Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе. Здоровый ребенок - успешный ученик.
учебно-методический материал

Здоровьесберегающие технологии затрагивают вопросы, без которых не обойтись в своей работе логопеду и учителю.

Автором разработана система упражнений, которая позволяет укрепить дыхательные мышцы, восстанавливает голос, речь; интересные упражнения для тренировки глаз, что очень важно в наше время высоких технологий.

Эта практика помогает учащимся усваивать материал урока, легче переносить нагрузки.

Преемственность существующих методик используется на логопедических занятиях, создавая стройную систему здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна,

                                                                                    проживающая 690066 г. Владивосток,

                                                                                     ул. Шилкинская, дом 11, квартира 77.

                                                                                     amida-tour@bk.ru

                                                                                     телефон 89147061923                                                                                                                                            

     

                    Здоровьесберегающие  технологии в логопедической работе.

                                « Здоровый ребенок - успешный ученик».

Краткая аннотация.

Здоровьесберегающие технологии затрагивают вопросы, без которых не обойтись в своей работе логопеду и учителю.

Автором разработана система упражнений, которая позволяет укрепить дыхательные мышцы, восстанавливает голос, речь; интересные упражнения для тренировки глаз, что очень важно в наше время высоких технологий.

Эта практика помогает учащимся усваивать материал урока, легче переносить нагрузки.

Преемственность существующих методик используется на логопедических занятиях, создавая стройную систему здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова:

 здоровье, здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, анализаторы.

Цели:  

            Сохранить и укрепить здоровье детей;

             проводить профилактику заболеваний;

             коррегировать  речевые нарушения;

             развивать интеллектуальную функцию, эмоционально-волевую сферу,

              мышечную активность, моторную реакцию;

              воспитывать толерантные отношения.

Задачи:

               Снять напряжение, усталость;

                улучшить кровоснабжение к различным органам;

                усилить импульсы, идущие к коре мозга от языка;

                исправить дефектные звуки у детей;

                активизировать дыхательную, зрительную, артикуляционную  

                координации;

                получить заряд бодрости, энергию.  

 

Здоровье детей - одно из важнейших аспектов в процессе обучения и воспитания. Сохраняя здоровье  дошкольников, школьников, мы заботимся о здоровом поколении, а, значит, успешной личности.

С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением устной и письменной речи на фоне слабого физического и умственного развития. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, НЦЗД РАМН отмечают негативные изменения здоровья детей за последние годы. Так среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%. Более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

В связи с этим многие учителя-логопеды задумываются над методами и приемами логопедической работы по сохранению и укреплению здоровья ребят.

Основными технологиями для поддержания здоровья детей являются

 дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, биоэнергопластика ( взаимодействие руки и языка).

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой укрепляет дыхательные мышцы, повышает активность, восстанавливает осанку, голос, а также является профилактикой заболеваний заикания, ожирения, астмы, хронического бронхита, тонзиллита, гайморита.

Противопоказания: патология сердечно-сосудистой системы, анемия, судорожная активность.

Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз.

После 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики  5-7 минут.

Личный опыт показывает, что  при выполнении дыхательной  гимнастики ребенку интересно проговаривать про себя легкие четверостишия при этом  вдох становится более ритмичным.

А.Г. Стрельникова предлагает упражнения.

Для ритма и более выразительного, шумного вдоха мною даны рифмованные миниатюры.

1. «Ладошки».

Лады, лады, ладушки

Побежали к бабушке,

Попросили молочка

Для пятнистого бычка.  

Можно использовать при дифференциации звуков «л», «р».

2. «Поясок».

Яркий, шелковый платок,

Завязали узелок,

А потом и поясок

В этот радостный денек.

Можно использовать при изучении темы «Согласование существительных с прилагательными».

3. «Насос».

Мы увидели машину,

Надуваем шину, шину.

Погрузили мы корзину

И забрали с ней малину.

Можно использовать также при изучении глаголов настоящего времени.

4. «Кошка».

Кошка прыгнула с печи,

Зацепила калачи,

Покатились калачи

Мимо кошки и печи.

Можно использовать при автоматизации звука «ч».

5. «Обними плечи».

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть.

Раз, два, три, четыре, пять

Бегать, прыгать и скакать.

Можно использовать при изучении числительных, глаголов.

6 «Большой маятник».

Раскачался не на шутку.

Зацепился за мишутку.

Потеряли мы покой,

Тише, тише, тише, стой!

Можно использовать при  постановке, дифференциации звука «ш».

7. «Повороты головы».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы опять,

Влево, вправо, влево, вправо-

Интересная забава.

Можно использовать при изучении наречий.

8. «Малый маятник».

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем наклонять

Вперед, назад, вперед, назад,

Потом будем отдыхать.

Можно использовать при изучении наречий.

9. «Ушки».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем наклонять,

Влево, вправо, влево, вправо-

Интересная забава.

Можно использовать при изучении наречий.

10. «Перекаты».

На качелях раз, два, три,

Я качаюсь, посмотри,

Вверх, вниз, вверх, вниз,

Не упали - веселись.

11. «Танцевальные шаги».

Выше ноги поднимаем,

На ступеньки наступаем,

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем все опять.

Можно использовать при изучении падежных окончаний имен существительных, наречий, числительных.

Зрительная гимнастика. Используются упражнения офтальмолога, биофизика Гранта Гургеновича Демирчогляна.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови в органе зрения;

снимает зрительное утомление; расслабляет зрение; укрепляет и тренирует мышцы глаз; улучшает координацию глазных мышц; массаж глаз.

1. «Глазки».

-Чтобы зоркими нам быть, надо глазками крутить.

(вращение глазами по 2-3 секунды).

- Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле

(в течение 1 минуты массировать верхние и нижние веки, глаза не закрывать).

- Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

(глазами и вытянутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу(из стороны в сторону)).

- Глазки -влево, глазки- вправо, вверх и вниз и все сначала.

- Быстро-быстро поморгай. Отдых глазкам потом дай (1-2 минуты).

- Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать

  (широко открыть и закрыть глаза с интервалом в 30 секунд).

- Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд

   (нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, потом против).

Схема зрительно-двигательных траекторий.

Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф.  

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток. Упражнения выполняются стоя, руки на поясе, плечи развернуты.

Я использую песню « Добрый жук» Е. Шварца.

Под музыку по указанным стрелкам  движется жучок. Ребята смотрят на двигающегося жучка, вращая глазное яблоко, без поворота головы.  

Стихотворение профессора-офтальмолога Э.С Аветносова, кандидата медицинских наук Е.И. Ливадо, специалиста по спортивной медицине Ю.И. Курпан.

В группу к нам жучок влетел,

Зажужжал и запел: Ж-Ж-Ж,

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел,

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

Жук вот правая ладошка.

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди и здесь немножко,

Жук наверх полетел

И на потолок сел.

На носочки мы привстали

Но жука мы не достали.

Хлопаем дружно хлоп-хлоп-хлоп,

Чтоб в окошко улететь он смог.

   

Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов; уменьшает напряженность органов артикуляции; укрепляет мышечную систему языка, губ, щек; дикцию.

Е.Н.Краузе предлагает комплекс артикуляционной гимнастики.

 Данная гимнастика подойдет при различных речевых нарушениях  всем, кто  хочет улучшить свою дикцию.

При выполнении артикуляционной гимнастики дети становятся более раскрепощенными, радостными, внимательными. Развиваются  анализаторы: слуховые, зрительные, тактильные.

                                                                                     

  1.  «Улыбка».                                                                                                                                               Вот понравится лягушкам,

         Тянем губы прямо к ушкам.                  

         Потяну, перестану        

         И нисколько не устану.

  1. «Трубочка».                                                

Язык сложим в трубочку-

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

                                                                                 

  1. «Лопатка».                                                    

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два , три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

  1. «Чашечка».                                                    

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

  1. «Часики».                                                      

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

Интересная забава.

  1. «Качели».                                                      

На качелях раз, два, три,

Я качаюсь, посмотри

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ты, смотри, не торопись.

  1. «Чистим зубки».                                            

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели, чтоб они.

 

  1. «Маляр».                                                        

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

9.«Гармошка».                                                    

На гармошке я играю,

Рот по шире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Биоэнергопластика (взаимодействие руки и языка).

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или педагог продолжают давать четкий образец движения.

 Применяя одновременное движение руки и языка, синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Упражнение “Птенчики”, важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Показ кистью руки:

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

«Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

«Горка» - согнутая ладонь опущена.

«Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Единство руки и языка эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

При использовании здоровьесберегающих технологий, у детей, которых я учу, повышается работоспособность, активизируется дыхательная, зрительная, артикуляционная координации, развивается моторная реакция.

 Сохраняя  здоровье детей, укрепляю и  развиваю, поэтому мои ученики здоровы и успешны.

 

Результаты:

                         Оздоровление и развитие всего организма в целом;

                         психологическая разгрузка;

                         чистота, выразительность речи;

                          устойчивое внимание, живость ума, твердая память, адекватность

                           поведения.

Критерии оценивания результатов:

                           Обследование детей врачами;

                            анкета для родителей;

                            мониторинг письменных работ 2-3 классов;

                            открытое логопедическое занятие для родителей, учителей.    

Используемая литература:

  1. Практическая психология №2, 2010г.
  2. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. «Начальная школа», 1990 №6,1996 №11.
  3. Е.Н.Краузе. Практическое пособие 2-е издание. «Логопедический массаж», «Артикуляционная гимнастика».
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...

предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...

«Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»

Круглый стол для родителей по теме «Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и ин...

Лекция по теме: «Здоровье и здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии».

Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гиги...

Индивидуальный план логопедической работы с ребенком со стертой дизартрией

Здесь можно подробно познакомиться с индивидуальным планом логопедической работы с ребенком со стертоой дизартрией. Здесь подробно распичан каждый этап работы с ребенком. Индивидуальный план поможет н...

Доклад "Логопедическая работа в условия дома ребенка"

Многие не знают и не понимают чем занимается учитель - дефектолог в условиях дома ребенка. Данный материал подготовлен для логопедов работающих в детских садах, школах и не имеющих опыта работы в дома...