ПМ. 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг. Тема 4.2.4. АД, определение, измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД. Специальнос
методическая разработка
Методическая разработка данного практического занятия предназначена для обучающихся по ПМ. 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг по специальность 34.02.01. Сестринское дело, базовая подготовка для II курса, 4 семестр для проведения практического занятия
Представленные материалы соответствуют современному уровню знаний по данной теме, даны в доступной форме. В разработку включена краткая информация по теме (опорный конспект), алгоритмы манипуляций,. Имеется тестовый контроль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал № 3 Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Департамента здравоохранения города Москвы
"Медицинский колледж № 6"
ПМ. 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.
Тема 4.2.4. АД, определение, измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД.
Специальность 34.02.01. Сестринское дело, базовая подготовка
2017г.
Составитель: Анастасина Людмила Викторовна, преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБОУ ДЗМ «МК № 6»
Рецензенты:
- Пантелеева Е.М., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБОУ ДЗМ «МК № 6»
- А.Н. Разумова – главная медицинская сестра высшей квалификационной категории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 68 Департамента здравоохранения города Москвы»
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка данного практического занятия предназначена для обучающихся по ПМ. 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг по специальность 34.02.01. Сестринское дело, базовая подготовка для II курса, 4 семестр для проведения практического занятия
Представленные материалы соответствуют современному уровню знаний по данной теме, даны в доступной форме. В разработку включена краткая информация по теме (опорный конспект), алгоритмы манипуляций,. Имеется тестовый контроль.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии:
- ФГОС СПО для реализации программы подготовки специалистов среднего звена
32.02.02 Акушерское дело, базовой подготовки
- Рабочей учебной программы по ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Методическая разработка включает:
- пояснительную записку
- методический блок
- операционно-познавательный блок с использованием различных видов самостоятельной работы
- контрольно-оценочный блок
- домашнее задание
- библиографию
Для достижения целей занятия использованы активные методы обучения: проектные технологии, метод ИНСЕРТ при работе с информационным текстом.
Проектная работа обязательно предполагает определенную долю творчества и самостоятельности, умение управлять своей деятельностью.
Практическая часть занятия реализована в отработке алгоритма манипуляции по измерению артериального давления.
Ценным является приобщение обучающихся к работе с нормативными документами.
Методическая разработка способствует формированию ПК и ОК при освоении актуальной темы ПМ.04 «Ад, определение измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД».
ПРИМЕЧАНИЕ.
Преподаватель вправе варьировать этапы занятия, не изменяя их логическую последовательность. Например, уменьшать или увеличивать объем заданий в зависимости от сформированности познавательных качеств обучающихся, мотивационной составляющей, численности бригады и других факторов. Также выдержки из стандарта по измерению артериального давления изучить внеаудиторно.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК………………………………………….. 5
- Технологическая карта (план) занятия………………..….………………………. 6
- Модульно-дисциплинарные связи ………………………………………………....9
- Таблица "Хронокарта с методическим обоснованием этапов занятия»……....10
- Мотивация………………………………………………………………………..........13
- БЛОК АКТУАЛИЗАЦИИБАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ………................. 16
- ИНФОРМАЦИОННО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ БЛОК…………………………………….. 17
- БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………..….………….. 20
- КОНТРОЛЬНО-ИТОГОВЫЙ БЛОК………………………………………………………….. 33
- ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»………………….…………………… 34
- СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ................. 35
- ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ………….………………………………………… 36
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ……………… 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………..…………. 39
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
ПМ. 04.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
МДК 04.03.Технология оказания медицинских услуг.
Раздел 4.Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации.
Тема 4.2.4.:"АД, определение, измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД".
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: практическое
Время проведения: 90 минут.
Место проведения: доклиническая аудитория.
Показателями оценки результата освоения профессиональных компетенций будет:
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Умение | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1, 1.2, 1.4 | Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. | Обучить пациента пользоваться сфигмоманометром для повышения качества жизни и независимости в самоуходе. | Текущийконтроль в форме: -выполнение алгоритма манипуляции |
ПК 2.1, 2.2, 2.5. | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. | Организовать рабочее место медицинской сестры для обеспечения правильности измерения артериального давления для предотвращения ошибок и искажения показаний при измерении | Текущий контрольавформе: решение ситуационных заданий. |
Показателями оценки результата освоения общих компетенций будет:
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Умение | Формы и методы контроля и оценки |
ОКа1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегосяв процессе освоения образовательной программы на практических занятиях. |
ОКа2.а | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | ||
ОК 6.а | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Обеспечение занятия:
Методическое:
- Учебно-методическая разработка.
информационный материал: мультимедийная презентация "АД, определение, измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД".в программе PowerPoint;
- рабочая учебная программа,
- тематический план,
- календарно-тематический план.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- экран.
Материальное:
- температурный лист,
- сфигмоманометр,
- фонендоскоп,
- фантом руки человека.
Литература:
Основная:
- Учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»МухинаС.А., Тарновская И.И., 2-е изд., испр. и доп. Изд: Гэотар-Медиа, 2016
Дополнительная:
- Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б., Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 5-е изд., М.: ООО ТИД "Альянс", 2014.- 432с.
- Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Издательство БИНОМ, 2016. — 368 с.
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2015.
- Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 17-е изд., стер.– (Медицина для вас), 2014
Интернет ресурсы:
- ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов), информационный модуль ОМS
- Медицинская студенческая библиотека www.rosmedlib.ru.
- http://womanadvice.ru/davlenie-pri-beremennosti
- http://www.moymalish.com/beremennost/davlenie-pri-beremennosti
- http://baby-calendar.ru/mama/davlenie/#ixzz3uHQAPSTe
1.2. МОДУЛЬНО-ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
1.3. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Методическое обоснование этапов занятия
№№ | Этапы занятия | Методы и приемы обучения | Время | Содержание занятия | ||
Действия преподавателя | Действия обучающихся | |||||
1 | Организационный момент. Объявление темы и целей занятия. | Беседа | 5 | Организация занятия: контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий. Проводит инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия. | Готовятся к занятию. | |
2 | Мотивация | Проблемный (беседа) | 5 | Выделяет значимость темы, привлекает и акцентирует внимание к изучаемой теме. | Знакомится с содержанием темы, целями и этапами занятия. | |
3 | Актуализация базисных знаний Задание №1 | Программированный (тестовый) | 15 | Контролирует выполнение заданий для достижения поставленных целей. | Выполняют задания в тестовой форме. Анализируют допущенные ошибки и пути их устранения. | |
4 | Изучение нового материала. | |||||
4.1 | Самостоятельная работа обучающегося: Информационно - иллюстративный блок. Задание №2 | Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный (работа с текстом, демонстрация). Поисковый, репродуктивный Практический метод | 25 | Организует выполнение задания с учетом временного фактора. Объясняет материал. Контролирует (и проверяет) отработку выполнения заданий для освоения профессиональных компетенций. | Выполняет задания для усвоения знаний, умений, навыков и достижения поставленных целей. | |
4.2 | Самостоятельная работа обучающегося Задание №3 Выполнение алгоритма манипуляции | Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный (работа с текстом, демонстрация). Поисковый, репродуктивный. | 20 | Организует выполнение задания с учетом временного фактора. Выполнение алгоритма манипуляции измерение артериального давления Контролирует (и проверяет) выполнение задания для освоения профессиональных компетенций. | Выполняет задание для усвоения знаний, умений и достижения поставленных целей. | |
5 | Рефлексия. Итоги занятия | Проблемный | 5 | Дает комментарии по достижению поставленных целей, помогает в осмыслении допущенных ошибок и путей их устранения. Выставляет оценки и комментирует их. | Обобщают изученное на занятии оценивают степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. | |
7 | Домашнее задание | Организующий взаимосвязанный метод. | 5 | Мотивирует выполнение домашнего задания и проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |
1.4. МОТИВАЦИЯ
Артериальное давление – это общее понятие, определяющее силу, с которой кровь давит на стенки кровеносных сосудов, правильнее назвать его – кровяным давлением, ведь имеет значение давление не только в артериях, но и венах и капиллярах. Но измерить без помощи специальных приборов возможно только давление в крупных сосудах, располагающихся на поверхности тела – в артериях.
Артериальное давление – АД – зависит от того, с какой скоростью и силой сокращается сердце человека, сколько крови оно может прокачать за одну минуту, от свойств самой крови и сопротивления стенок сосудов.
Факторы, влияющие на величину давления крови:
- способность сердца сокращаться с достаточной силой и обеспечить нормальный выброс крови по сосудам;
- от реологических свойств крови – чем «гуще» кровь, тем труднее она движется по сосудам, такие заболевания, как сахарный диабет, повышенная свертываемость, сильно затрудняют ток крови и могут привести к проблемам с артериальным давлением, при густой крови некоторые врачи назначают лечение пиявками;
- эластичность стенок сосудов - кровеносные сосуды со временем изнашиваются и не могут выдерживать повышенную нагрузку – это становится причиной развития гипертонической болезни у людей пожилого возраста,
- атеросклеротические изменения – уменьшают эластичность стенок;
- резкое сужение или расширение сосудов – в результате нервных потрясений или гормональных изменений возможно резкое сужение или расширение сосудов – например, при испуге, гневе или других сильных эмоциях;
- заболевания желез внутренней секреции.
Нормальное давление определяется совокупностью большого количества параметров, и для каждого возраста, пола и для отдельного человека, его показатели могут сильно изменяться. За медицинские нормы взяты средние показатели, у здоровых людей определенного возраста. Давно доказано, что давление 120\80 не может и не должно считаться идеальной нормой для людей разных возрастов.
Чтобы узнать, какое нормальное давление у человека должно быть в разные возрастные периоды, можно воспользоваться следующей таблицей.
Показатели артериального давления взрослого человека:
Нормальное артериальное давление считается в пределах от 110\70 до 130\85 мм. рт. ст.
Пониженное нормальное давление – 110\70 – 100\60;
Пониженное давление – гипотония – ниже 100\60;
Повышенное нормальное давление – 130\85- 139\89;
Повышенное давление – гипертония – больше 140\90 мм. рт. ст.
Показатели нормального артериального давления для разных возрастных периодов:
16 – 20 лет – 100\70 – 120\80 мм. рт. ст.
20 – 40 лет – 120\70-130\80;
40 -60 – до 140\90;
старше 60 лет – до 150\90 мм. рт. ст.
Из приведенной выше таблицы, видно, что чем больше возраст человека, тем выше нормальные показатели артериального давления, это связано с возрастными изменениями в сосудах, в сердечной мышце и в других органах. Повышенное артериальное давление, так же как и пониженное, может вызвать различные нарушения здоровья, но, чтобы, определить, виновато ли изменение уровня давления в плохом самочувствии, необходимо регулярно измерять его и вести специальный дневник. Для этого недостаточно нескольких походов в поликлинику или посещений врача, только ежедневные регулярные измерения давления, могут дать правильные результаты.
Цель практического занятия - формирование соответствующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций.
В результате занятия обучающиеся должны:
Иметь практический опыт:
- измерения артериального давления.
Уметь
- Организовать рабочее место медицинской сестры для обеспечения предотвращения ошибок и искажения показаний при измерении артериального давления;
- Обучить пациента пользоваться сфигмоманометром с целью самоконтроля артериального давления.
Знать
- Аппаратуру, необходимую для измерения артериального давления.
- Нормальные значения артериального давления.
- Ошибки, возникающие при измерении артериального давления
2..БЛОК АКТУАЛИЗАЦИИ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Инструкция:
Уважаемый обучающийся!
Прежде чем перейти непосредственно к теме нашего практического занятия, давайте проверим ранее усвоенные Вами знания!
Данное задание проводится в форме тестового задания.
Набранные Вами баллы за каждое задание необходимо фиксировать в листе самооценки.
Критерии оценки задания №1
100 – 90% | 5 баллов/ 5 отл. | Правильно ответили на 10-9тестовых заданий. |
89 – 80% | 4 балла / 4 хор. | Правильно ответили на 8-7 тестовых заданий. |
79 – 70% | 3 балла / 3 удовл. | Правильно ответили на 6-5 тестовых заданий. |
Менее 69% | 2балла / 2 неуд. | Задание не выполнено |
Свои ответы Вы можете сравнить с «Эталоном ответов к заданию №1» в приложении А на стр. 37учебно - методической разработки.
Тестовое задание по теме: «Сердечно-сосудистая система человека»
Инструкция: Выберите один правильный ответ
1. Сердце человека – это мышечный орган, который представлен:
- типичными скелетными мышечными волокнами.
- сократительными кардиомиоцитами.
- проводящими кардиомиоцитами.
- сократительными, проводящими и секреторными мышечными волокнами.
2 Сосуды малого круга кровообращения взрослого человека несут кровь:
- артериальную.
- венозную.
- венозную и артериальную.
- смешанную.
3. Систола желудочков начинается с:
- фазы изометрического сокращения.
- фазы быстрого изгнания.
- фазы медленного изгнания.
- фазы асинхронного сокращения.
4. К изгнанию крови из желудочков приводит:
- сигнал, поступающий из ЦНС
- сигнал поступающий из вегетативной нервной системы.
- повышение давления в желудочках.
- снижение давления в аорте.
5.Автоматией сердца называется способность:
- длительно поддерживать высокую возбудимость.
- периодически самопроизвольно возбуждаться.
- возбуждаться, при заполнении сердца кровью.
- возбуждаться от прихода импульсов из ЦНС.
6. Предсердия и желудочки сокращаются последовательно по причине:
- медленного проведения возбуждения по пучку Гиса.
- задержки возбуждения в атриовентрикулярном узле.
- медленного проведения возбуждения по волокнам Пуркинье.
- влияния ЦНС.
7. Первый тон сердца образуется в результате:
- захлопывания атриовентрикулярных клапанов.
- захлопывания полулунных клапанов.
- удара крови в дугу аорты.
- удара крови в стенку желудочков.
Инструкция: Выберите правильные ответы
8. Непрерывность кровотока в сосудах, несмотря на пульсирующий выброс крови сердцем, осуществляется благодаря:
- наличию клапанов в венах.
- большой массе циркулирующей крови.
- эластичности аорты и крупных сосудов.
- захлопывания атриовентрикулярных клапанов.
Инструкция: вставите пропущенные слова
9.Функция сердца – ____________ и ______________.
10. К основным особенностям сердечной мышцы относятся: _______,
__________, ___________, ___________.
Инструкция: Установите соответствия
11. Сердечнососудистая система человека образует два круга кровообращения:
1. Большой круг кровообращения | А) начинается в правом желудочке, из которого выходит лёгочный ствол, и оканчивается в левом предсердии, в которое впадают лёгочные вены |
2.Малый круг кровообращения | Б) начинается в левом желудочке и оканчивается в правом предсердии, куда впадают полые вены |
3..ИНФОРМАЦИОНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ БЛОК
Уважаемый обучающийся!
Вы успешно справились с предыдущим заданием.
Предлагаем Вам приступить к работе над изучением нового материала практического занятия.
Из материалов лекций и практических занятий Вам уже известно, что сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 80 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора – сфигмоманометра.
ЗАДАНИЕ № 2
Для успешного выполнения задания необходимо использовать информационно - иллюстративный материал 3 блока данной учебно-методической разработки.
Критерии оценки задания № 2
5 баллов / 5 отл. | Ответ на вопрос полный, даны правильные формулировки. |
4балла / 4 хор. | Ответ правильный, но допущены единичные ошибки. |
3 балла / 3 удов. | Ответ правильный, частичные ошибки в изложении. Материал изложен недостаточно связанно и последовательно. |
2балла / 2 неуд. | Допускает ошибки, искажающие смысл заданного вопроса. Беспорядочно и неграмотно с медицинской точки зрения излагает материал. |
За правильный ответ Вы получаете 5 баллов. Критерии оценки задания представлены ниже. Вы имеете возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительный балл.
Набранные Вами баллы за каждое задание необходимо фиксировать в листе самооценки.
Время работы над заданием - 20 минут.
Желаем Успехов!
После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах.
Если давление поднимается или опускается ниже нормы, кровоснабжение органов нарушено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы.
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст.
Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу- формула Волынского)
АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.
(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.)
Теперь перейдем к вычислению артериального давления по формуле и определим индивидуальные показатели каждого из вас:
АД сист = 1,7*возраст + 83
АД диаст = 1,6*возраст + 4
Запишите полученный результат в температурный лист истории болезни
Система расчета АД по формуле Волынского
(применяется у людей с 17 летнего возраста)
Согласно формуле определение нормальных показателей зависит от возраста и веса человека.
Согласно этой формуле величина систолического давления (САД)в норме рассчитывается так: к числу 109 прибавляется цифра возраста, умноженная на 0,5 и результат, получаемый при умножении 0,1 на вес в килограммах.
Диастолическое давление (ДАД) получаем прибавлением цифры 63 к возрасту, умноженному на 0,1 и весу, помноженному на 0,15.
Например, если человеку 48 лет и вес его составляет 70 кг, то
САД получается: 109 + (48 х 0,5) + (70 х 0,1) = 109 + 24 + 7 = 140 мм рт ст.;
ДАД получается: 63 + (48 х 0,1) + (70 х 0,15) = 63 + 4,8 + 10,5 = 78,3 мм рт ст.
Запишите полученный результат в температурный лист истории болезни.
- Операционно-познавательный блок
(аудиторная самостоятельная работа обучающихся)
ЗАДАНИЕ № 3
Уважаемый обучающийся!
В данном разделе предлагаем Вам выполнить алгоритм манипуляции. Для успешного выполнения задания необходимо использовать информационно - иллюстративный материал 3 блока данной учебно-методической разработки.После того, как Вы справитесь с данным заданием, оцените работу Вашего соседа. Время проверки - 5 минут.
Критерии оценки задания представлены ниже.
Набранные Вами баллы за каждое задание необходимо фиксировать в листе самооценки.
Время работы над заданием - 20 минут.
Критерии оценки задания № 3
Критерии оценки выполнения манипуляции:
Измерение артериального давления
Профессиональные компетенции (ПК) | Количество баллов | Оценка |
ПК 1.1, 1.2, 1.4 | 20-19 | «5» |
18-17 | «4» | |
16-15 | «3» | |
Менее15 баллов | «2» |
Свои ответы Вы можете сравнить с «Эталоном ответов к заданию №2» в приложении Б на стр. 38учебно - методической разработки.
А теперь научимся, правильно измерять артериальное давление.
Контролировать свое давление, надо два-три раза в день: утром до завтрака, днем и вечером через 1-1,5 часа после приема пищи. Полученные результаты замеров лучше записывать в дневник наблюдения артериального давления.
За 30 мин до измерения артериального давления нельзя курить, пить кофе, какао, крепкий чай и газированные напитки. Не закапывать в глаза и в нос капли, так как они содержат сосудосуживающие средства. Перед измерением сходить в туалет. Мерить надо в спокойной обстановке и посидеть до измерения не менее 5 минут.
Во время измерения давления расслабиться, не разговаривать, не скрещивать ноги, не двигаться, не напрягать руку. Все это может привести к искажению результатов замера – показатели будут завышены.
Замерять надо на той руке, которая не активная. Ещё советуют несколько дней померить на левой и правой руке. И на какой руке больше показатели давления, на той в дальнейшем и мерить. Измерять надо два раза с интервалом в две минуты, а потом вычислить среднее значение. Разница результатов измерения должна быть не более 2 мм. Если разница более 5мм то надо повторить замеры, отдохнув минут 15-20. Если за неделю измерений давление дважды было выше 140/90, то можно говорить о гипертонии.
Важна сама методика замера давления, так как от правильных действий зависит точность полученных данных тонометра. Манжету накладывают на предплечье руки на уровне сердца. Расстояние от нижнего края манжеты до локтевого изгиба должно быть около 2-3 см. Затягивать манжету надо плотно, но так, чтобы проходил под манжету палец. Шланг должен находиться с внутренней стороны руки. Рука должна лежать на столе. Если используете тонометр – браслет, то надо согнуть руку в локте так, чтобы тонометр находился на уровне сердца.
Не следует надевать манжету на рукав одежды. Допускается накладывать манжету на тонкую ткань одежды только при замере электронным тонометром. Не надо закатывать рукава, так как это сдавливает артерии и искажает результат.
Внимательно прочитав все эти несложные правила, вы теперь знаете, как правильно измерить давление. Время от времени возвращайтесь к этой информации, чтобы проверить, не забыли ли что-то из этих правил и чтобы убедиться, что вы все выполняете правильно.
АЛГОРИТМ МАНИПУЛЯЦИИ
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Цель исследования: диагностическая.
Показания: назначение врача, профилактические осмотры.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, спирт, тампон (салфетка), ручка, температурный лист.
Этапы | Обоснование |
I.Подготовка к процедуре: 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. | Психологическая подготовка к манипуляции |
3. Получить согласие на процедуру. | Соблюдение прав пациента. |
4. Предупредить пациента о процедуре за 15 мин до ее начала, если исследование проводится в плановом порядке. | Обеспечение достоверности результата. |
5. Подготовить необходимое оснащение. | Достижение эффективного проведения процедуры. |
6. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
7. Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | Проверка исправности и готовности аппарата к работе. |
8. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
II. Выполнение процедуры: 9. Усадить или уложить пациента, обеспечив положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки); закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом помещались 2 пальца (для детей и взрослых с малым объемом руки - один палец). Внимание! Не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке пациента после инсульта, на парализованной руке. | Каждые 5 см смещения середины манжеты относительно уровня сердца приводят к завышению или занижению показателей АД на 4 мм рт. ст. Исключение лимфостаза, возникающего при нагнетании воздуха в манжетку и пережатии сосудов. Обеспечение достоверности результата |
10. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). | Обеспечение максимального разгибания конечности. |
11. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой впадины и слегка прижать к коже на это место, не прилагая усилий, мембрану фонендоскопа. | Обеспечение достоверности результата. |
12. Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором исчезла пульсация. | Исключение дискомфорта, связанного с чрезмерным пережатием артерии. Обеспечение достоверного результата. |
13. Повернуть вентиль влево и начать выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст. в сек, сохраняя положение фонендоскопа. Одновременно выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. | Обеспечение достоверности результата. |
14. При появлении первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале манометра цифры и запомнить их — они соответствуют систолическому давлению. | Обеспечение достоверности результата. Цифры систолического давления должны совпадать с показателями манометра, на которых исчезла пульсация при нагнетании воздуха в манжету. |
15. Продолжая выпускать воздух, отметить показатели диастоли-ческого давления, которые соответствуют ослаблению или полному исчезновению громких тонов Короткова. Продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм.рт. столба относительно последнего тона. | Обеспечение достоверности результата. |
16. Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе - систолическое давление; в знаменателе - диастолическое), например, 120/75 мм рт.ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два-три раза с интервалом в 2-3 минуты. Зафиксировать средние показатели. | Обеспечение достоверного результата измерения АД. |
17. Сообщить пациенту результат измерения. Внимание! В интересах пациента не всегда сообщаются достоверные данные, полученные при исследовании. | Обеспечение права пациента на информацию. |
III. Окончание процедуры: 18. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
19. Вымыть руки (социальный уровень). | Обеспечение инфекционной безопасности. |
20. Сделать запись полученных результатов и реакции пациента. | Обеспечение преемственности наблюдения |
Примечание: при первом визите следует измерять давление на обеих руках. В дальнейшем только на одной, отмечая на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии все последующие измерения проводить на руке с более высокими показателями. В противном случае измерения проводят, как правило, на «нерабочей руке».
- КОНТРОЛЬНО-ИТОГОВЫЙ БЛОК.
______________________
группа, бригада
_____________________________________________________________________________________
Ф.И.О. обучающегося
№ п/п | Контролирующий материал | БАЛЛ | Комментарий преподавателя | ||
Количество баллов за задание | Количество вопросов/ заданий | Общее количество баллов/ оценка | |||
Задание №1 Ответить на вопросы | 5 | 11 | 11 - 10 баллов/ 5 отл. 9 -8 балла / 4 хор. 7 -6 балла / 3 удовл. 5 балла / 2 неуд. | ||
Задание №2 Решение ситуационных задач | 5 | 1 | 5 баллов / 5 отл. 4балла / 4 хор. 3 баллов / 3 удовл. 2баллов / 2 неуд. | ||
Задание №3 Выполнение алгоритма манипуляций | 5 | 20 | 20-19 баллов / 5 отл. 18-17 баллов / 4 хор. 16-15 баллов/3 удовл. 14 балла/2 неуд. |
Общая сумма баллов, набранная обучающимся:_______________
Оценка_______________
Подпись преподавателя_______________
Критерии общей оценки:
15 - 14 баллов – 5 (отлично). Цели занятия достигнуты.
13 - 12 баллов – 4 (хорошо).Цели занятия достигнуты.
11 - 10 баллов – 3 (удовлетворительно).Цели занятия достигнуты.
Менее 10 баллов - 2 (неудовлетворительно).Цели занятия не достигнуты.
ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 10БАЛЛОВ, ВАМ СЛЕДУЕТ:
1.Изучить заново данный материал учебно-методической разработки;
2. Сдать данную тему дежурному преподаватель.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся:
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»МухинаС.А., Тарновская И.И., 3-е изд., испр. и доп. Изд: Гэотар-Медиа, 2016.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б., Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 5-е изд., М.: ООО ТИД "Альянс", 2014
- Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Учебник «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» - Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016, с 388-392.
- Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 17-е изд., стер.– (Медицина для вас),2015.
- ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
- ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов), информационный модуль ОМS
- Медицинская студенческая библиотека www.rosmedlib.ru.
- http://womanadvice.ru/davlenie-pri-beremennosti
- http://www.moymalish.com/beremennost/davlenie-pri-beremennosti
- http://baby-calendar.ru/mama/davlenie/#ixzz3uHQAPSTe
Литература для преподавателя:
Основная
- Учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»МухинаС.А., Тарновская И.И.,
2-е изд., испр. и доп. Изд: Гэотар-Медиа, 2016
Дополнительная
- Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б., Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 5-е изд., М.: ООО ТИД "Альянс", 2014.- 432с.
- Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Издательство БИНОМ, 2014 — 368 с.
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2015.
- Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 17-е изд., стер.– (Медицина для вас), 2015
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
- ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов), информационный модуль ОМS
- Медицинская студенческая библиотека www.rosmedlib.ru.
- http://womanadvice.ru/davlenie-pri-beremennosti
- http://www.moymalish.com/beremennost/davlenie-pri-beremennosti
- http://baby-calendar.ru/mama/davlenie/#ixzz3Uhqapst
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Обучение пациента самоконтролю за артериальным давлением
Пример:
Можно подготовить таблицу со следующими колонками:
1. Дата и время измерения.
2. Самочувствие (до измерения давления).
3. Артериальное давление на левой руке.
4. Артериальное давление на правой руке.
5. Лечение (какие применялись лекарства и в какое время).
ДНЕВНИК ЕЖЕДНЕВНОГО ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ | |||||
Дата | Время суток | Артериальное давление | Частота сердечных сокращений | Жалобы, причины повышения артериального давления | |
Правая рука | Левая рука | ||||
Утро | |||||
Вечер | |||||
Утро | |||||
Вечер | |||||
Вечер | |||||
Вечер |
Приложение А
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Тестового задания по теме: «Сердечно-сосудистая система человека»
4 | |
3 | |
4 | |
3 | |
2 | |
2 | |
1 | |
1, 2, 3 | |
резервуарная и нагнетательная | |
автоматия, возбудимость, сократимость, проводимость. | |
1 – Б; 2 - А |
Приложение Б
(для преподавателя)
АЛГОРИТМ МАНИПУЛЯЦИИ
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Цель исследования: диагностическая.
Показания: назначение врача, профилактические осмотры.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, спирт, тампон (салфетка), ручка, температурный
лист.
Этапы | Количество баллов за выполнение этапа | Начисление баллов за выполнение этапа |
I.Подготовка к процедуре: 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. | 1 | |
2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. | 1 | |
3. Получить согласие на процедуру. | 1 | |
4. Предупредить пациента о процедуре за 15 мин до ее начала, если исследование проводится в плановом порядке. | 1 | |
5. Подготовить необходимое оснащение. | 1 | |
6. Вымыть и осушить руки. | 1 | |
7. Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | 1 | |
8. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом. | 1 | |
II. Выполнение процедуры: 9. Усадить или уложить пациента, обеспечив положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки); закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом помещались 2 пальца (для детей и взрослых с малым объемом руки - один палец). Внимание! Не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке пациента после инсульта, на парализованной руке. | 1 | |
10. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). Найти место пульсации лучевой артерии в области запястья и слегка прижать пальцами к коже, не прилагая усилий и нагнетать в манжетку воздух до исчезновения пульсации лучевой артерии, смотреть показания манометра (мм рт.ст.тот уровень, при котором исчезла пульсация) | 1 | |
11. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой впадины и слегка прижать к коже на это место, не прилагая усилий, мембрану фонендоскопа. | 1 | |
12. Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором исчезла пульсация. | 1 | |
13. Повернуть вентиль влево и начать выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст. в сек, сохраняя положение фонендоскопа. Одновременно выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. | 1 | |
14. При появлении первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале манометра цифры и запомнить их — они соответствуют систолическому давлению. | 1 | |
15. Продолжая выпускать воздух, отметить показатели диастоли-ческого давления, которые соответствуют ослаблению или полному исчезновению громких тонов Короткова. Продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм.рт. столба относительно последнего тона. | 1 | |
16. Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе - систолическое давление; в знаменателе - диастолическое), например, 120/75 мм рт.ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два-три раза с интервалом в 2-3 минуты. Зафиксировать средние показатели. | 1 | |
17. Сообщить пациенту результат измерения. Внимание! В интересах пациента не всегда сообщаются достоверные данные, полученные при исследовании. | 1 | |
III. Окончание процедуры: 18. Обработать мембрану фонендоскопа и манжету спиртом. | 1 | |
19. Вымыть руки. | 1 | |
20. Сделать запись полученных результатов в медицинской документации и реакции пациента. | 1 | |
ИТОГО | 20 |
Критерии оценки
АЛГОРИТМ МАНИПУЛЯЦИИ
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ:
Профессиональные компетенции (ПК) | Количество баллов | оценка |
ПК 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6 | 20 - 18 | «5» |
17 – 15 | «4» | |
14 - 12 | «3» | |
Менее 12 баллов | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Трахеостома" ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)
С развитием цивилизации увеличивается число лиц, перенесших хирургическое вмешательство, которое завершается наложением стомы. У людей со стомой масса проблем социально-экономического и мед...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 05.01 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - 19205 Тракторист- машинист сельско
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 350207 «Механизация сельског...
Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...
Учебно-методическая разработка: «Тема 4.2.4. АД, определение, измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД» Специальность 31.02.02Акушерское дело, базовая подготовка
Методическая разработка данного практического занятия предназначена для обучающихся по ПМ. 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 05.03. Технология о...
Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала Специальнос
Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностя...
Рабочая программа Специальность: 31.02.01 Лечебное дело ПМ 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела ; 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала; 07 .03 Тех
1.1 Область применения программыСодержание рабочей программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по спе...
Методическая разработка для проведения учебного занятия по ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям» МДК 05.01 «Технология электромонтажных работ» по теме
Методическая разработка для проведения учебного занятияпо ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих «Электромонтажник по освещению и осветител...