Поддержка социально-значимых инициатив студентов в Среднем профессиональном образовании
материал

Решетникова Кристина Ильинична

Поддержка социально-значимых инициатив детей и молодежи является важной составляющей воспитательного процесса на любом уровне образования. Развитие социальной активности у детей и молодежи способствует росту вовлеченности их в жизнь своего образовательного учреждения, города, страны.
В статье раскрываются основные направления в работе с активными студентами СПО, в том числе, поднимается проблема перехода школьников в студенческую среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Докладчик:

Решетникова Кристина Ильинична, педагог-организатор Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Тема/ Проблема: Поддержка социально-значимых инициатив студентов в Среднем профессиональном образовании

Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. Поддержка социально-значимых инициатив детей и молодежи является важной составляющей воспитательного процесса на любом уровне образования. Развитие социальной активности у детей и молодежи способствует росту вовлеченности их в жизнь своего образовательного учреждения, города, страны.

Осуществление поддержки социальных инициатив учащихся возможно в нескольких направлениях.

Ученическое/студенческое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Данное право закреплено ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данное направление можно отнести работу школьных/студенческих советов.

Зачастую частью ученического/студенческого самоуправления становится вовлечение учащихся в организацию мероприятий. Такая деятельность реализует личностные запросы детей и молодёжи в проведении культурного отдыха, раскрывает и развивает качества и свойства личности, формирует коммуникативную культуру учащегося.

Большой частью поддержки социально-значимых инициатив детей и молодежи является волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность (добровольчество) - деятельность, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В волонтерской деятельности выделяется довольно много направлений, основными из которых можно назвать: волонтеры победы, событийное, социальное и экологическое волонтерсво.

Отдельным направлением в работе над поддержкой и развитием инициатив учащихся является социальное проектирование. Социальное проектирование как правило, вытекает из активного участия обучающихся в организации мероприятий/волонтерстве/студенческом самоуправлении. Разработка и реализация собственного социально-значимого проекта школьником/студентом развивает у него ряд полезных качеств, необходимых ему как будущему профессионалу: лидерские, коммуникативные навыки, креативное, критическое, логическое мышление, целеполагание и тайм-менеджмент, умение работать в команде и управлять людьми. Иногда это может стать и основой для профессиональной ориентации учащегося.

Профессиональная ориентация может также стать формой проявления инициативы студентов в СПО. Студенты рассказывают о своих профессиях в школах, проводят профессиональные пробы. Такая форма профориентации может стать довольно эффективной и при определенных условиях перерасти в систему наставничества. Это своеобразный мостик между школой и СПО.

Система наставничества – еще одна часть воспитательного процесса, которая не может существовать без активных обучающихся. Эта система позволяет также развивать надпрофессиональные навыки как самого наставника, так и его подопечного.

Поддержка социально-значимых проектов детей и молодежи осуществляется на государственном уровне. Существуют всевозможные грантовые конкурсы и молодежные форумы. Для школьников и студентов СПО существует Всероссийский конкурс «Большая перемена», где участники могут представить свои проекты, включиться в личные и командные конкурсные испытания.

Как правило, поддержка детских социальных инициатив в школах осуществляется через деятельность Российского движения школьников (далее – РДШ). Деятельность РДШ ведется по четырем основным направлениям: гражданская активность, личностное развитие, информационно-медийное, военно-патриотическое. Деятельность РДШ охватывает все перечисленные выше направления деятельности по поддержке детских социальных инициатив. Кроме того, движение охватывает всю территорию Российской Федерации. Российское движение школьников позволяет создать единую систему поддержки активных учеников по всей России.

Большое значение имеет поддержка активности школьника после завершения обучения в школе. В ВУЗах России система студенческого самоуправления, волонтерского движения и работы над проектами достаточно развита. В последнее время все больше внимания стало уделяться развитию студенческих инициатив в среднем профессиональном образовании. На федеральном уровне все чаще стал подниматься вопрос о развитии активной студенческой жизни СПО и формировании единой системы поддержки студенческих инициатив. Это позволило бы школьнику быстрее сориентироваться при переходе из общего образования в среднее специальное и, возможно, продолжить развиваться в выбранном им направлении.

Список литературы:

Алиева, С. А. Зарубежный опыт воспитания социальной инициативности и активности детей и молодежи / С. А. Алиева, С. Т. Алиева, Р. В. Раджабова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 55-61.

Загладина, Х. Т. Социально значимые инициативы детей и молодежи: научно-методические материалы и рекомендации (региональный опыт) / авторы составители Х.Т. Загладина, И.Н. Попова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 152 с.

Смирнова, Н. В. Поддержка детских социальных инициатив в дополнительном образовании / Н. В. Смирнова // Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 8 февраля 2018 года / Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 257-260.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об учебной и производственной практике обучающихся/студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования Уренского филиала ШАПТ ГБОУ СП

Настоящее Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Уренского филиала Шахунског...

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье мы ставим своей целью разработать систему управления учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений СПО...

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ методические указания для студентов отделения среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИметодические указания для студентов отделения среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Педагогика поддержки в среднем профессиональном образовании на уроках теоретического и производственного обучения

Также к статье прилагается памятка, где отображены проблемные ситуации и пути выхода из них....

ЗАДАНИЯ для проведения тестирования студентов по учебной дисциплине ОП.09. ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ (профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины) по специальности среднего профессионального образования 11.02.01 «РАДИОАППАРАТОСТРОЕНИЕ»

Задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение».           В результате освоения дисциплины обучающийся ...