Совершенствование методической деятельности педагогов на основе информационных технологий
статья на тему

Одноблюдова Александра Михайловна

В статье рассмотриваются цели и задачи методической деятельности педагогов образовательного учреждения, тенденции развития методической деятельности педагога, какими  информационными и коммуникационными технологиями должен владеть педагог, каковы основные базовые функции модели педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование методической деятельности педагогов на основе информационных технологий

Модернизация образования, внедрение информационных технологий влечет за собой необходимость совершенствования методической деятельности педагогов.

Важным условием совершенствования методической деятельности является использование информационных технологий.

Под информационными технологиями в данном исследовании понимаются современные информационные и образовательные ресурсы и коммуникационные сервисы Интернет.

Оказание информационных услуг педагогами не всегда соответствует современным запросам субъектов образования. Причиной является некомпетентность в оказании информационных услуг, нежелание педагогов ознакомиться с возможностями использования  ИТ, что препятствует развитию процесса ориентации на актуальность методических потребностей субъектов образования.

Возникает ряд противоречий, связанных с непрерывным ростом педагогической информации, количеством ее источников, информационных потоков и их недостаточным структурированием для использования в методической деятельности; возможностями современных информационных и образовательных ресурсов и отсутствием технологии их использования в деятельности педагога.

Главной целью методической деятельности педагогов образовательного учреждения является поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса.

Обновление образовательных учреждений, ориентированное на личностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, требует существенного улучшения качества методической деятельности педагогов.

Совершенствование - это одна из важнейших тенденций методической деятельности педагогов. Под совершенствованием понимается улучшение, обновление объекта, в нашем исследовании - методической деятельности педагогов, приведение ее в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Тенденции развития методической деятельности педагога:

  1. проблематизация, поиск путей и средств удовлетворения возникших профессиональных потребностей
  2. формирование у педагога устойчивой потребности в самообразовании, к изучению новой информации и опыта, самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творчески применять в различных ситуациях, приучаться к самоанализу и самооценке
  3. осуществлять выбор той информации, которая будет удовлетворять его информационным потребностям (анализировать, классифицировать и систематизировать ее) и делать достоянием базы данных

Одним из источников информации является глобальная сеть Интернет. Интернет - это возможность общения со всем миром, получение информации из СМИ, в ходе личностного общения, пользования базами данных учреждений, совместных проектов с обучающимися других ОУ различных регионов нашей страны и зарубежных стран, получения образования на расстоянии, в любых образовательных учреждениях нашей страны или зарубежных стран. Трудно перечислить все возможности в области образования, которые может предоставить Интернет. Преподаватели, благодаря доступу к сетям телекоммуникаций, повышают свою информационную вооруженность.

Информационные технологии, в частности информационные и образовательные ресурсы Интернет, предоставляют педагогам огромное количество профессиональных Web-узлов, обеспечивая им широкие потенциалы для повышения профессиональной компетенции и формирования связей внутри педагогического сообщества.

Информационные ресурсы становятся основным источником совершенствования методической деятельности педагогов.

Целью совершенствования методической деятельности педагога является повышение эффективности ее функционирования на основе ИТ в условиях модернизации образовательного учреждения и формирования системы информационного обеспечения.

В результате достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

  • использовать информационные образовательные ресурсы глобальной сети Интернет и средств ИТ в профессиональной деятельности педагогов для поддержки и развития учебных процессов;
  • сделать доступным повышение квалификации педагогов независимо от места проживания и других факторов;
  • повысить качество обучения за счет осуществления доступа участников образовательного процесса к единой информационной системе и посредством нее к лучшим методическим и педагогическим ресурсам России;
  • компенсировать информационный дефицит педагога;
  • сформировать потребность в использовании технического оснащения;
  • предоставить возможности самостоятельного выбора наиболее эффективных и интересных методик;
  • сформировать интерактивную среду общения субъектов образовательной деятельности;
  • получить навыки работы в Интернет.

При достижении цели и задач формируется информационное пространство педагога, которое является составляющим элементом единого информационного пространства образовательного учреждения.

Формирование информационного пространства педагога должно позволить:

  • повысить мотивацию педагогов к использованию ИТ и развить способности включаться в деятельность более высокого уровня, например, проявлять инициативу, анализировать собственную работу и работу других, влиять на собственное профессиональное развитие и развитие ОУ;
  • самостоятельно формулировать цели своей деятельности, выбирать способ ее достижения, организовать поиск необходимой информации и др.

Ценность педагогического опыта определяется не только уровнем обобщения, но и возможностями доступа к нему: чем больше педагогов смогут познакомиться с идеями опыта, тем выше его ценность и значимость.

Проблему обеспечения свободного доступа к педагогическим разработкам в рамках города, в масштабах страны могут решить компьютерные сети, как локальные, так и глобальные. Однако, чтобы сделать опыт доступным многим через сеть Интернет, педагог, как минимум, должен владеть информационными и коммуникационными технологиями.

В качестве системообразующего элемента в модели педагога выступают базовые функции.

Технологическая функция: Организация работы по изучению и обобщению педагогического опыта педагогов-новаторов России через педагогические Интернет - сообщества (сетевые методические объединения); обмен опытом работы через телеконференции и электронную почту; информационное обеспечение труда педагогов - экспериментаторов и педагогов, работающих в инновационном режиме (классификация Интернет-ресурсов и размещение в банке педагогической информации), распространение опыта работы педагогов (перевод в электронный вид и размещение на Web-странице, рассылка на образовательные сайты) и т.д. В результате улучшается качество учебно-воспитательного процесса за счет отработанной технологии работы с педагогическим опытом, меньше времени уходит на оформление и выход каждой новой разработки. Педагогический опыт творческого педагога становится доступным многим работникам системы образования. Руководители ОУ, эксперты смогут увидеть и правильно оценить профессиональную деятельность педагога.

Педагогическая функция. Использование дистанционных форм повышения квалификации; применение информационных технологий для подготовки к занятиям с педагогами, например, разработка мультимедийных слайдов; развитие информационной культуры педагогов; развитие профессионального творчества педагогов посредством участия в сетевых педагогических олимпиадах, конкурсах и т.д. Эффективность от использования ИТ в рамках педагогической функции определена тем, что педагог, освоив инструментарий ИТ, может сравнительно просто редактировать свои разработки, добиваясь высокого качества, добавлять новые материалы, не затрачивая времени на разработку структуры, а также решать учебные задачи для обеспечения профессиональной деятельности, для представления результатов своей деятельности.

Исследовательская функция. Рецензирование, публикации статей в сборниках и журналах (в т.ч. электронных); изучение теоретического материала и практического опыта по проблемам исследований или опытно-экспериментальной работы в Интернет; участие в сетевых научно-педагогических Интернет - конференциях в виде докладов и т.д. Эффективность от применения ИТ в данной функции заключается в возможности изучения творческих находок педагогов не только на уровне данного ОУ, но и на уровне России.

Экспертная функция. Возможность компьютерной диагностики профессиональной компетенции педагогов и получения оперативных результатов для принятия решений в связи с аттестацией или других потребностей. Кроме того, повышается возможность участия педагогов в межсетевых конкурсах, педагогических олимпиадах.

Управленческая функция методической деятельности становится эффективнее, если использовать в ее деятельности ИТ. На информационно-аналитическом этапе: сбор и обработка информации по анализу хода УВП и его результатов, оперативное получение результатов самоэкспертизы состояния образовательной и методической деятельности педагога в графическом виде.

Информационные ресурсы, обеспечивающие деятельность педагогов, формируются в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.  

В УИ ТЛТУ большое количество учебных кабинетов, оснащенных компьютерами, ноутбуками, мультимедийными установками, интерактивными досками, компьютерными тренажерами. В учебно-производственых мастерских и лабораториях установлены электронные стенды и тренажеры. Оснащение учебных классов современной вычислительной техникой и педагогических программных средств в ОУ является основным фактором информатизации образования, так как при их отсутствии новые информационные технологии обучения реализуемы быть не могут.

На сайте http://уитлту.образование38.рф/.ru  педагоги могут оперативно получить информацию из рубрики «Педагогическому работнику».

На базе учебных кабинетов «Информатика» организована работа Центра информационной поддержки. Его цели: расширять знания учащихся по дисциплинам «Информатика», «Информационные и компьютерные технологии»; развивать информационное пространство и распространять информационную культуру среди учащихся и педагогов; осуществлять научно – методическую и информационную поддержку педагогов в сфере информатизации образования; оказывать информационные и учебно-методические услуги учащимся и педагогам. Работа в центре позволяет педагогам расширять знания и умения в области информационных технологий, эффективно взаимодействовать с ресурсами Интернет. Здесь педагоги совершенствуют навыки владения информационными технологиями: готовят мультимедийные презентации, проекты к учебным занятиям, для поиска информации используют локальную сеть, сеть Интернет, производят сканирование, печать документов, ксерокопирование, работают с фотографиями в графических редакторах.

Творческой группой в техникуме разработана модель педагога и квалиметрическая таблица для выявления уровня профессионализма педагогического работника. В них определены критерии и показатели, характеризующие современного педагога, одним из критериев является информационная грамотность. Это позволяет каждому педагогу сравнить имеющийся уровень профессионализма с эталоном, стимулирует на повышение квалификации на основе ИТ. Получили дополнительное профессиональное образование по программам: 26 педагогов;  прошли курсы повышения квалификации -  32 человека.

Анкетирование педагогов показало позитивную динамику применения  ими информационных технологий. Опрос педагогов показал, что за последние два года (2015 – 2017 г.г.) использование ими информационных технологий возросло:

  • на учебных занятиях с 20 % до 80 %;
  • во внеурочное время с 4 % до 90 %;
  • на педагогических чтениях с 36 % до 96 %;
  • на научно-практических конференциях с 41 % до 100 %;
  • в создании комплексно-методического обеспечения занятий с 9 % до 97 %.

Обучающиеся под руководством педагогов принимают участие в различных конкурсах, связанных с использованием ИТ, например, на областной научно-практической конференции Северного региона «Автомобильный транспорт на защите Родины» представлены работы в виде презентаций (диплом 1 и 3 степени).

Обучающиеся принимали участие в областных сетевых проектах: «Уроки мужества» (представлено 9 работ), «Мой учитель самый лучший» (представлено 6 работ), «Военно-патриотическое воспитание обучающихся в ПОО» (представлено 4 работы).

В техникуме ежегодно проводятся декады профессионального мастерства по профессиям, где на различных этапах применяются ИТ.

Более 50% выпускных письменно-экзаменационных работ обучающихся выполнены в виде мультимедийной презентации, защита которых осуществляется с использованием мультимедийной установки или интерактивной доски.

Педагоги училища делятся своим опытом на педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах и т.д. Для межличностного общения между педагогами других учебных заведений активно используется электронная почта.

Итак, можно сделать вывод, что использование информационных технологий существенно влияет на совершенствование методической деятельности педагога. Совершенствование методической деятельности педагогов повлечет за собой развитие педагогической системы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 0П.01 "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" ПО ПРОФЕССИИ 09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы информационных технологийПрофессия 2301103.2  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

Разработка урока по дисциплине «Основы информационных технологий»

Профессия «Мастер по обработке цифровой информации», 1 курс. Тема: «Электронная почта»...

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов заочной формы обучения

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  для студентов заочной формы обучения для специальности СПО "Экономика и бухгалтерский уче...

Методическая разработка практического задания для дисциплины "Основы информационных технологий"

Работа предназначена для проведения практической работы  по поиску информации в Интернете....

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов заочной формы обучения специальности СПО 36.02.02 Зоотехния

Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности "Зоотехния". Данный сборник...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема  «Создание,  редактирование,  форматирование  ячеек  электронной  таблицы.  Проведение  расчетов  и  поиска  информации  в  ...

Совершенствование методических компетенций педагогов дополнительного образования.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качеств...