ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по ОГСЭ. 03 Психология общения
план-конспект урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по  ОГСЭ. 03 Психология общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_obshcheniya_toropygina.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по  ОГСЭ. 03 Психология общения

для обучающихся 3, специальность  

40.02.01   Право и организация социального обеспечения

(углубленная подготовка)

форма проведения дистанционно

преподаватель М.В. Торопыгина

Психология общения в профессиональной деятельности

Понятие общения. Структура и функции общения.    

Основная литература:

     1. Панфилова А.П. Психология общения                М.: Академия, 2019.

Интернет-ресурсы

  1.  https://studopedia.ru/5_84329_tema--psihologiya-obshcheniya.html

Междисциплинарные связи: право социального обеспечения

  1. Актуализация по ранее пройденному материалу учебного курса

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Продолжите предложение:  личность …

2. Продолжите предложение:  девиантное поведение… …

3 Проложите предложение:  агрессивное поведение бывает…

4. Продолжите предложение:  к критериям девиантного поведения относят…

5. Продолжите предложение: косвенная агрессия отличается от прямой…

  1. Изучаемые вопросы учебного занятия
  1.  Понятие общения.
  1.  Характеристика и содержание общения.
  1.  Основными механизмами познания другого человека в процессе общения.

  1.  Способы воздействия в процессе общения

Вопрос 1

Вопрос 1. Определение понятия "общение".     Средства общения

 Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности'.

Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово "стол" — это знак. Все знаки данного языка (например, русского) образуют систему знаков: слова "стол", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать. 

Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.

Вопрос 2. Характеристика и содержание общения.  

 Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат.§ verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначных трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.      

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.                                                                      

1.  Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица — мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой.                                                                                        

2.  Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.                                                                        

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой "добавки" к вербальному общению.                                  

Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи.                                                            

3.  Проксемика (от англ. proximity — близость). Основатель проксемики Э.Холл называл ее пространственной психологией.            

4.  Визуальное общение — контакт глаз.                                             

Невербальные средства общения чаще всего  используются для  установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж.Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они "говорят" нам именно о чувствах собеседника.

О чем могут сообщить невербальные средства общения? Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения.

Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания—  "направо",   "два квартала" и т.д.

Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания.

Вот что писал по этому поводу известный исследователь сценической речи С. Волконский: "Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая ".

В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто "цедит слова сквозь зубы ", и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа "благодарю вас", "будьте любезны ", и самые нейтральные слова  наполнить нежными  чувствами.

В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность  судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его  психологических качествах.

Вопрос 3. Основными механизмами познания другого человека в процессе  общения.

Идентификация (от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых  простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная  взаимосвязь между идентификацией  и другим  близким  по  содержанию  явлением  —  явлением  эмпатии  (от греч. empatheia — сопереживание).   Эмпатия   — это способность к  постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный  отклик  на его  проблемы.   Эмоциональная  природа  эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Термин "эмпатия" введен Э.Титченером, который говорил: "Я не только вижу в других важность, скромность или гордость...  Я чувствую эти черты,   проигрываю их в уме..."

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Вопрос 4.  Способы воздействия в процессе общения

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную,  невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального  состояния.                                

Например, аплодисменты на выступлении популярного актера могут сыграть роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам "заражения ". В качестве следующего примера можно привести "боление " на стадионах во время спортивных состязаний. Кроме того, лидеры (формальные и неформальные) любого коллектива представляют собой модель усилителя определенного психического настроя,  который может возникнуть в группе.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития Iличности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения".

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее  некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему   называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.

Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, ослабленные физически люди. Экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.

Убеждение Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания, или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

  1. Контрольные вопросы (рефлексия)

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1.  Общение как процесс включает в себя…

А) передачу информации

Б) восприятие собеседниками друг друга

В) взаимодействие сторон

Г) все ответы верны

2. К вербальным элементам общения относятся…

А) слова

Б) мимика

В) жесты

Г) все ответы верны

3. К невербальным элементам общения относят…

А) паралингвистику

Б)  проксемику

В) жесты

Г) все ответы верны

4. Проксемика – это…

А) расположение партнером по общению в пространстве относительно друг друга

Б) тембр голоса

В) высота звучания голоса

Г) оговорки в процессе общения

5.  Ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения) относятся к средствам …

А) паралингвистическим 

Б) проксемическим 

В) кинесическим 

Г) экстралингвистическим

6. Способность к сопереживанию…

 А) эмпатия

Б) рефлексия

В) заражение

Г) идентификация

7. Воздействие в процессе общения с помощью аргументации…

А) заражение

Б)  внушение

В) убеждение

Г) подражание

  1. Домашнее задание:

-изучить материал;

- сделать презентацию по одной из предложенным тем:

  1. Внушение как способ воздействия в процессе общения.
  2. Убеждение как способ общения в процессе общения.
  3. Эмпатия как необходимое качество личности юриста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Психологии общения

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности  СПО 44.0...

Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"

Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Психология общения с клиентом в салоне красоты. Психологические типы клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Методические рекомендации "Итоговая аттестация по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ" (дистанционная форма обучения)

Данные Методические рекомендации могут быть полезны учащимся колледжа при подготовке к итоговой аттестации по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ....

Методические материалы по учебной дисциплине "Психология общения"

Методические материалы по учебной дисциплине "Психология общения" разработаны для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Психология общения"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальностям 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электр...

Учебная программа "Психология общения"

Учебная программа "Психология общения"...