Конспект урока "Н и НН в суффиксах прилагательных"
план-конспект урока на тему

Конспект урока в 7 классе по теме "Н иНН в суффиксах  прилагательных, образованных от существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Н и НН в суффиксах прилагательных29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Правописание Н и  НН в суффиксах

прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока -урок открытия  новых  знаний

Цель:  изучение  условий написания  Н и НН в  суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных

Задачи:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний по теме.

Развивающая: способствовать развитию речи, внимания, логического мышления,  умения сравнивать и делать выводы, выделять главное, систематизировать, навыков групповой работы, исследовательской деятельности

Воспитательная:  способствовать воспитанию  чувства товарищества, взаимопомощи.

Используемые технологии : проблемная, исследовательская,

здоровьесберегающая

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели, умение искать, получать и использовать информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, фиксировать информацию разными способами, проводить анализ, сравнение, классификацию, обобщение, делать выводы.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение, положительное отношение к изучению русского языка.

Коммуникативные УУД: участие в диалоге, в общей беседе, умения строить диалогические и монологические высказывания, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои результаты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

I. Организационный момент

  1. Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

II.Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний  и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

4. Постановка цели деятельности

Цель этапа:  формулирование темы урока постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5. Открытие нового знания.

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора н и нн в суффиксах прилагательных

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

V.Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности

Рефлексия

Рефлексия.

Домашнее задание

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Скажите о чем вели мы речь на прошлом уроке?

Для чего нам необходимы знания о прилагательном?

Я предлагаю продолжить получать знания об имени прилагательном

Скажите,  о какой части речи говорили мы с вами на предыдущих уроках?

Посмотрите на слова на экране и скажите, что общего у этих слов с точки зрения морфологии?

(что изучает Морфология?)

-Что общего у этих слов с точки зрения словообразования? (что изучает сл.обр?)

От какой части речи образованы они?

Итак, обобщим сказанное: перед нами имена прилагательные. образованные от существ. Суффиксальным способом

А теперь найдите четвертое лишнее? Почему оно лишнее?

А сможете вы объяснить, почему в одном случае пишется одна Н в другом  - НН? Почему?

 Кто уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

( на экране)

И так. Перед нами проблема – изучить правило …

А изучать мы будем не готовое правило, а постараемся сами его сформулировать, а для этого вы должны будете провести исследования  и сделать вывод об условиях правописания Н и НН. Еще одним результатом ваших исследований должен стать опорный конспект-схема, который пригодится вам в дальнейшем. Работать будем в группах. Каждая группа проводит свое исследование, озвучивает вывод и вносит его в конспект. А также в конспект нужно внести результаты работы других групп, а для этого нужно внимательно слушать их выступления.

На столах  вы найдете карточки с заданиями  для исследования и для дальнейшей работы.

После выступления все групп делаем обобщение сказанного ( слайд)сравниваем .

Продолжаем работу. А сейчас я прочитаю загадку:

Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные.

Почему я загадала именно эту загадку?

Как, согласно правилу, должны писаться прил. С суф. –ан\ян? А как на экране? Как называются слова, которые выпадают из правила? Внесите их в конспект.

А теперь обратимся к учебнику, сравним наши выводы с мнением ученых. Чего не хватает у нас в конспекте? Дополним наш у схему.Давайте расскажем все правило, которое у нас получилось.

Итак, первая цель достигнута??? Правило сформулировали, схему построили. Покажите, что у вас получилось? Скажите, где может пригодиться вам эта схема?

Какова вторая наша цель?

(научиться правильно писать прилагательные с Н и Нн)

Давайте продолжим работу.

Карточки №2. В них  написаны пословицы. Найти слова с орфогр., выписать в тетрадь.

Проверка по цепочке читаем пословицу, называем слово, объясняем правописание.

Карточка №3. Задание «Работа над ошибками» Каждая группа получает тест с ошибками, нужно их исправить. Можно пользоваться схемой.

Осинное гнездо

Восторженый  крик

Шерстяной платок

Торфянное болото

Экскурсионный автобус

Авиационный билет

Костянная ручка

Дровянной сарай

Туманный день

Ветренный день

Деревяный стул

Взаимопроверка, сверяем на экране

Физкультминутка

А теперь немножко отдохнем. Все встали, улыбнулись друг другу и слушаем задание: я читаю пословицу, если услышите прилаг. С Н – хлопаете в ладоши, с НН – топаете ногами.

Острый язык – дарование, длинный-наказание.

Дома и глиняная чаша мила

Бездонной кадки водой не наполнишь.

Утреннюю работу не оставляют до вечера.

Следующее задание «Я работаю волшебником» перестраиваем сл\соч « сущ.+сущ» в сл\соч «сущ+прил»:

Сок лимона, чай на травах, грива льва, носки из шерсти, каша из тыквы., стол для кухни, бусы из стекла.

Все ли понятно, когда пишутся в прил. Ни НН? Повторим правило.

Итоговый тест индивидуально.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

-Назовите все условия написания НН в прилагательных.

 

- Что вызвало затруднения?

- Над чем ещё надо поработать?

-Что запомнилось тебе на уроке?

- Как ты чувствовал сегодня себя на занятии?

- Как оцениваешь свою работу на уроке, других, учителя? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);

 - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»;

 

Вовлечение учащихся в деятельность

Это прилагательные.

Все слова образованы суффиксальным способом.

От существительных.

В слове земляной пишется одна Н.

Мы не знаем правило.

О правописании Н и НН в суф. Прилаг.

Изучить правило о правописании….

Научиться правильно писать прилагательные…

Отвечают учащиеся

Окно.

Здесь встречаются слова с –ан\ ян-.

Исключения

Исключение – ветреный

В кратких прилагательных столько же Н, сколько в полных.

Научиться видеть слова с орфограммой и правильно писать их.

Личностные:мобилизация внимания.

Познавательная: анализ предложенных слов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения, классификация объектов

Регулятивные:

Понимание и осознание задачи,осознание возникшей проблемной ситуации

Познавательная:постановка цели деятельности

Познавательная –исследования в группе, поиск и выделение необходимой информации, установка причинно-следственных связей, знаково-символическое моделирование,постановка и решение проблем

Коммуникативная- сотрудничество, участие в диалоге, в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, культуры речи.

Регулятивные- понимание и осознание учебной  задачи,действие по плану,

Контроль процесса и результатов деятельности,

Осознание возникающих трудностей и поиск способов их преодоления.

Познавательные:

Осознанное использование новый знаний в новой ситуации, умение слушать и извлекать нужную информацию,построение устного высказывания, проводить сравнение, классификацию, доказывать, делать вывод.

Коммуникативные:

Контролировать процесс.

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализаци

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Имя прилагательное"

Подготовлено для повторения знания студентами самостоятельно...

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных"

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных" с пояснительной запиской и презентацией...

Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур

На уроке обобщается и систематизируется материал о  причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология  проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователе...