«Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»
консультация

Кувшинчикова Ольга Владимировна

Круглый стол для родителей по теме «Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx264.01 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»

Подготовила:

                                                       Логопед Кувшинчикова Ольга Владимировна 

Круглый стол на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»

 Цель: повышение знаний родителей о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей; обеспечение физического и психического благополучия.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  2. Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
  3. Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Правила работы:

  • Взаимопомощь!
  • Быть на равных условиях!
  • Спорить, но не ссориться!

1. Вступление.

Тихо звучит музыка. Стулья расставлены полукругом, на стола с методическими рекомендациями и литературой для родителей.

Вступительное слово:

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на встречу за круглым столом.  Здоровье и общее физическое развитие — основные критерии для определения того уровня развития, при котором ребенок может посещать школу и успешно справляться с требованиями учебно-воспитательного процесса. Физическая готовность к школе означает, что ребенок физически хорошо развит, закален, у него сформированы основные двигательные умения и гигиенические навыки.

Как добиться этого?

Об этом мы и хотели бы поговорить с вами сегодня.

Сообщение на тему «Забота о здоровье ребенка».

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к её знаниям и способностям.                                        Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Длительное пребывание в неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.                                                                                                                                            Рост количества заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.                                                                                   Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

К сожалению, многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов, закаливанию, занятиям физкультурой, активным прогулки на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни и формировать потребность  физической культуры.

2.Дискуссия.

1.Что такое здоровье? Ответы

«Здоровье – это не отсутствие болезней – это физическое, психическое и социальное благополучие» На сегодняшний день в России сложилась социальная катастрофа, связанная с состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

2.Что значит здоровый человек? Он какой? Ответ: Он жизнерадостен; активен; доброжелателен; развит физически, достаточно быстр, ловок и силен; закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Благодаря правильному питанию и регулярным занятиям физкультурой ребенок не имеет лишней массы тела. Это получился, портрет” идеально здорового ребенка.

3. Какие факторы влияют на здоровье детей? Ответы

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

4.Что такое «здоровый образ жизни»? Ответ: Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

5.Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье? Ответ: Дети, хотя они ещё не понимают всех опасностей вредных привычек родителей, они непроизвольно начинают их копировать. По этой причине необходимо по возможности не проявлять при детях свои нездоровые наклонности, уделив им время вне присутствия ребёнка. А лучше, стараться избавиться полностью, чтобы не подавать плохой пример своим детям. Это же касается и просмотра передач и фильмов. В этом случае лучше заблокировать взрослые каналы и ограничиваться просмотром фильмов, допустимых к просмотру в семейном кругу. Это будет отнимать много времени, но зато Ваш ребёнок будет расти психически здоровым.

6.Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?  Ответ: Привычки к здоровому образу жизни, прививаемые детям в детском саду, можно объединить в программу - минимум, которую ребенок должен выполнять самостоятельно:

Мыть руки перед едой, и после посещения туалета.

Полоскать рот после еды.

Умываться холодной водой.

Следить за своим внешним видом.

Уметь расслабиться и гасить отрицательные эмоции.

Уметь избегать опасности.

Ежедневно менять трусики и носки.

Уметь пользоваться носовым платком.

Не есть овощи и фрукты немытыми.

Не есть много сладкого.

3 Здоровьесберегающие технологии  в  ДОУ.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, дыхательную гимнастику, пескотерапию, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада, если данные методы и приёмы вы будете использовать в работе с детьми дома. 

Презентация

1 слайд.

«Здоровьесберегающие технологии, как средство сохранения и стимулирования здоровья  дошкольника»

2 слайд.

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак

3 слайд.

Здоровье - это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или

 физических дефектов.

(Всемирная организация здравоохранения)

4 слайд.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

5 слайд.

Задачи здоровьесбережения

  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

6 слайд.

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

7 слайд.                                                                                                                             Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Бодрящая гимнастика

8 слайд.

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Точечный массаж
  • Занятия в бассейне
  • Проблемно – игровые и коммуникативные игры
            9 слайд.

Коррекционные технологии

  • Артикуляционная гимнастика
  •  Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Сказкотерапия
  • Цветотерапия
  • Арт –терапия
  • Су-Джок терапия
  • Музыкотерапия

10 слайд.                                                                                                                               Гимнастика пальчиковая

  1. Способствует овладению навыкам мелкой моторики
  2. Помогает развивать речь
  3. Повышает работоспособность коры головного мозга
  4. Развивает психические способности: мышление, память, воображение
  5. Снимает тревожность

11 слайд.                                                                                                                                Дыхательная гимнастика

  1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани
  2. Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание
  3. Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения
  4. Повышает общую сопротивляемость организма

12 слайд.                                                                                                                              Су-Джок терапия

  1. Воздействует на биологически активные точки организма
  2. Стимулирует речевые зоны коры головного мозга
  3. Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом
  4. Развивает мелкую моторику рук
  5. Развивает память, внимание, связную речь

13 слайд.                                                                                                                                   Массаж и самомассаж

  1. Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
  2. Является профилактикой простудных заболеваний
  3. Повышает жизненный тонуса у детей
  4. Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

14 слайд.                                                                                                                        Гимнастика для глаз

  • Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
  • Укрепляет мышцы глаз
  • Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

15 слайд.                                                                                                                         Релаксация

  • Учит детей расслабляться
  • Способствует концентрации внимания
  • Помогает снять напряжение
  • Снимает возбуждение

16 слайд.                                                                                                                  Музыкотерапия

  • Повышает иммунитет детей
  • Снимает напряжение и раздражительность
  • Снимает головную боль
  • Восстанавливает спокойное дыхание

17 слайд.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность коррекционно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.                                                                                    

18 слайд.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!

4.Викторина на тему: «Здоровье».

(Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно - шаг назад)

Вопросы.

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? - ДА.

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? - НЕТ.

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? - НЕТ.

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 чел? - ДА.

5. Правда ли, что бананы снимают плохое настроение? - ДА.

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? - ДА.

7. Правда это или ложь, что есть безвредные наркотики? - ЛОЖЬ.

8. Отказаться от курения легко? - НЕТ.

9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? - НЕТ.

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? - ДА.

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? - ДА

12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? - НЕТ.

13. Молоко полезно пить на ночь? - ДА

14. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? – НЕТ

15.Вредно ли для зрения читать лежа?-Да.

Все, кто оказался в 1 линии, получают приз и садятся на места, а кто во второй линии - остаются .

5.Брифинг – обсуждение: «Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?» 


 Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится.

Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их возрастную двигательную активность, отдых и  др. Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям  нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

  Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1.Перед сном не наедаться.

2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

3. Спать нужно, как можно более раздетым.

4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.

6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

Активная прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий, и включать в себя физическую нагрузку (бег, прыжки, упражнения на тренажерах на детских площадках, пусть самые простые).

Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

  • У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного  организма.

Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.

Подготовка к школе в детском саду осуществляется на занятиях в различных видах деятельности, в результате которой, у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений. Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

  Двигательная активность. Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.  Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Ходьба и бег эффективны для укрепления здоровья и нормализации веса,предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.  

 Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!           При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Вывод: Да если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно уделять этому внимание.

6.Игра «Закончи пословицу!»

Чистота – залог …. здоровья!

Чисто жить – здоровым …. быть!

Кто аккуратен – тот людям …. приятен!

Грязь и неряшливость – путь…. к болезням!

Чистая вода – для хворобы …. беда!

Гигиена, чистота – нам здоровье…. красота!

Быть здоровыми хотим – помогает нам…. режим!

Солнце, воздух и вода – наши лучшие… друзья!

Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).

 Курить – здоровью …вредить.

Кто спортом занимается, тот силы … набирается.

Здоровье дороже … богатства

Проведите дома эту игру с детьми и повторите пословицы!

 Помните, здоровье и успешность ребенка в ваших руках!

Работа с памятками.

Уважаемые родители! На столах лежат памятки по возрастным особенностям физического развития, здоровому образу жизни ребёнка в семье, организации досуговой деятельности и др. Познакомьтесь, пожалуйста, с ними.

Согласны ли вы с данными советами? Если да, то какой из них считаете наиболее значимым? Какие из этих советов вы уже использовали в практике воспитания?

Насколько успешно?

(Родители вслух зачитывают те советы, которые, по их мнению, самые важные и нужные.)

Эти памятки мы дарим вам. Пусть они помогут вам найти золотую середину в укреплении здоровья вашего ребёнка.

(Содержание памяток для родителей смотреть в приложении).

Заключение.

Забота о том, что бы ребенок был здоровым, крепким, ловким, гармонично развитым и успешным – это приоритетные позиции детского сада и семьи. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о пользе физической культуры, спорта и здорового образа жизни, показывать личный пример, тем лучше это отразится на жизни ребенка и его здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Мой опыт работы.

Собран материал о применение различных современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Современные здоровьесберегающие технологии как основа формирования познавательных способностей и психической адаптированности студентов к учебному процессу.

Основной идеей концепции формирования здорового образа жизни в стиле образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философско...

Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы

МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...

Методики обучения и современные образовательные технологии, применяемые в практической деятельности

- Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией- Игровые технологии- Здоровьесберегающая технология...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и ин...

Современные здоровьесберегающие технологии

Тема здоровья детей в современном обществе считается не только актуальной, но и общечеловеческой. В данной презентации рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в детском сад...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе. Здоровый ребенок - успешный ученик.

Здоровьесберегающие технологии затрагивают вопросы, без которых не обойтись в своей работе логопеду и учителю.Автором разработана система упражнений, которая позволяет укрепить дыхательные мышцы, восс...