Совершенствование технологии кинотерапии
методическая разработка

Орешенкова Елена Вячеславовна

Совершенствование технологии кинотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_tehnologii_kinoterapii.docx690.89 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование технологии кинотерапии

как средства повышения эффективности работы

с кандидатами в замещающие родители

Кинотерапия относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством». Это метод саморазвития, самопознания, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью техник задавания вопросов и модерирования процесса. Анализ собственного восприятия образов в фильме способствует сознательной коррекции своих действий.

Фильм может рассматриваться как технология, способная изменить и характер человеческого мышления, и восприятие, и сформировать другие ценности. Данные условия создают возможность для присвоения нового опыта и переструктурирования опыта имеющегося. Если обобщить, то просмотр и обсуждение фильма создает:

– на групповом уровне – командообразующий эффект (формирование здесь и сейчас общего языка, общего смыслового, эмоционального и ценностного поля),

– на эмоциональном уровне – мотивирующий эффект (желание использовать увиденное и усвоенное),

– на познавательном – расширение взгляда (другие возможности, другие установки и т.п. возникают через дискуссию о транслируемой авторами картины мира),

– на поведенческом уровне – способствует присвоению демонстрируемых в фильме приемов взаимодействия (технологий, коммуникативных техник, реплик и т.п.),

– на ценностном уровне – осмыслению своих приоритетов, формулированию своих убеждений и установок (возникают через анализ предлагаемых автором ситуаций и конфликтов, через отношение к герою и его поступкам).

В чем разница между кинотренингом и стандартной формой групповой работы? При обычной форме групповой работы жизнь там присутствует в интерпретации самого человека – он рассказывает и исследует трудные для него ситуации, напряженные отношения и т.п. Но при этом не каждый может поделиться сокровенным в присутствии других людей. Эти же ситуации и отношения в глазах другого человека могут иметь, с одной стороны, прямо противоположную трактовку, с другой – он может выделять при анализе совсем иные элементы.

По анализу фильма видно, что обычно человек объясняет действия героев, исходя из своих проекций (особенно, если происходит психологическое соединение с кем-либо из персонажей), и поэтому практически не замечает те нюансы поведения, которые указывают на иную трактовку действий, иные движущие мотивы и т.п. В процессе кинотренинга его участники учатся выявлять и выстраивать логику поступков других людей, видеть их скрытые мотивации, объяснять поведение человека, основываясь на его характеристиках, а не на своих проекциях.

Безусловно, исследуя киноматериалы, участники группы тренируют свои интеллектуальные навыки, улучшают наблюдательность, расширяют набор стереотипов поведения; происходит поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности. Причем такая форма работы позволяет проделывать это, не вынося на обозрение других личностные проблемы, как в стандартных тренинговых группах. Положительным моментом кинотренинга является тот факт, что участники группы получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является киноперсонаж.

Зритель может занимать две позиции: видеть себя на месте героя и переносить героя на свое место. Данные рокировки составляют основу восприятия, сопереживания и понимания фильма. Поэтому терапевтический эффект фильма заключается в сопоставлении и проживании собственной жизни в фильме и возможных изменений в реальной жизни под влиянием нового культурного опыта.

Уровень анализа фильма зависит от целей проведения кинотренинга. Например, если целью встречи группы является создание атмосферы доверия и поддержки, тогда одной из задач будет получение эстетического удовлетворения при совместном действии (просмотре кинофильма и обсуждении). В этом случае зоной внимания в момент группового обсуждения станет удовольствие, полученное участниками. Ведущая роль, предлагаемая участнику – «наблюдатель». Результатом просмотра и обсуждения явится снижение внутренних напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.

Если целью встречи является получение нового опыта путем непосредственного проживания, то зона внимания в момент обсуждения будет находиться в области ролевых предпочтений и выборов частников, анализе жизненных сценариев и стратегий. Тогда ведущей ролью, предлагаемой участнику кинотренинга, будет «активный участник событий», что в результате с помощью ролевых игр и упражнений приведет его к изменению поведения в реальной жизни.

Если участники собрались на встречу с целью самопознания, то внимание в обсуждении будет сосредоточено на их мировоззренческих установках, жизненных принципах, ценностях и позициях. В таком обсуждении участник берет на себя право быть соавтором фильма. Кинокартина становится частью его жизни, содержание присваивается полностью или корректируется отчасти с помощью активного воображения, что в результате приводит к философскому переосмыслению реальности и своего места в ней.

В связи со столь богатыми возможностями, которые предоставляет кинематограф для оказания психологической помощи можно выделить следующие цели, которые определяют виды кинотренинга и, соответственно, особенности его проведения.

1. Развитие психологической компетентности. В задачи этого вида кинотренинга входит знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли) и обучение взаимодействию с ними.

2. Развитие интеллектуальных навыков. Здесь основной задачей является тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления.

3. Развитие эмоциональной сферы. Этот вид кинотренинга ставит своей задачей обучить клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).

4. Развитие навыков решения проблем. В данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы (например, пятьдесят способов признаться девушке в любви).

5. Снятие стресса. Как видно из названия, такой кинотренинг позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

6. Самоанализ. В сущности, это направление наиболее полно отражает понятие «кинотерапия», так как именно здесь задачами являются обучение навыкам глубокой рефлексии, самоосознания и самоанализа, а также психотерапевтическая проработка психологических проблем.

7. Обучение расшифровке символического ряда. Это один из самых интересных видов кинотренинга, так как он позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме. Работать в данном контексте – значить видеть эти символы, понимать их значение и уметь расшифровать смысл, которым они наполнены. Такое обращение к символическому ряду фильма позволяет сделать кинотренинг не только более глубоким и познавательным, но и увидеть волнующие проблемы в другом ракурсе, а также научиться замечать символику в повседневной жизни.

Как мы видим, возможностей у кинотренинга (кинотерапии) очень много. Но их реализация зависит не только от профессионального мастерства психолога, но и от правильного подбора фильма. И здесь существует ряд тонкостей.

Во-первых, фильм должен быть позитивным. Позитивность фильма определяется многими характеристиками: первым (интуитивным) впечатлением от него, наличием жизненной правды, органичностью сюжетного и образного ряда, эстетическими переживаниями. Во-вторых, фильм должен соответствовать целям кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень образования и психологические ситуации клиентов.

Таким образом, фильмы, как сказки и сны, богаты образами и подтекстом. И, как специалисты, мы знаем, что каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, системы ценностей и отношения к миру. И если десять человек, посмотревших один и тот же фильм, соберутся вместе обсудить его, то в процессе обсуждения непременно обнаружится, что они как будто посмотрели десять разных фильмов, причем каждый увидел фильм о своей собственной жизни.

Групповой просмотр художественного фильма с последующим его обсуждением (кинотренинг) – не только эстетическое удовольствие, но и чрезвычайно полезный инструмент в руках педагога-психолога, в том числе в работе с кандидатами в замещающие родители.

В целях совершенствования технологии кинотерапии в работе с кандидатами в замещающие родители нами предлагается введение в работу с фильмами элементов арт-терапии.

Приведем пример работы с мультипликационным фильмом в рамках тренинга с кандидатами в замещающие родители.

 Кинотерапевтический практикум «Мир глазами ребенка-сироты»

Цель: способствовать осознанию приоритетов и личностных ресурсов в воспитании детей, в работе с детьми,  лишенными родительского попечительства.

Содержание:

  1. Просмотр короткометражного мультфильма «Моя жизнь».

  1. Обсуждение. Возможные вопросы:
  • О чем этот фильм?
  • Какие проблемы он демонстрирует, затрагивает?
  • Какие чувства вызывает мультфильм – в начале, в конце просмотра?
  • Как главный герой воспринимает самого себя, родителей, соседей,  свою жизнь?
  • Как восприятие событий главным героем отражает его мировоззрение?
  • Каким образом  поведение, мысли, рассуждения главного героя перекликаются с жизнью ребенка-сироты?
  • Почему в качестве главного героя выбран именно поросенок?
  • Какой (какие) эпизоды оказались самыми впечатляющими?
  • Счастлив ли главный герой?
  • Чем заканчивается мультфильм?
  1. Какое позитивное продолжение истории можно придумать?

Нарисуйте позитивное продолжение истории главного героя мультфильма и представьте его остальным участникам.

4.  Возможен повторный просмотр с комментариями.

5. Заключение. Вывод:

  • Ребенок-сирота…
  • Для такого ребенка необходимо…
  • Для такого ребенка я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»В данной работе рассмотрены методология созда...

ПРЕДПОСЫЛКИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА .

В любом образовательном учреждении учебный процесс предпо­лагает использование педагогических технологий, которые имеют неоди­наковые потенциальные возможности в аспекте влияния на здоровье уча­...

Педагогический проект "Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики как метод формирования УУД учащихся"

Педагогический проект "Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики как метод формирования УУД учащихся"...

Совершенствование методической деятельности педагогов на основе информационных технологий

В статье рассмотриваются цели и задачи методической деятельности педагогов образовательного учреждения, тенденции развития методической деятельности педагога, какими  информационными и коммуникац...

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

19 ноября 2019 года в Москве пройдет межрегиональный семинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий» (время проведения семинара...

ВЕБИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

20 ноября 2019 года  пройдет вебинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий».Время проведения вебинара: с 14:00 до 16:00.В...

презентация "Совершенствование технологии производства сыра "сливочный""

Описано совершенствование технологии производства сыра "Сливочный" в ООО СЗ "Сармич"...