Методическая работа Правила этикета при предоставлении образовательных услуг детям с ОВЗ
методическая разработка

Минин Алексей Михайлович

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах  основного общего и дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.   Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья основного и дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЕТЯМ С ОВЗ»

Работу подготовил учитель школы №432 Колпинского района г. Санкт-Петербурга МИНИН А.М.

Содержание:

I.  Вступление

II. Общие правила этикета при предоставлении образовательных услуг детям с ОВЗ

III. Сопровождение ребенка с ОВЗ на уроки

IV Правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма

І. Вступление

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах  основного общего и дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.   Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья основного и дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

II. Общие правила этикета

При предоставлении образовательных услуг детям с ОВЗ необходимо соблюдать следующие общие правила этикета:

  • Обращение к ребенку: когда вы разговариваете с ребенком с ОВЗ, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему.
  • Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
  • Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  • Адекватность и вежливость: обращайтесь к детям с ОВЗ как к  здоровому человеку, называя его по имени.
  • Не опирайтесь на кресло-коляску.
  • Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с ребенком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него.
  • Расположение для беседы: когда вы говорите с ребенком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.

Для обеспечения доступности услуг для детей с ОВЗ преподавателям и сотрудникам, непосредственно оказывающим услуги, необходимо ориентироваться на социальные потребности и особенности социально-бытовых ограничений инвалидов, возникающих в результате заболевания. Главный принцип оказания помощи – не навредить в результате непредусмотренных рисков и обстоятельств.

III. Сопровождение ребенка с ОВЗ на уроки

1. Рассказать ребенку с ОВЗ об архитектурных особенностях здания учреждения:

- основных необходимых ребенку учебных классах, их расположения в здании.

- расположение комнат гигиены и санузлов.

2. Познакомить ребенка со всеми преподавателями, задействованными в работе с ним, лично, представив по фамилии, имени и отчеству.

3.  Информировать, к кому он должен обратиться во всех случаях возникающих затруднений

IV. Правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

  • Не облокачивайтесь на инвалидную коляску и не толкайте ее. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее инвалидам, испытывающим трудность при передвижении, и предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вас попросили помочь инвалиду, передвигающемуся на коляске, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ  передвижения.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

  • Оказывая свою помощь незрячему человеку, направляйте его, не стискивая его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, поворотах и т.п.
  • Используйте, если это уместно, знакомые фразы, характеризующие цвет, расстояние, окружающую обстановку. Делитесь эмоциональным воздействием от увиденного.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите обычным голосом.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему сопровождающему.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
  • Не заставляйте вашего собеседника обращаться в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его об этом.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Инструмент находится где-то там в учебном классе». Старайтесь быть точными: «Инструмент  находится направо от тебя на расстоянии вытянутой руки».
  • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  • Оказывая помощь незрячему, двигайтесь не торопясь, и при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков, резких движений, предупреждайте о препятствиях.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:

  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
  • Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
  • Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
  • Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя технический или другой сложный термин, напишите его на бумаге, но так, чтобы она была точно понята. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
  • Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  • Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
  • Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
  • Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
  • Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:

  • Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по сути дела.
  • Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
  • Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
  • Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
  • Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим.
  • Обращайтесь непосредственно к ребенку, а не к его сопровождающему.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы с задержкой в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

  • Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
  • Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с нормальными детьми. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  • Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
  • Люди с психическими нарушениями не имеют проблемы в понимании и не ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:

  • Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
  • Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  •  Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

Используемая литература

1. Инструкция для работников по обеспечению доступа инвалидов к услугам и объектам, на которых они предоставляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Предоставление турагентских услуг

Цельучебной практики по предоставлению турагентских услуг - приобрести практический опыт по предоставлению турагентских услуг, знакомство студентов с индустрией туризма и гостеприимства, формирование ...

ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг Аннотация рабочей программы профессионального модуля 03 «Предоставление туроператорских услуг» для специальности 43.02.10. Туризм

ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг Аннотация рабочей программы профессионального модуля 03 «Предоставление туроператорских услуг» для специальности 43.02.10. Туризм...

Методическая разработка "Тесты по дисциплине "Организация предоставления туристских услуг", тема"Основные понятия и определения"

Для усвоения необходимых знаний в туристском бизнесе учащемуся необходимо запомнить основные понятия и определения данной сферы...

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю 01 Предоставление турагентских услуг

Настоящие методические  рекомендации содержат   методические указания  по подготовке, содержанию, написанию, оформлению курсовых работ, выполняемых обучающимися  по  проф...

Проект приказа МВД "Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"

МВД России разработан проект административного регламента предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений...

Слово для защиты выпускной аттестационной работы "Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов"

Данная выпускная аттестационная работы была представлена к защите по итогам обучения по программе дополнительного профессионального образования "Социальная работа". В слове для защиты указан...

Методическое пособие по выполнению курсовой работы очной и заочной формы обучения учебной дисциплины ПМ 01. Предоставление турагентских услуг основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 43.02.10 Туризм.

Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 43.02.10  Туризм и соответствует Государст...