Якутский героический эпос Олонхо как фактор нематериального культурного наследия
статья

Россия — многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 180 народов, принадлежащих к разным языковым группам, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. В современном глобальном мире возникает потребность обратить внимание на региональные культуры, которые в течение столетий аккумулировали в себе национальные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Якутский героический эпос Олонхо как фактор нематериального культурного наследия

Харабынова Александра Алексеевна

Студент

Сергеева Анна Анатольевна

Преподаватель

ГБПОУ «Якутский медицинский колледж»

Аннотация. Россия — многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 180 народов, принадлежащих к разным языковым группам, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. В современном глобальном мире возникает потребность обратить внимание на региональные культуры, которые в течение столетий аккумулировали в себе национальные традиции.

Ключевые слова: культура, традиции, обычаи, нравственность, культурное наследие.

Yakut heroic epic Olonkho as a factor of intangible cultural heritage

Kharabynova Alexandra Alexeevna

Student

Sergeeva Anna Anatolievna,

teacher

Yakut Medical College

Annotation. Russia is a multinational state. Today, its territory is home to more than 180 peoples belonging to different linguistic groups, living in different regions and having a peculiar way of life. In the modern global world, there is a need to pay attention to regional cultures that have accumulated national traditions for centuries.

Keywords: culture, traditions, customs, morality, cultural heritage


           Одним из таких регионов является Республика Саха (Якутия), нематериальное культурное наследие которой отличается уникальным многообразием, включающим в себя, например, героический эпос олонхо, национальный праздник ысыах, шаманство, круговой танец осуохай, варган-хомус и др., а также разнообразные виды народных промыслов и ремесел. Нематериальное культурное наследие народа саха является частью общего наследия России в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов, этнических групп и утверждения их культурной самобытности.

Изучение культурного наследия имеет глубокие философские традиции. Понимание культурного наследия формировалась постепенно, сначала в форме размышлений о культуре вообще, и только затем культурное наследие было выделено в качестве самостоятельного объекта исследования. Понятие «наследие» вошло в употребление еще в середине XIX в. и нашло отражение в работах зарубежных и отечественных мыслителей. В своих трудах Фридриха Ницше понимал под «наследием» христианскую религию, в утверждение которой люди верят без каких-либо доказательств [8, с. 306].

Также во второй половине XX века в мировой практике под влиянием интеграционных процессов культурное наследие стали рассматривать с других позиций. Это мы можем наблюдать в трудах известных ученых:

- академик Д.С. Лихачев считает, что наследие есть форма закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, достопримечательные места) [6, с. 27];

- Э. Баллер под культурным наследием понимает совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох [1, с. 160];

- по мнению Ю.А. Веденина, наследием является эстетические и духовные ценности, запечатленные в книгах, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах, традиционные формы хозяйствования и природопользования, т. е. все то, что отражает историю развития природы и культуры; признается ценным в научном и религиозно-духовном, экологическом, эстетическом и просветительском отношениях и рассматривается как национальное достояние [2, с. 79]. Как видим, понимание культурного наследия столь глубоко и многоаспектно, с трудом умещается в рамки термина. Но использование в культурологическом дискурсе предложенной учеными терминологии дает возможность определить функции культурного наследия.

        Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что культурное наследие состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Культурное наследие — это то, что приобрело ценность в прошлом, и ценность того, чего ожидают в будущем. Поскольку эта ценность и ее ожидание изменяются с течением времени, культурное наследие утвердилось в качестве субъекта динамического изменения.

        Сам термин «культурное наследие» сравнительно новый. Его появление связано с принятием на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» 16 ноября 1972 г., где впервые раскрывается состав культурного наследия: «Культурное наследие включает предметы материальной культуры, памятники, группы зданий и территории, обладающие различной ценностью, включая символическую, историческую, художественную, эстетическую, этнографическую или археологическую, имеющие научное и общественное значение» [4, с. 282].

Между тем культурное наследие принято подразделять на материальное и нематериальное. Нематериальное наследие представляет собой совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Серьезные шаги по теоретическому осмыслению проблемы нематериального наследия, его изучения и сохранения были сделаны ЮНЕСКО только в последние годы XX в. Спустя 49 лет после принятия Конвенции 1972 года, в 2003 г., на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия. В материалах Конвенции 2003 г. в ст. 2 приведено следующее определение этого понятия: «Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» [5].

В статье Конвенции 2003 г. к нематериальному культурному наследию отнесены:
- устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

-  исполнительские искусства;

- обычаи, обряды, празднества;

- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [5].

В Конвенции подчеркивается, что охрана нематериального культурного наследия — сложный процесс, предполагающий участие многих сторон, в первую очередь общин и различных групп населения, являющихся создателями этого наследия. Эпос как крупнейший жанр устного фольклора любого народа по своему объему, идее и содержанию является одним из наиболее древних и находящихся сегодня на стадии исчезновения. Следовательно, по данной Конвенции, он нуждается в защите. Как известно, эпос (греч.epos — слово, повествование) трактуется всеми культурологическими словарями как рассказ о событиях прошлого, построенный по принципу гиперболизации. И хотя классический древнегреческий эпос, например, и дошел до нас, благодаря конкретному авторству, но вместе с тем автор эпического произведения не является сочинителем в современном смысле этого слова, он лишь добросовестный пересказчик, чья личность и авторская позиция остаются в тени излагаемых событий. Самым крупным произведением, синтезирующим почти все основные жанры устного творчества якутов, является героический эпос олонхо. Под термином «олонхо» понимается и эпическая традиция в целом, и отдельные сказания, записанные (частично или полностью) от сотен разных носителей устной традиционной культуры. По поэтике и содержанию они несколько сродни образцам мирового эпоса: «Одиссее», «Энеиде», «Песни о Роланде» и т. д., однако между собой разнятся по величине: некоторые насчитывают 2—3 тысячи строк, другие 10—15 тысяч, а олонхо Р.П. Алексеева «Алаатыыр Ала Туйгун» состоит из 56 тысяч строк [7, с. 3].

Необходимость изучения, сохранения и актуализации нематериального культурного наследия остро осознается мировым сообществом, и в связи с этим возрастает роль культурологической науки. Проблема заключается в том, что объекты нематериального наследия по своей специфике поддаются сохранению гораздо труднее, чем объекты материальные. Нематериальные объекты в виде традиций, в случае нарушения механизма ее передачи, утрачиваются навсегда и достаточно быстро, даже на протяжении жизни двух поколений, и в дальнейшем возможна только его реконструкция и в редких случаях его возрождение.

Наблюдаемая в современном обществе тенденция к ослаблению установок на поддержание народных традиций, идущих из глубин веков, их сохранение и актуализация требуют целенаправленных и сознательных действий со стороны сообществ и государства. «Основными методами, позволяющими осуществить актуализацию объектов нематериального культурного наследия, — полагает М. Каулен, — являются: Фиксация; Ревитализация; Реконструкция; Экспериментальное моделирование; Имитационное моделирование; Конструирование» [3, с. 238].

В продолжение этого вывода отметим, что соотношение форм и методов актуализации сохранения нематериального культурного наследия, его использования в современной социокультурной практике находится пока в стадии обсуждений. Россия приступила к работе по созданию Государственного Реестра нематериального культурного наследия, а также к электронной Инвентаризации НКН по Программе ЮНЕСКО. Кроме того, на практике происходит пересмотр понятия «нематериальное культурное наследие», его основных признаков — ценности и подлинности, которые определяются параметрами подлинности материала, ценностного основания, мастерства исполнения, формы его существования и окружения (контекста).

Любой феномен нематериального культурного наследия может располагаться в любой точке бытования среди разных народов. В этом смысле эпическое наследие народов Республики Саха (Якутия), в частности, якутский героический эпос олонхо, не представляет собой исключения. 25 ноября 2005 г. в истории народа саха произошло событие большого общественного и культурного значения — в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже в торжественной обстановке якутский героический эпос олонхо был провозглашен «Шедевром Устного Нематериального Культурного Наследия Человечества». Героический эпос олонхо одним из первых среди тюрко-монгольского эпоса получил статус шедевра ЮНЕСКО. Решение ЮНЕСКО призывает к осознанию ответственности за сохранение, изучение и распространение эпоса. В республике было объявлено Десятилетие олонхо (2005—2015 гг.), успешно реализуется Государственная целевая программа по изучению, сохранению и возрождению олонхо. Принято много документов и проведено важных мероприятий, в том числе Закон РС (Я) «О сохранении и защите эпического наследия народов РС(Я)» (2008 г.); созданы новые учреждения культуры и науки. Установлен Национальный день Олонхо (25 ноября); ежегодно проводятся Ысыахи олонхо (21 июня) и Декада олонхо (20—26 ноября). Созданы Театр олонхо, НИИ «Олонхо» при СВФУ им. М.К. Аммосова, Республиканский центр олонхо, который руководит реализацией ГЦП.

           Эти крупные республиканские мероприятия способствуют популяризации олонхо среди населения и будущих поколений. Основой проведения такой успешной масштабной работы стали энтузиазм и поддержка самого народа на местах. Именно провозглашение шедевром любимого в народе эпического наследия в прошлом вызвало такое народное и общественное движение.

В целом, можно сделать вывод о том, что в культурологическим дискурсе о нематериальном культурном наследии важным является возвращение к духовным истоком прошлого, что определит в какой-то мере и судьбу культуры настоящего и будущего. Порой кажется, что мы, реконструируя прошлое, возвращаем исторический долг, но это не совсем так. В реконструкции прошлого заключена история прошлого и настоящего.

Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации, в частности якутский героический эпос олонхо, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, способствующей формированию толерантности, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в формировании культуры Российского государства.

В конце нужно отметить, что культура — это комплекс определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, которые характеризуют общество или социальную группу. Они включают в себя не только искусство и письменность, но и устные способы воспроизводства ценностей своей культуры, которые были отражены в жанрах фольклора, традициях и верованиях ушедших и живых народов. В этом смысле якутский героический эпос олонхо как фактор нематериального культурного наследия, бесспорно, находится в рамках данного определения.

Список литературы:

Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.

Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект наследия. — СПб.: Институт Наследия, 2004.

Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 7 лет. Сб. науч. статей. — М., 2002.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.)//Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации. — М.: Международные отношения, 1991. — 629 с. Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. // Сайт правозащитного центра Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://pravovrns.ru (дата обращения 21.09.2012 г.)

Лихачев Д.С. Декларация прав культуры и ее международное значение// Наука и жизнь. — 2006. — № 2.

Никифоров В.М. От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу. — Новосибирск.: Наука, 2010.

Ясперс К. Ницше и христианство. Перевод с немецкого: Т.Ю. Бородай. — М.: Медиум, 1994.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

рабочая программа по дисциплине "Культурное наследие родного края"

Рабочая программа дисциплины «Культурное наследие родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по по...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов

Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ан...

Волшебный эпос олонхо

Культурное наследие Якутии....

2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России....