Современные здоровьесберегающие технологии как основа формирования познавательных способностей и психической адаптированности студентов к учебному процессу.
статья на тему

Онищенко Анжелика Сергеевна

Основной идеей концепции формирования здорового образа жизни в стиле образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           А.С.Онищенко

                                                                              преподаватель физической культуры

                                                   ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»

Современные здоровьесберегающие технологии как основа формирования

познавательных способностей и психической  адаптированности студентов

к учебному процессу.

   Основной идеей концепции формирования здорового образа жизни в стиле

образования является развитие физического и психического здоровья

подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского

гуманистического образования , необходимого для решения задачи

понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

   Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательный

процесс образовательных учреждений способствует становлению и развитию

психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

   Новые образовательные стандарты, новые подходы управления

образованием – все это направлено на реализацию данной задачи.

   Проблема грамотного введения новых педагогических технологий,

оздоровление детей, валеологизации учебного процесса на сегодняшний день

выдвигают на первый план. У преподавателей появился большой стимул по

внедрению инновационных технологий в учебную практику.

   Это, несомненно, огромный плюс. Однако недостаточное владение

теоретическими основами неграмотное обоснование выбора инноваций в

педагогике может привести к плачевным результатам. Чтобы достичь

эффекта и всеобщего успеха в познании уровня санитарно – гигиенической

грамотности, в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, повышения

духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в

формировании здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих

технологий. Педагогика здоровья - новый уровень педагогической науки, на

которой должна базироваться система образования, которая нацелена на

обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующая

повышению уровню здоровья молодежи. В период обучения в техникуме

большое значение имеет формирование потребностей здоровой личности,

на определенной нравственной высоте. Процесс образования должен

обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей студентов

в получении профессионально значимой информации, познания общения,

социальном признании и личностном выражении. Высокие требования

современной жизни к состоянию здоровья усиливают значения физической

культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех молодых

людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной

мере получить физическое воспитание. Здесь ключевая роль принадлежит

формированию культуры личности студента с учетом его индивидуальных

особенностей, для обеспечения высокого биологического потенциала

жизнедеятельности. Для реализации здоровьесберегающих технологий

на всех уровнях образовательного пространства требуется качественное

обучение, развитие и воспитание студентов, не наносящие ущерба их

здоровью. Для этого требуется контроль результатов работы каждого

образовательного учреждения по грамотному внедрению в образовательный

процесс здоровьесберегающих технологий. В работе преподавателя

здоровьесберегающие технологии можно представить как сочетание

принципов педагогики сотрудничества, и эффективных элементов техники

педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной

психологической адаптированности студента к учебному процессу,

заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

   Это работа преподавателя, при которой полноценно выполняется учебная программа, формируя у студентов интерес к предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности студентов для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности студентов обусловлена тем, что это качество играет определяющую роль в жизни человека, именно на данном этапе его развития. Если сравнивать подходы, примеры и методы составляющие здоровьесберегающие технологии, по значимости и эффективности, то на первое место следует поставить обеспечение гигиенических условий обучения, которые обязательны для выполнения. Второе место мы отводим методам, технологиям защищающим здоровье студентов от негативного воздействия преподавателей. Именно от профессиональной работы педагога в конечном итоге зависит появление у студентов дезадаптационных состояний, ухудшение зрения, формирование нездоровий, закомплексованной личности и изменений в сторону безвозвратной утраты здоровья. Но высокий педагогический профессионализм преподавателей,  позволяет достичь благоприятных результатов лишь при условии использования в Себряковском технологическом техникуме, всех здоровьесберегающих технологий.  Понятие «здоровьесберегающие технологии» интегрирует все направления работы образовательного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся.          Здоровьесберегающие технологии,  можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и состоятельными своих детей, будучи им достойным примером. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее взаимодействия на обучающихся и педагогов.  

                                               Литература:

  1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка /В.Ф. Базарный // Экспресс контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005 – 17с.
  2. Лещинский, А.А. Берегите здоровье/ А.А. Лещинский – М.: Физкультура и спорт 2004-247-248с.
  3. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе/ Н.К. Смирнов.- М.:АРКТИ, 2005-320с.
  4. Шевцова, В.Н. Миненко, П.П. Жизнь без вредных привычек/ В.Н. Шевцова, П.П. Миненко. - Хабаровск: ХК ИППК, 2005-60с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже позволяющие сохранять и укреплять здоровье студентов.

Существуют разные иннвационные технологии применяемые в обучении и одними из важных и нужных являются здоровьесберегающие технологии. именно онип позволяют сохранять и укреплять здоровье не только сту...

здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже позволяющие сохранять и укреплять здоровье студентов

здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже позволяющие сохранять и укреплять здоровье студентовПроблема сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни во все времена ...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

«Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»

Круглый стол для родителей по теме «Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми»...

Современные здоровьесберегающие технологии

Тема здоровья детей в современном обществе считается не только актуальной, но и общечеловеческой. В данной презентации рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в детском сад...