методическая разработка урока "Социальные нормы и девиантное поведение"
план-конспект урока

Жилякова Лариса Васильевна

 

Данная тема предлагает расширение знаний обучающихся, использование разнообразных приёмов и методов обучения, активизацию познавательной деятельности, решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной реальности.

В разработке используется материал Интернет-сайтов по теме, дающий возможность более наглядно демонстрировать рассматриваемые социальные проблемы с последующей оценкой происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права без оторванности от реальной жизни.

Обучающиеся уже знакомы с основными понятиями данной темы, что позволяет не зацикливаться на их изучении и направить основную деятельность на развитие навыков формулировать собственные суждения, вести конструктивный диалог, делать практические выводы.

Данная методическая разработка отвечает требованиям, направленным на достижение целей дисциплины «Обществознание» и формируемым компетенциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого занятия по обществознанию с обучающимися 2 курса по профессии «Продавец; контролёр-кассир».

Данная тема предлагает расширение знаний обучающихся, использование разнообразных приёмов и методов обучения, активизацию познавательной деятельности, решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной реальности.

В разработке используется материал Интернет-сайтов по теме, дающий возможность более наглядно демонстрировать рассматриваемые социальные проблемы с последующей оценкой происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права без оторванности от реальной жизни.

Обучающиеся уже знакомы с основными понятиями данной темы, что позволяет не зацикливаться на их изучении и направить основную деятельность на развитие навыков формулировать собственные суждения, вести конструктивный диалог, делать практические выводы.

Данная методическая разработка отвечает требованиям, направленным на достижение целей дисциплины «Обществознание» и формируемым компетенциям.

        

Урок обществознания

Тема урока

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Группа: 621

Курс: 2

Профессия: продавец; контролёр-кассир

Дата

«___» ____ 2021 г.

Продолжительность:

40 минут (1 час)

Цель урока:

Ознакомить с основными понятиями: «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «самоконтроль»

Задачи урока:

1) объяснить сущностное значение социальных норм в жизни общества;

 2) раскрыть специфические особенности каждого вида социальных норм, объяснить причину множественности их разновидностей;

 3) способствовать пониманию значимости социального контроля;

 4) содействовать расширению знаний учащихся о поведении людей

Ожидаемые результаты:

Изучение темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— осознание важности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

— осознание значения взаимопонимания в диалоге с другими людьми, освоение способов конструктивного диалога;

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

— осмысление значимости нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— уяснение значимости развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

 метапредметных:

 — умение обобщать и классифицировать социальные нормы;

— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, используя знания норм морали, права;

 предметных:

 — умение определять и пояснять смысл понятий «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «самоконтроль»;

— характеризовать социальные нормы, называть общие и отличительные признаки правовых норм, норм морали, обычая, этикета, религиозных норм;

 — указывать элементы социального контроля, раскрывать роль социального контроля в жизни общества;

— называть признаки отклоняющегося поведения;

— формулировать свою точку зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения.

Тип урока:

Совершенствование знаний

Методы обучения, методические приёмы, педагогические техники и технологии:

Личностно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение, проблемное обучение

Методическое обеспечение:

Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», учебник «Обществознание», опорный конспект «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», контрольно-тренировочные задания

Дополнительные источники:

Конституция РФ

Интернет-ресурсы

Структура урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Достижение цели

Время

(мин.)

1.

Организационный этап

Взаимное приветствие

Приветствие преподавателя

Воспитание организованности

1

2.

Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Формулирование темы и цели урока в результате работы в технике «Мозговой штурм»

Самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения

Совершенствования собственной познавательной деятельности

5

3.

Актуализация знаний

Проведение беседы по основному содержанию темы, отражённой в схеме «Социальные нормы»

Вспоминают раннее изученный материал, определяют его значимость, высказывают свою точку зрения, записывают в тетрадь тему урока, основные понятия

Умение обобщать и классифицировать социальные нормы Способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, используя знания норм морали, права

5

4.

Изучение нового материала

Организация работы в группах с таблицей и опорным конспектом

Выполняют задания в группах, заполняют таблицу «Отклоняющееся поведение»

Выступают с докладами от каждой группы

Применение знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Называть признаки отклоняющегося поведения

10

5.

Осмысление и закрепление изученного материала

Организация работы в группах

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.155-157.

Выполняют задания в рабочем листе, анализируют проблему, поставленную в начале урока, и находят ее решение

Указывают элементы социального контроля, раскрывают роль самоконтроля в жизни человека и общества

 Умение извлекать необходимую информацию для решения учебной задачи используя источники информации среди предложенных

15

6.

Заключительный этап

Рефлексия

Проводит самоанализ учащимися урока

Осуществляют самоанализ урока

Осмысление значимости нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

3

7.

Домашнее задание

Конкретизирует д/з

Подготовить сообщение по теме

Записывают домашнее задание

Предвидения возможных последствий определенных социальных действий

1

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

(1 мин.)

Взаимное приветствие

Приветствие преподавателя

2.

Мотивация к учебной деятельности

(5 мин.)

Демонстрация видеоролика «Броуновское движение»

Вопросы:

- как данное физическое явление можно связать с его проявлением в человеческом обществе?

- приведите примеры таких взаимодействий из вашего социального опыта.

- всегда ли взаимодействие гармоничное? (чтобы всем было хорошо)

- что необходимо для урегулирования всех способов взаимодействия людей?

Высказывать разные варианты сравнений, приходят к выводу:

-все люди взаимодействуют друг с другом, не всегда положительно

- необходимы определённые правила, т.е. социальные нормы.

Формулирование темы и цели урока в результате работы в технике «Мозговой штурм»

3.

Актуализация знаний

(5 мин.)

Проведение беседы по основному содержанию темы, отражённой в схеме «Социальные нормы»

-предлагаю вспомнить, что вам известно о социальных нормах

-давайте определим три вида норм, имеющих универсальный характер, под их воздействием находятся все жители нашей планеты

Вспоминают раннее изученный материал, определяют его значимость, высказывают свою точку зрения, записывают в тетрадь тему урока, основные понятия

- определяют, что такое социальные нормы и какую роль они играют в жизни общества

4.

Изучение нового материала

(10 мин.)

Мы выяснили сущность социальных норм, но проблема не в них, а в том, что …

- вам нужно сформулировать эту проблему, и мы узнаем продолжение нашей темы урока

Организация работы в группах с таблицей, опорным конспектом, текстом учебника

Учащиеся в группах получают задание.

Группа № 1. Отклоняющее поведение

Группа № 2. Алкоголизм и наркомания

Группа № 3. Причины отклоняющегося поведения

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.155-157

Приходят к логическому выводу о том, что не все и не всегда живут в соответствии с социальными нормами, что порождает поведение, не соответствующее требованиям – отклоняющееся (девиантное поведение)  

Выполняют задания в группах, заполняют таблицу «Отклоняющееся поведение»

Выступают с докладами от каждой группы

5.

Осмысление и закрепление изученного материала

(15 мин.)

Проводится беседа, в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

- Что нового вы узнали сегодня?

-  Какие выводы можно сделать?

Анализ статей Конституции РФ (Гл. 2)

Выполняют задания в рабочем листе, анализируют проблему, поставленную в начале урока, и находят ее решение

Анализ статей УК РФ:

- статья 228 УК РФ,

 - статья 228.1 УК РФ,

- статья 230 УК РФ.

6.

Заключительный этап

Рефлексия

 (3 мин.)

Проводит самоанализ учащимися урока

Оценивание учащихся за работу на уроке

Осуществляют самоанализ урока

Самостоятельно оценивают материал, изученный на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

7.

Домашнее задание

 (1 мин.)

Конкретизирует д/з

Подготовить сообщение по теме

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Девиантное поведение подростков"

В презентации содержится материал  о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...

Методические указания к выполнению практических работ по ОП. 02 Психология (раздел «Понятие девиантного поведения, классификация видов, профилактика, методы диагностики и коррекции»)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...

Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"

Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...

Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»

Все  живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причина...