Методическая разработка "Графика и орфография"
методическая разработка

Науменко Людмила Ивановна

В методической разработке на тему: «Графика и орфография» содержится понятие о морфологическом принципе русской орфографии, о правильном использовании терминов и слов, необходимых в медицинской практике, учебный материал об основных типах орфограмм в русском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения

Воронежской области

БПОУ ВО «БМТ»

Методическая разработка для преподавателя

по русскому языку и культуре речи

Тема: «Графика и орфография»

                                           

Преподаватель: Науменко Л.И.

                                              Для специальностей: 34.02.01«Сестринское дело»

                                            31.02.01 «Лечебное дело»

     Курс: 2

     Часов: 2

 Рассмотрено на заседании ЦМК___________________________________

                 Председатель ЦМК______________________________________________

г. Бутурлиновка

2021

Графика и орфография

 Цель:

обучающая

  • систематизировать опорные знания о графике и орфографии русского языка и орфографических нормах.
  • уметь находить орфографические ошибки и способы их устранения.

развивающая

  • формировать у студентов познавательный интерес к изучению орфографии, прививать элементы исследовательской работы;

 воспитательная

  • правильно использовать термины и слова, необходимые в медицинской практике
  • обеспечить формирование культуроведческой компетенции.

Студент должен           знать:

  • понятие о слоговом принципе русской графики;
  • основные принципы русской орфографии;
  • причины возникновения орфографических ошибок и способы их устранения;

 уметь:

  • определять основные типы орфограмм русского языка;
  • устранять орфографические ошибки;
  • пользоваться толковыми словарями;

Тип занятия:  комбинированное

Продолжительность занятия :  90 минут

Место проведения : кабинет

 Оборудование: : мультимедийная презентация, справочно — информационный портал  www.gramota.ru,  толковый словарь, учебники, раздаточный материал, тексты, тесты.

Междисциплинарные связи:

русский язык, литература, история, иностранный язык, гуманитарные дисциплины, профессиональные модули по основным профессиональным образовательным программам по направлениям подготовки: 34.01.02 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело».

Этапы планирования занятия:

  1. Организационный момент – 5 минут.
  2. Формулирование целей и задач занятия. Мотивация учебной деятельности

         – 5 минут.

  1. Организация учебно — познавательной деятельности обучающихся – 60

         минут:

3.1 Проверка домашнего задания

  1.  Сообщение студента на тему: «Графика и орфография»
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Формирование новых знаний.
  4. Формирование умений и навыков (закрепление учебного материала).

4.Контроль усвоения изученного  материала.

5.Самостоятельная работа студентов – 15 минут.

6.Подведение итогов занятия – 5 минут:

6.1. Рефлексия.

6.2.Домашнее задание  

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Формулирование целей и задач урока.

Проблемный диалог.

 Нахождение орфографических ошибок в различных текстах.

Лингвистическая разминка, решение лингвистических задач.

3. Организация  учебно — познавательной деятельности обучающихся.

3.1. Проверка домашнего задания. 

Устная работа по домашнему упражнению. В это время несколько студентов работают по карточкам.

Карточка 1

Расставьте ударение в следующих словах:

Эндоскопия, новорождённый, ортопедия, обезуметь, алкоголь, квартал, баловать, госпитальный, диспепсия, пневмоторакс.

Карточка 2

Произнесите в соответствии с фонетическими нормами русского языка Анамнез, гемофилия, кулинария, динамометрия, лейкоцитурия, донельзя. жизнеобеспечение, запломбированный, украинский, хирургия, созвонимся, тахикардия

3.2. Сообщение студента на тему: «Графика и орфография»

Заслушивается выступление студента о морфологическом принципе русской орфографии:

«Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные - так, как они произносятся перед гласными (или л, н, м, р), например: 1) боль - больной - заболевание (корень - боль - пишется одинаково), 2) поезд - поездка - поезжай, постарайся, поговори (приставка по - пишется одинаково, несмотря на изменение произношения).

Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно, например:

  1. собака - собачка - Собакевич, 2) ковш - ковшик, нефть - нефтяной. Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запомнить.

В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередований звуков, например: полагать - положить, зорька - заря, отпереть - отпирать.

Морфологический принцип удобен: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начертание слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного».

3.3. Актуализация опорных знаний.

Типы орфограмм в русском языке.

буква                         пробел                         контакт                         дефис

гора                           не_видимый               ненавидеть                 темно-красный

стеклянный              (в темноте)                  нелюбимый               пол-Москвы

                                    не_надо

(Запись таблицы в рабочую тетрадь).

3.4. Формирование новых знаний.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Получение новой информации, овладение новыми знаниями через активизацию умственной деятельности; показать практическую значимость  нового материала в контексте полученных знаний и жизненного опыта обучающихся.

 Работу по графике и оргографии  со студентами можно организовать, используя ряд упражнений, направленных на отработку наиболее трудных орфограмм (в зависимости от подготовки группы преподаватель имеет право выбора упражнений.)

  1. Объяснительный словарный диктант.

Об... ятельный человек, пр... быть (во) время, уча... ствовать в соревнова- ни..., об... жать поэзию, чу... ствовать гореч..., бл... го... с л... вить на добрые дела, сильное раздр... жение, дост... жения науки, заб... влять малыша, обл...- чать пороки, щ... дить близких, декл... р... ц... я прав человека.

  1. Работа по карточке у доски.

Вставьте пропущенные буквы; определите, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами.

Вспоминал об этом (в) последстви..., пр... бывать в течени... года, много читал в продолжени... лета; новые герои введены в продолжени... фильма, в продолжени... книги пр... ведены новые факты.

  1. Формирование умений и навыков (закрепление учебного материала).

Тест. Найдите слова, в которых на месте пропуска:

  1. Пишется две буквы н:
  1. свежемороженые овощи

Б) груженая баржа

  1. фарширова„ый перец

Г) смышле..ый малыш

  1. Пишется одна буква н:
  1. варе..ые в кастрюле

Б) организова..а спонсорами

  1. убра..ые вещи

Г) потуше..ые огни

  1. Пишется одна буква н:
  1. ударил нечая..о

Б) обветре..ые руки

  1. потуше..а ветром

Г) недоваре..ый картофель

  1. Пишется одна буква н:
  1. слома..а ребенком

Б) искуса..ый комарами

  1. броше..ый камень

Г) вытка..ый ковер

  1. Пишется две буквы н:
  1. рва..ая куртка

Б) собрание прошло организва..о

  1. огни потуше..ы

Г) купле..ый товар

  1. Пишется две буквы н:
  1. испуга..о вскрикнул

Б) реше..ая задача

  1. давно потуше..о

Г) суше..ые ягоды

4.Контроль усвоения изученного материала 

Критерии усвоения материала:

- оценка «5» ставится, если 91 – 100% правильных ответов;

 - оценка «4» ставится, если 81 – 90% правильных ответов;

- оценка «3» ставится, если 71-  80%  правильных  ответов;

- оценка «2» ставится, если менее 70% правильных ответов

  1. Самостоятельная работа студентов

Выяснить значение следующих медицинских терминов по учебнику «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, Ф.Л. Гребнева, М.: Медицина, 1982, или «Словарю медицинских терминов», Малахов С.В., Н.Новгород, 2000.

Сгруппируйте термины по видам орфограмм. Объясните правописание

Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия.

Анализ учебной деятельности. Самоанализ, самооценка и взаимооценка обучающихся.

6.2. Домашнее задание.

1) Объясните орфограммы в словах.

Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссера, роскошный палисадник, старинные традиции, анализировать систематически, расположиться амфитеатром, разыгранная комедия, получить наслаждение от преодоления препятствия, ровесник поэта, эффективный метод, пессимистический взгляд на будущее, идеологическая борьба, известный комментатор телевидения, присутствовать на конференции, занять активную позицию в обсуждении экологических проблем, прогрессивные воззрения, гуманное отношение.

2)Выучите следующие слова.

Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия,
анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия,
астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм.

Введение.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи», разработанной в соответствии с ФГОС для специальностей 34.02.01 «Сестринское дело» и  31.02.01  «Лечебное дело».

В методической разработке на тему: «Графика и орфография» содержится понятие о морфологическом принципе русской орфографии, о правильном использовании терминов и слов, необходимых в медицинской практике, учебный материал об основных типах орфограмм в русском языке.

Структура методической разработки состоит из  логически выстроенных этапов.  Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся состоит из изложения нового материала в виде мультимедийных презентаций «Медицинские термины»,  «Графика и орфография», формирования новых знаний, закрепления учебного материала и самостоятельной работы студентов.

Литература

  1. 1. А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова. Русский язык и литература М., Просвещение,            2014.
  2. Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин - М. : ФЛИНТА, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785976510043.html

  1. Шанский  Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 2005
  2. Власенков А.И. Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература.- М. «Просвещение», 2014
  3. Бабайцева В.В. Русский язык.- М. «Дрофа», 2010
  4. Большая иллюстрированная медицинская энциклопедия  в 2-х томах.- М., 2016
  5. Большой словарь медицинских терминов.- М.«Центрполиграф», 2016
  6. Шишкин А.Н. Пропедевтика клинических дисциплин.- М. «Академия», 2012
  7. Русский язык и культура речи. Учебно- методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений. – М. 2003

Интернет - источники

  1. www.gramota.ru
  2. www.slovari.ru
  3. www.dic.academic.ru

Обобщающий тест по теме: орфография. Студентам предлагается выполнить тестовое задание, один из вариантов которого приводится ниже.

Ф.И.                

Группа                

Обобщающий тест по теме

ОРФОГРАФИЯ

1 вариант ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ И ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Вставьте пропущенные буквы и выпишите «3 лишний»

  1. Доблестный, дилетан..ский, интриган..ский
  2. Гнус.мый, искус..ный, яростный
  3. Ед..пение, поч..рк, извинение
  4. Покл..нение, оз..рение, г..рение

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Устно поставьте существительные в форму предложного падежа и вьшишите «3 лишний» (по гласной в окончании)

  1. Иней, гербарий, мышь
  2. Семя, созвездие, галерея

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ И СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ

Вставьте пропущенные буквы, дополните третьим членом так, чтобы сохранилось единство написания.

  1.  Кле..т, жал..т.
  2. Дело не у даст., ся. Он предаст..ся тоске        

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Вставьте пропущенные буквы и вьшишите «3 лишний»

  1. Калач.м, о чуж..м, сеч..м
  2. Дириж. .р, жен иш.. к, свеж..
  3. Пораж..н, смеш.м, теч..шъ

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН

Вставьте пропущенные буквы и выпишите «3 лишний»

  1. Серебря..ый, серебре..ый, посеребре..ый
  2. Стекля..ый, масля..ый, промасле..ый
  3. Многосторо..ий, вагоноремонтный, переписи..ый
    ПРАВОПИСАНИЕЬ И Ъ

Вставьте, где необходимо, ь и ъ, выпишите слова е ь

  1. Зарываться, сверх..эффективный, с..едят
  2. Медал..он, суб..ект, шп..он

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ

Зачеркните ненужное, выпишите имена собственные

  1. (М, м)анилов; (М, м)аниловщина; у тебя (М, м)аниловские
    привычки.
  2. Император (Н, н)аполеон; брюки (Г, г)алифе, цветы
    (М, м)аргаритки.

Работа над ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по разделу "Морфология и орфография"

Материал предназначен для студентов первого курса среднеспециальных учебных заведений. В форме теста проверяются знания по разделу "Морфология и орфография"и закрепляются навыки правописания знаменате...

Тесты. Основные правила орфографии.

Тесты.Основные правила орфографии....

Методическая разработка для студентов "Изучение орфографии в начальных классах"

В методической разработке даны определения орфографии, принципам орфографии. Предложен план изучения темы и список литературы....

Урок: "Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии".

Урок:  "Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии".Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы:Содержательные: выяв...

Презентация к уроку "Фонетика и орфография. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии"

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы: • Содержательные: выявление уровня знаний студентов по теме «Правописание корней с чередованием гласных», высокая степень...