День юного оленевода
материал

Бондаренко Людмила Михайловна

Мероприятие было направлено на воспитание сохранение и развитие традиций и культуры коренных народов Севера.  Сценарий  ежегодного  традиционного  праздника – День юного оленевода.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий 31.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Праздник юных  оленеводов».

(Звучит  музыка №1 «Выход всех семей» - выход семей под веселую музыку)

Право открыть шествие предоставляется семье  рода Тайшиных…

Приветствуем семью рода Климовых …

Приглашается семья  рода Тоболько …

Встречаем семью рода Негачи…

Приветствуем семью рода Тобольчиных …  

Встречайте семью рода Атаман…

Приглашается семья рода Салиндер…

И наконец,  встречайте семью рода  Ного.

                                      (№ 2. Фанфары- начало )

Ведущий 1:

Солнце светит над Ямалом

Звезды тают над рекой,

Мы сегодня отмечаем,

Праздник сердцу дорогой.

Спортивный праздник

Вместе: «День юного оленевода!»

Ведущий 2: Здравствуйте, дорогие гости!

Ведущий 1: Вуща олаты!

Ведущий 2: Нани торова!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии посвященное Дню юного Оленевода!

Ведущий 2:  

Сегодня вас ждет много интересного: выступление замечательных национальных коллективов, игры, состязания и конкурсы. Ароматный чай и наваристая уха в нашем гостеприимном чуме.  

Ведущий1: И сегодня на нашем празднике мы познакомим вас, уважаемые гости, с традиционной одеждой народов Ямала. А оценивать будет за  красоту, умение и мастерство, наше компетентное жюри в составе:

  1. Зуева Е.П.,
  2. Тайбери Л. П.
  3. Лаптандер Г.А.
  4. Тарымова И.М.

Ведущий 2: Дорогие друзья сегодня на нашем празднике присутствуют гости представители различных организаций.  

Ведущий 1. Слово предоставляется: Заместителю Главы МО Приуральский район по социальным вопросам – Шлапаковой Вере Германовне

Ведущий 2. Слово предоставляется: Директору Ресурсно-методического центра развития системы образования Приуральского района Украинченко Татьяне Николаевне

Ведущий 3. Слово предоставляется: начальнику управления образования МО Приуральский район Уфимцевой Светлане Александровне 

Ведущий 3. Слово предоставляется: начальнику отдела агропромышленного комплекса и делам кмнс Приуральского района Лаптандер Юрию Вячеславовичу

Ведущий 3. Слово предоставляется: председателю Приуральского филиала Ассоциации «Ямал-потомкам!» Харючи Андрею Сергеевичу

Ведущий 3. Слово предоставляется: Директору МОУ Школа  с.Аксарка Крейда Елене Ануаровне

(Ведущий перечисляет гостей, спонсоров праздника, и т.д.

Ведущий: Аплодисменты нашим гостям. Спасибо, что сегодня в этот замечательный день Вы с нами!

 (Звучит № 3 Гимн Ямала)

Ведущий 1:  

Я песнь пою оленеводу,

Хозяину заснеженных троп,

маршрутов, кочевых походов

Достойному светлейших строк!

Ведущий 2:  – выступает детский коллектив «Торам тут»   «Песня оленевода»  под руководством Шинкаревой А.Р.

Ведущий 1:

Этот праздник раз в году-День оленевода!

Не во сне, а наяву дарит нам природа.

Ведущий 2:  Выступает ансамбль танца «Олененок», Детской школы искусств -  Танец «Мои оленята».

Ведущий 1:   

Прекрасны, как лебеди, девушки в нашем краю.

Походка тиха, как встающий над миром рассвет:

Скользят они легче, чем пух или солнечный луч.

Такую полюбишь и будешь, как солнце, могуч.

 (Мелодия № 4 «Дефиле национального платья» - девочки демонстрируют национальные платья).)

Ведущий 2: Сегодня вашему вниманию будут представлен Конкурс национального костюма по 4 номинациям. 

Представляем вашему вниманию конкурс национального платья.

 Платье – это один из нарядов женщин, девушек. Платья шьют из различных  тканей цветного сатина, ситца, а праздничные платья шьют из дорогих тканей: парчи, шелка. Платье оформлено декоративными элементами. Поверх платья надевают нагрудные украшения. Все эти разноцветные платья вы видите на наших девушках.

Ведущий 2: Песню «Мое рукоделие» («Мань сэдъини») исполняет ненецкий фольклорный ансамбль «Ялэмд»

Ведущий 1. 

У женщин Ямала – проворные, умные руки.

Они вышивают любимым узоры в разлуке!

Как затканы золотом летом земные просторы.

Так шиты ягушки у женщин лучистым узором

Он четок и чист, будто след горностая в снегу…

(Мелодия № 5 «Дефиле Комплект зимней одежды»  - девочки демонстрируют зимнюю одежду)

Ведущий 2.  

             Представляем вашему вниманию показ национальной зимней  одежды. Наши женщины имеют богатый гардероб, в    который входят зимняя, весенне-осенняя и летняя одежды. Перед вами женская зимняя одежда, которая состоит из     меховой шубы, меховой национальной шапки и обуви.

Ведущий 1. 

Меховая зимняя шапка (капор) по традиции шьется из     оленьего меха. Шапка для тепла и красоты украшается    песцовыми хвостами или другим пушистым мехом. Украшением шапки также являются различные металлические изделия. Но эти тяжелые металлические   изделия являются не просто украшением, но также    выполняют важную сакральную роль: оттягивая крылья шапки назад, они прижимают их к шубе и не дают проникнуть холоду и сохраняют осанку женщины.

Ведущий 2. 

Женская обувь –  шьется из оленьих лап. В кисах     тепло в любые морозы. Они легки и удобны, а потому   незаменимы. Для украшения используют мелкие несложные орнаменты.

Ведущий 2:  В исполнении  ансамбля  танца «Олененок», Детской школы искусств -  Танец «Рукоделие».

Ведущий 1. 

Дано пастуха по оленям судить,

Легко тут достоинства сразу открыть:

Когда у оленей отменная прыть

И твердость их мышц можно с камнем сравнить.

Уж здесь пастухов оценить мы должны

У нас на  Ямале дела их видны

На гонках оленьих, что учреждены

В сияющий день наступленья весны.

Мелодия №6 «Дефиле мужской зимней одежды» (Участники демонстрируют свою одежду)

 

Ведущий 2: Мужская зимняя одежда состоит из комплекта теплой малицы, и расшитых узорами кисов. Капюшон шьют из шкурки с коротким ворсом (пешки). Основная часть капюшона состоит из прямоугольника по размеру головы хозяина малицы, затылочную вставку делают из камусов пешки или неблюя. Переднюю около лицевую кромку подгибают, внутрь вставляют замшевую тесьму для затягивания.

Поверх малицы надевают маличную рубаху – сорочку – для защиты наружной поверхности малицы от загрязнения и сырости. Шьют ее в основном из плотных тканей – вельвета, байки.

      (Мальчики снимают свои пояса и демонстрируют зрителям) 

Малица подпоясывается широким кожаным поясом. Пояс представляет собой полосу ложной или оленьей кожи шириной 8-10 см. На прикрепленных к поясу кусочках сукна расположены бронзовые бляхи или вырезанные костяные бляхи. На поясе всегда есть ножны и футляр из кожи для точила.  Обязательным атрибутом пояса служит медвежий, иногда волчий клык на цепочке, он считается оберегом.

Ведущий 1: Песня «Ловля оленей» («Ярколава») исполняет Торопова Прасковья

Ведущий 2 .

- На нартах малыш

Восседает с отцом

И смотрит на мир

Удивленным птенцом.

Как будто совенок.

 Что вышел на свет.

Он пестрый, пушистый

Тулупчик одет.

Мелодия № 7 –  «Дефиле  детской национальной одежды»

(Демонстрация национальной детской одежды под эту мелодию)

Ведущий 1:  Песню «Саморутка»  исполняет  фольклорный ансамбль народа ханты «Овс мувнэ»

Ведущий 2:

Сколько счастья и волнений,

Все испытываем мы!

В праздник скачущих оленей,

В праздник северной Земли!

Мчат олени – наши олени

Или это мчит сама

В удалом своем разгоне

Наша звонкая весна.

Ведущий 1:  – выступает детский коллектив ансамбля  «Торам тут»   под руководством Шинкаревой А.Р.  с песней «Товы пора»; 

Ведущий 2: - продолжает выступление фольклорный ненецкий ансамбль «Ялэмд» с песней «Поющие девушки» («Сёетэыйко»);

Ведущий 1: - «Песню девушки» (Пирибтя сё» исполняет  Талеева Розалия;

Ведущий 2: - Песню «В дороге» ( «Юш хуват»)   исполняет  фольклорный ансамбль народа ханты «Овс мувнэ»;

Ведущий 1:  - «Сердце Солнца» («Хаероко Сей») исполняет  Сметанина Анонида Ивановна.

Ведущий 1:  

Эй, мастера, кто сильней, кто быстрей?

Кто чемпионом на финише встанет?

Кто установленный прутик – хорей

Длинным арканом верней заарканит?

Ведущий 2:  Внимание участникам соревнований! Каждой семье выданы  маршрутные листы, по которым вы участвуете в  соревнованиях, результаты соревнований вносятся по личным первенствам в маршрутные листы.

 Равняйсь! Смирно! Разойтись по этапам соревнований!

(Во время проведения соревнований звучит национальная музыка).

//////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\////////////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Мелодия № 8 –Фанфары – Конец соревнований

Ведущий 1: Вот, и подошел к концу наш праздник, в котором участвовали смелые, ловкие, веселые, дружные, умелые ребята и родители!  Вы сегодня справились со всеми заданиями! У нас получился отличный праздник день Оленевода!

- Ведущий 2: А теперь мы попросим наше жюри подвести итоги конкурсного дня и  наградить наших ребят. 

Конкурсы и состязания

  1. Музей – Лаптандер Г. А. ( Забрасывание колечек на дерево)
  2. Конкурс «Хозяюшка»  в чуме - сплести из оленьих жил нити (Шарифова Н.П.)
  3. Проведем заранее на видео конкурс «Строганина» - Падранхасов С.С.
  4. Метание тынзяна – Лаптандер Г. А.
  5. Прыжки через нарты – Падранхасов С.С.
  6. Перетягивание палки - ответственный Климов Антон
  7. Конкурс национального платья
  8. Конкурс зимней одежды девочек
  9. Конкурс мальчиков в зимней одежде и пояса
  10. Конкурс детской малицы

Заранее имена конкурсантов записать

                         

Что нужно  для Дня юного оленевода.

  1. Сцена для выступлений;
  2. Шары и флажки для сцены;
  3. Очистка площадок для соревнований от снега
  4. Призы  для участников - 44 приза
  5. Грамоты- Бондаренко Л.М. -
  6. Работа в чуме воспитателей - нужны дрова, стряпанное, рыба свежая и т.д -  
  7. Организация музыки  (микрофоны, и т.д)  - ЦНК
  8.  Известить телевидение

Воспитатели: День юного оленевода.

  1. Сценарий разработать и подборка музыки – Бондаренко Л.М. и Боровикова А.В.
  2. Четверг – Конкурс «Строганина» сценарий  в чуме - 16.00 (нож, доска, рыба, фартук, полотенце) жюри-
  3. Собрание с родителями в 13.00 (показ готовых роликов)
  4. Оформление  (ковер, плакаты, шары) – с. Тоболько
  5. Выставка детских поделок – Бондаренко Л.М. и Канева Н.Д.
  6. Грамоты оформить -  с. Тобольчиных  - 44 штук
  7. Ведущие: Куйбина Т.В.,  Пырысева И.Н.
  8. Маршрутные листы,  таблички для семей напечатать – Гюзенко Д.С.,  Бондаренко Л.М.
  9. Организация музыки – Пантелеева А.А.
  10.  Пригласительные сделать  и отнести – с. Салиндер
  11. Плакаты нарисовать – с. Тайшиных;
  12. Конкурс «Хозяюшка» - Шарифова Н.П.
  13.  Работники чума- Тереньева Н.В., Атаман М.Г. (организация чаепития)
  14. Подвести итоги: Канева Н.Д. и Карпухина Т.И.

(грамота + приз)

 

Воспитатели курирующие детей на соревнованиях:

с. Тайшиных – Бессонова С.Н.

с. Негачи – Валеева О.В.

с. Тоболько – Вылко И.В., Атаман М.Г.

с. Салиндер – Григорьева Э.Л.

с. Тобольчиных – Кумукова Г.В.

с. Ного – Гузенко Д.С.

с. Климовых – Демидова Н.В.

с. Атаман – Боровикова А.В.

Протокол №

проведения воспитательного мероприятия

Тема: «Праздник юных оленеводов»

Организатор: Бондаренко Л.М.

Дата проведения: 19.03. 2021 г.  

Продолжительность: 1,5 -2 часа

Жанр мероприятия: праздник познавательно – игрового характера  

Методические приемы: элементы театрализации, музыкальное и стихотворное сопровождение, игровые формы, спортивные состязания

Участники мероприятия: Воспитатели и дети интерната

Цель: Сохранение и развитие традиций и культуры коренных народов Севера.

Задачи:

•        Развивать познавательные способности через обобщение представлений детей о проведении праздников в стойбище оленеводов.

•        Совершенствовать развитие физических качеств: силу, быстроту, ловкость, выносливость;  упражняться в беге, прыжках, метании.

•        Вызвать эмоциональную отзывчивость, творческую активность детей.

•        Воспитывать любовь и уважение к традициям народов Севера и его истории.

Действующие лица: ведущие.

Оборудование: чум, музыкальный центр, спортивный инвентарь (3 мата, гимнастические палки 3 шт., 3 обруча, 3 конуса), шары. угощения для гостей и

Краткий отчет

        Мероприятие было направлено на воспитание сохранение и развитие традиций и культуры коренных народов Севера. Проведенное мероприятие способствовало сплочению коллектива семей всего интерната, развитию социокультурной компетентности.  19 марта в интернате семейного типа  школы с. Аксарка был организован ежегодный традиционный праздник – День юного оленевода.  С приветственным словом к детям и их родителям обратилась Директор школы, она поздравила всех с праздником, поблагодарила родителей за тесное сотрудничество и пожелала спортивных успехов в соревнованиях.  В программу праздника вошли традиционные конкурсы национальной одежды, национальных видов спорта, прикладного искусства. В чуме можно было погреться и выпить ароматного чая со свежей выпечкой и поесть вкусную уху.  Победители каждого конкурса получили грамоты  и ценные призы, а все участники праздника  заряд хорошего настроения на предстоящие весенние каникулы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Юный эколог"

программа "Юный эколог"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Юные модельеры"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков работы с кистью и красками у умственно отсталых детей...

«Тестовые задания к образовательному модулю по направлению спортивно-технического творчества учащихся объединений «Безопасность дорожного движения», «Юный мотоциклист», Юный водитель».

В работе представлен методический материал в виде тестовых заданий по следующим блокам:- история создания и развития дорожных сводов, кодексов и Правил Дорожного Движения,- знание основных разделов Пр...

Творческий проект " Чум - традиционное жилище оленеводов"

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле. Народы Севера всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой бо...

Творческий проект " Чум - традиционное жилище оленеводов"

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле. Народы Севера всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой бо...

Методическая разработка "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Юный пешеход", "Пешеходная грамота", "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель"

В работе представлена "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель" ИУЦ "Автогр...