.06 Сварочное производство
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 Астрономия является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-922516-1636628683.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ ОДБ. 12
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-922516-1636628683.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ БД. 12
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисцип...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378131-1642320728.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54.01.20 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378131-1642320728.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Составлена в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образо...