Наставничество, как форма адаптации педагога в образовательных учреждениях
статья

Ли Юлия Александровна

Статья посвящена решению проблемы адаптации молодых педагогов в образовательных организациях, путем наставничества. Автор рассматривает распространенные профессиональные проблемы, встречающиеся в начале трудового пути у педагога. Автор выделяет этапы и инструменты работы наставника. Наставничество, на сегодняшний день носит формальный характер, можно даже сказать, что система наставничества отсутствует. Создание мобильной системы наставничества, способствует оптимизации процесса адаптации и профессионального становления молодого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_raspechatat.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество, как форма адаптации педагога в образовательных учреждениях

Ли Юлия Александровна,

Преподаватель

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Россия, 670033, г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 2

E-mail: varfjulua@gmail.com 

Статья посвящена решению проблемы адаптации молодых педагогов в образовательных организациях, путем наставничества. Автор рассматривает распространенные профессиональные проблемы, встречающиеся в начале трудового пути у педагога. Автор выделяет этапы и инструменты работы наставника. Наставничество, на сегодняшний день носит формальный характер, можно даже сказать, что система наставничества отсутствует. Создание мобильной системы наставничества, способствует оптимизации процесса адаптации и профессионального становления молодого педагога.

Ключевые слова: адаптация; образовательная организация; молодой педагог, наставничество.

Mentoring as a form of teacher adaptation in educational institutions

Julia A Li

Teacher

Baikal College of Tourism and Service

Russia, 670033, Ulan-Ude, Krasnoflotskaya str., 2

E-mail: varfjulua@gmail.com

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

Педагог-это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи имеющее специальную подготовку в этой области. [1, с.186] Когда мы слышим данный термин, нам представляется уверенный, справедливый, чуткий, терпеливый профессионал своего дела. Но в самом начале своей педагогической деятельности не может похвастаться данными характеристиками. Молодой педагог испытывает трудности с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Основные трудности – это направление процесса развития обучаемого, ведение учебной документации и выстраивание отношений с учениками и коллегами. Проблемы возникают оттого, что молодой педагог в начале работы владеет достаточными теоретическими знаниями, но практических умений еще недостаточно, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества.

В настоящее время происходит внедрение наставничества детей в систему образования, и тут хочется отметить, что данный процесс будет иметь актуальность не только для ребёнка, но и для молодых специалистов. Неудовлетворенность своей работой — одна из причин, по которым педагог уходит от своей профессии. Источником такой неудовлетворенности может являться отсутствие поддержки молодых специалистов.

Современная школа имеет необходимость в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. В сегодняшнее время многие исследователи указывают на необходимость возрождения наставничества в современное образование. [2 с.38]

Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции, то есть наставничество – передача личного опыта профессиональной деятельности молодому преподавателю, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Итак, рассмотри какой категории педагогов необходим наставник:

  1. молодым преподавателям, только окончившим ВУЗ/ССУЗ;
  2. вновь пришедшим преподавателям после перерыва в педагогической

деятельности;

  1. преподавателям — неспециалистам, которые в силу различных обстоятельств пришли работать из другой или смежной сферы.

Выше указанные категории педагогов слабо представляют себе повседневную педагогическую работу. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Начинающему педагогу нужна профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей.

Итак, рассмотрим с какими профессиональными проблемами сталкивается молодой педагог:

  1. Заполнение учебной документации;
  2. Недостаток практических навыков в общении с учениками и их родителями;
  3. Взаимоотношения с коллегами;
  4. Нехватка учебно-методических материалов;

Создание мобильной системы наставничества, способствует оптимизации процесса адаптации и профессионального становления молодого педагога. Система должна состоять из практической и теоретической помощи педагога-наставника. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие профессиональных и личностных компонентов деятельности преподавателя.

Систему можно разделить на 3 этапа:

І этап – первые полгода работы молодого педагога: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. На данном этапе происходит поиск методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.

Наставник на первом году своей работы должен вовлечь молодого педагога в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей и способностей. Для достижения поставленной цели, нужно выявить и помочь осознать молодому специалисту свои профессиональные затруднения и осуществить индивидуальное сопровождение. Для решения этих задач возможно использование таких инструментов, как: собеседование, анкетирование, встречи с опытными педагогами, проведение педагогических форумов, как внутри образовательной организации, так и между анализ посещенных занятий, деловые игры, смотр кабинетов начинающих педагогов, индивидуальные консультации, педагогические конференции, тимбилдинг, подведение итогов первого полугодия.

Особое внимание хотелось бы уделить педагогическим форумам молодых педагогов. Проведение данных мероприятий не с целью выявления лучших работ и статей в области проблем образования, а именно поддержки специалистов. Формат мероприятия более неофициальный, возможно в виде игры, где по итогу каждый может поделиться своими начинаниями и опытом своей работы.

ІІ этап – от 6 до 12 месяцев работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми.  Тут будут актуальны такие инструменты, как педагогические семинары, коучинг, возможно мастер-класс, проведение конкурсов на профессиональное мастерство, подведение итогов работы за год.

ІІІ этап – 2-й год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

На данном этапе уже происходит наставником анализ проделанной работы, используя инструменты, такие как – педагогический советы, анализ посещенных занятий, рефлексия.

Успех системы наставничества зависит от привлечения хороших наставников. Каким же должен быть наставник? В первую очередь должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Следующий критерий это - увлеченным своим делом, в частности наставничеством, если наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка, то хорошего результата не стоит ожидать. Не мало важными критериями являются компетентность и комуникативность. Ключевым фактором, который следует учитывать при выборе наставника, является его умение давать объективную оценку, вести воспитательную работу, быть компетентным руководителем.

Для того чтобы взаимодействие с молодым педагогом было максимально плодотворным, педагогу наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать: это не приказывать, не поучать, не подсказывать решения, не оправдывать, не ставить «диагноз».

Наставничество, на сегодняшний день носит формальный характер, можно даже сказать, что система наставничества отсутствует. Введение наставничества в образовательные организации способствуют:

  1. рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога;
  2. высокий уровень вовлеченности молодых специалистов в педагогическую работу,
  3. высокий уровень вовлеченности в культурную деятельность образовательной организации;
  4. увеличение уверенности в собственных силах и развитие творческого и педагогического потенциалов;
  5. улучшение психоэмоционального состояния;
  6. рост успеваемости обучающихся;
  7. внедрение новых методов и способов работы с обучающимися;
  8. сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским коллективом.

Список литературы:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 186
  2. Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения: 01.11.2021).

3. Браже Т.Г. Теоретические основы совершенствования профессионального мастерства учителей. М., 2013. — С. 98–107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая модель педагога в образовательных учреждениях СПО

«Социально-психологическая модель педагогав образовательных учреждениях СПО»   Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособно...

Программа методической работы "Наставничество и социальная адаптация начинающего педагога"

Вопрос социальной адаптации и помощи молодым специалистам актуален в связи с введением с 01.01.2017  профессионального стандарта "Педагого профессионального обучения, профессионального образ...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...

Статья "Роль совместной деятельности образовательного учреждения и предприятий для реализации наставничества"

В статье "Роль совместной деятельности образовательного учреждения и предприятий для реализации наставничества" акцентируется внимание на необходимость организации наставничества на производ...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В данной статье рассматривается наставничество, как профессиональная  помощь молодым специалистам. Описывается деятельность наставника, перечисляются задачи, которые помогают организовать работу ...

Доклад наставничество по форме "Педагог - Педагог"

Наставничество по форме "Педагог - Педагог"...