Правописание суффиксов существительных
методическая разработка

Учебное занятие было проведено в ноябре 2019 года на основе технологической карты. Занятие в равной мере решало задачи формирования языковых и речевых навыков студентов и формирования их общих компетенций, таких, как самоконтроль, работа в команде, умение действовать по алгоритму и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_suffiksy-1.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Московский техникум космического приборостроения МГТУ им. Н.Э. Баумана

                   

                                           Технологическая карта занятия

                   по дисциплине «Русский язык»

                           Тема «Правописание суффиксов имен существительных»

                   

Преподаватель русского

языка и литературы

О.А. Деева

                                                       

Москва , 2019

Дисциплина: русский язык                                        

Занятие по теме :  Правописание суффиксов имен существительных

Автор: О.А. Деева – преподаватель русского языка и литературы

Цели: Совершенствование коммуникативной компетенции студентов

Задачи:

1. образовательные (предметные умения).

-  формирование орфографических умений и навыков по теме урока (правописание приставок -при и пре, правописание суффиксов имен существительных);

- совершенствование грамматических навыков (построения предложений с косвенной речью) и навыков письменной речи.

-  развитие навыков диалогической и монологической речи обучающихся;

- совершенствование навыков чтения (поискового, просмотрового, аналитического);

2. развивающие (метапредметные умения)

- формирование навыков самостоятельной работы;

-  развитие рациональных способов мышления, способности выделять главную и второстепенную информацию, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- активизация навыков использования общенаучной терминологии;

- совершенствование навыков работы в команде, способности выбирать адекватную роль, принимать на себя ответственность за результаты коллективной работы;

- расширение кругозора посредством активизации межпредметных связей.

3. воспитательные (личные качества): формирование гуманистической личностной позиции, обогащение системы ценностных ориентаций обучающихся.

Группа: ТИ-11                                       

Дата проведения: 17декабря 2019 года 

Тема урока:  Правописание суффиксов имен существительных

Тип урока: комбинированный                                      

Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный

Межпредметные связи:

Метод обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа обучающихся

Применяемые технологии:

- коммуникативно-деятельностный подход

- технология проблемного обучения

- метод проектов

Изучаемые элементы содержания: окончание, суффикс,  ,  синонимы, антонимы, определение

Продолжительность занятия – 90 минут

        

Оборудование и оснащение занятия

Учебник русского языка

Раздаточный материал (для каждого студента)

Доска

                                   

                                           

  План занятия.

I. Организационный момент –7 мин.

1) Приветствие студентов, выявление отсутствующих.

2) Формулирование темы и цели занятия.

- Мы начали изучать морфологию и о какой части речи говорили на прошлом занятии?

- Об имени существительном. Сегодня мы продолжим изучение, точнее повторении этой темы. Напоминаю, что мы изучаем русский язык в функциональном аспекте, следовательно, какие вопросы будут в фокусе внимания при изучении частей речи?

- Вопросы правописание и употребления в речи.

- Верно. Сформулируйте, пожалуйста, морфологический принцип русской орфографии.

- Все части слова пишутся единообразно.

- Верно. Пока мы изучали раздел «Орфография», мы говорили о единообразном написании приставок и корней. Написание каких морфем (частей слова) мы будем рассматривать при изучении морфологии?

-  Суффиксов и окончаний.

- Итак тема нашего урока: Имя существительное: правописание окончаний и суффиксов.

- Объясните, пожалуйста, почему. Подсказка: вспомните о функциях этих морфем.

- Суффиксы служат для образования новых слов, т.е. имена существительные образуются при помощи суффиксов от производящей основы или от других частей речи.

- Окончания служат для образования форм слова (формы мн.ч. или падежа), таким образом обеспечивается связь существительных с другими словами.

- Итак, цель урока…

- Научиться правильно писать суффиксы и окончания существительных, и правильно употреблять существительные в речи.

II. Закрепление ранее изученного. Беседа. –   15 мин

1) Ответы на вопросы

  • Дайте характеристику имени существительного как части речи.

- Существительное – часть речи, обозначающая предмет (субстанцию), изменяющаяся по числам и падежам и в не изменяющаяся по родам.

  • Общеграмматическое значение существительного — предмет.
  • Какие лексико-грамматические группы существительных вам известны?

2) Составление кластерной схемы. Составьте кластерную схему «Разряды имен существительных» в тетрадях и на доске. Прокомментируйте каждый разряд.

Справочная информация -1.

конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

Например: стол(столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы);

б) вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа – единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха), грязь(нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи, но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи), чернила(нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил, но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил), опилки(нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок, но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок);

в) отвлечённые – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать:две горечи), хлопоты(нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот);

г) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать:две молодёжи), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы).

3) Практическая работа кодирование информации, о правовом регулировании в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности, система адресации, на информационном ресурсе, в протоколе доступа, в структуре данных,  заниматься моделированием систем.

Задание 2.1. Лексическая работа.

Определите, к какой лексико-тематической группе относятся словосочетания.

кодирование информации, о правовом регулировании в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности, система адресации, на информационном ресурсе, в протоколе доступа, в структуре данных,  заниматься моделированием систем.

К какому лексико-грамматическому разряду относятся выделенные существительные? Сделайте вывод о лексико-грамматических особенностях профессиональной лексики.

Задание 2.2. Орфографическая работа.

Самостоятельно запишите алгоритм (последовательность действий) при объяснении написания падежных окончаний существительных.

Контроль: взаимопроверка, проверка по слайду

Справочная информация -2.

Алгоритм: 1) поставить существительное начальную форму (им.п., ед. ч.).;2. определить склонение существительного; 3) определить, к какому слову существительное относится, задать вопрос от главного слова, по вопросу определить падеж; 4) при возникновении сомнений воспользоваться грамматическим справочником.

Задание 3. Запишите словосочетания, объясните написание падежных окончаний.

.Контроль: взаимопроверка, проверка по слайду

III. Изучение нового материала. Правописание суффиксов существительных. 30 мин.

Задание 3.1. Установите соответствие между правилом и примером. Ответы запишите в таблицк 10 мин.

Правило

Пример

1

Написание гласной в суффиксе зависит от рода существительного: в м.р. - Е, в женском - И

А

Ключик — замочек

2.

Если корень заканчивается на согласные ЗСЖДТ, суффикс начинается с согласной Ч, в остальных случаях пишется суффикс начинается с согласной Щ

Б.

Ружьецо- креслице

3.

В суффиксах существительных пишется гласная Е, если она является, и И, если гласная не выпадает при склонении

В.

Вишенка — горошинка

4.

Если существительное образовано от существительного с суффиксом ИН, гласная И сохраняется

Г.

Каменщик - перевозчик

5.

Если в существительном ударение падает на основу, в суффиксе пишется гласная И, если на окончание — гласная  О

Д.

Красавец - красавица

1

2

3

4

5

6

Задание 3.2. Выполните тесты, используя данные правила. Объясните написание каждого слова.

№1

В каком слове пишется И?

ящич...к
кресл...це
нож...нька
тяж...сть

№ 2

В каком слове пишется И?

француж…нка
виш…нка
нищ…нка
солом…нка

№ 3

В каком слове пишется И?

Миш...нька
помещень...це
текуч...сть
брат...ц

№ 4

В каком слове пишется Е?

помидорч...к
мастер...ца
гостин...ца
клубоч...к

№ 5

В каком слове пишется Е?

студенч...ство
земля-кормил...ца
крив...зна
кузнеч...к

№6

В какой строке во всех словах пишется И?

1)салат..к, человеч...к, бант...к, лещ...к

2)клубоч..к, станоч...к, свет...к, кусоч...к

3)карниз..к, карандаш...к, шалаш...к, птенч...к

4)паркетч..к, сыноч...к, самоварч...к, звоноч...к

№7

В каком ряду в словах пишется Ч?

1) развед..ик, доклад...ик, подпис...ик

2) бакен..ик, заказ...ик, бетон...ик

3) камен..ик, смаз...ик, фонар...ик

4) спор..ик, приём...ик, донос...ик

№8

В каком ряду в словах пишется Щ?

1) перебеж..ик, водопровод...ик, груз...ик

2) вертолёт..ик, магазин...ик, болель...ик

3) буфет..ица, карман...ик, морожен...ик

4) надсмотр..ик, выдум...ик, притвор...ик

3) Практика речи

Задание 1.

Прочитайте Справочную информацию-3 и определите, какие из существительных в задании 2.1. являются отглагольными. Сделайте их словообразовательный анализ.

кодирование информации, о правовом регулировании в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности, система адресации, на информационном ресурсе, в протоколе доступа, в структуре данных,  заниматься моделированием систем.

Справочная информация — 3.

Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe – этo cyщecтвитeльныe, oбpaзoвaнныe oт глaгoльныx ocнoв и oбoзнaчaющиe oпpeдмeчeннoe дeйcтвиe (cocтoяниe, пpoцecc), т. e. пpeдcтaвляющиe eгo в oтвлeчeннoм cмыcлe. Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe oбpaзyютcя от глаголов:

a) бeзaффикcным cпocoбoм cлoвooбpaзoвaния: ввoз, взмax, вывoз, зaплыв, нaгpeв, нaкaл, oбжиг, oбмoлoт, oтлoв, oтcтpeл, пoдpыв, пpoвoз, пpoгyл, пpoкaт, pacпaд;

б) cyффикcaльным cпocoбoм cлoвooбpaзoвaния: apeндoвaниe, бapaxтaньe, блyждaниe, бypeниe, вoзвpaщeниe, выcкaзывaниe, нaгpaждeниe, oвлaдeниe, oкaзaниe, oкoнчaниe, пoявлeниe, пpиoбpeтeниe, paзбpacывaниe, yпpaвлeниe, ycтaнoвлeниe (c cyффикcaми -ни-e (-нь-e), -aни-e, -eни-e), бpитьe, вздyтиe, взятиe, зaкpытиe, мытьe, нaжaтиe, paзвитиe (c cyффикcoм -ти-e (-ть-ё) — мaлoпpoдyктивным);

в) вapкa, вклeйкa, вoзкa, зaливкa, зaпpaвкa, зacoлкa, кpoйкa, пpoклaдкa, пpoxoдкa, paзбивкa, чиcткa, читкa (c-cyффикcoм -к-a); гpaбeж, дeлeж, плaтeж (c cyффикcoм -ёж-); бoмбeжкa, дeлeжкa, зyбpeжкa, кopмeжкa (c cyффикcoм -ёжк-a); мoлoтьбa, пaльбa, peзьбa, cтpeльбa, xoдьбa (c cyффикcoм -б-a). O

Отглaгoльныe cyщecтвитeльныe шиpoкo иcпoльзyютcя вo вcex cтиляx peчи (нayчнoм, oфициaльнo-дeлoвoм, пyблициcтичecкoм, paзгoвopнoм). Между ними выpaбoтaлиcь paзнooбpaзныe cинoнимичecкиe oтнoшeния (дeлeж — дeлeжкa, нaгpeв — нaгpeвaниe, пpoxoд — пpoxoдкa), ocoбeннo мeждy cлoвaми нa -ниe и -кa (вapeниe — вapкa, кopчeвaниe — кopчeвкa, плaвлeниe—плaвкa, peзaниe — peзкa, шлифoвaниe — шлифoвкa). Иx иcпoльзoвaниe тpeбyeт ocтopoжнocти, тaк кaк мoжeт пpивecти к нeяcнocти выcкaзывaния. Cp.: “Ha пoвecткe дня вoпpoc o выпoлнeнии плaнa” (нeпoнятнo, пoйдeт ли peчь oб итoгax выпoлнeния, o xoдe выпoлнeния или o мepoпpиятияx пo eгo выпoлнeнию).

Задание 3.2.

Прочитайте предложение и исправьте ошибки, связанные с употреблением отглагольных прилагательных.

B языкe xyдoжecтвeннoй литepaтypы инoгдa coздaютcя иcкyccтвeнныe oбpaзoвaния, иcпoльзyeмыe кaк пpиeм пapoдийнoй cтилизaции пoд кaнцeляpcкyю peчь.

1) Как правильно написать на вывеске: стрижка и брижка или стритьё и бритьё?

Экологический комитет намерен добиться заморозки строительства

 2) Гyбepнcкoe пpaвлeниe, пoлyчив этoт paпopт, вoшлo в тaкoгo poдa paccyждeниe: тaк кaк влeтeниe и paзбитиe cтeкoл вopoнoю пoкaзывaeт яcнyю нeбpeжнocть co cтopoны лиц, cмoтpeнию кoтopыx нeпocpeдcтвeннo пoдлeжaт пpиcyтcтвeнныe мecтa, тo изpacxoдoвaннyю cyммy вoзлoжить нa винoвныx... (Пиceмcкий).

3) Умepщвлeниe пpoизoшлo пo пpичинe yтoнyтия (Чexoв).

4) «Годы снегурования вспоминаю с внутренним содроганием», заменив таким неудач- ным новообразованием целое придаточное предложение − «когда приходилось работать снегурочкой» или даже «когда приходилось зарабатывать деньги, работая в новогодние праздники снегурочкой»

5) The friend’s frown is better than enemy’s smile

6) Альпинисты должны преодолеть восход на два самых высоких пика

7) Главная новость дня − неожиданный возврат президента в Москву

8) Аккумулятор тратит энергию на свой же согрев

9) Всем очевидно, что следует принять этот закон, не терпящий отложений

10) Этот насос предназначался для качания воды  накачивания.

11) Не пытаются ли на тебя организовать так называемые словесные сливы?

12) Сегодня Петр I прошел самую чистую процедуру помойки.

13) Я поздравляю с Новым годом человека, пришествия которого в наш эфир мы ждали с утра

14) У меня были ситуации расхода с любимыми мужчинами

15) Автобус совершил опрокидывание по ходу движения (Радио «Эхо Петербурга». 10.08.09).

В современной речи наблюдается повышенная интенсивность отглагольного слово- производства, при этом говорящий все время имеет дело с альтернативными возмож- ностями, связанными не только с выбором «глагол — имя», но и с разными способами словообразования

. Множественность возможностей ставит говорящего перед необходимостью выбора, мотивация которого не всегда ясна. Еще в дореволюционных гимназиях бытовала шутка: «Как правильно написать на вывеске: стрижка и брижка или стритьё и бритьё?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Суффикс"

Цель  урока:Создание условий для формирования ключевых компетенций посредством внедрения личностно-ориентированной технологии.Задачи:1.     Сформировать представление о роли с...

Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки

Краснокутский зооветеринарный техникум –ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ имени Н.И.Вавилова» Преподаватель русского языка и литературы: Кусайло Ольга Александровна. План урока № 26 Тема:...

Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур

На уроке обобщается и систематизируется материал о  причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...

Конспект урока "Н и НН в суффиксах прилагательных"

Конспект урока в 7 классе по теме "Н иНН в суффиксах  прилагательных, образованных от существительных"...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Правописание сложных существительных 6 класс

Задачи урока:1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное.2.Осознать ценность совместной деятельности.3.Развивать монологическую и диалогическую речь.4.Контролировать чистоту род...

БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Изучение нового материала в 5 классе по русскому языкуЦели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму­ о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, пис...